|
Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речиАвтор статьи: Колосова Татьяна Александровна
Мышление – это процесс познавательной деятельности, позволяющий опосредованно и обобщенно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениям. Мышление позволяет человеку выйти за пределы непосредственной ситуации. Мышление формируется на основе чувственного опыта и практического действия (Дефектология, 2005). На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Проблема соотношения нарушений мышления и речи в условиях речевого дизонотогенеза является ключевой в логопсихологии. Именно поиски решения этой проблемы инициировали развитие логопсихологии как отдельной отрасли научных знаний. Взгляды исследователей на взаимоотношения расстройств мышления и речи в структуре речевого дефекта изменялись на процессе развития психологии лиц с нарушениями речи. Первоначально доминировала позиция, согласно которой, патология интеллектуальной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи считалась первичной. К настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой интеллект при тяжелых нарушениях речи первично сохранен. Нарушения мышления при недоразвитии речи выражены нерезко и имеют сложную структуру, включающую в себя недостаточность регуляции интеллектуальной деятельности, особенности развития невербального мышления и специфические черты вербального мышления. Большинство исследователей склоняются к тому, что в целом дети с ОНР интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных заданий вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Отмечается у таких детей сохранность познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления (Калягин В.А., 2014). Приведенные игры и упражнения помогут родителям в играх с их детьми. Игры и упражнения, направленные на развитие мышления Игры на улице
Оборудование: не требуется Содержание: родители предлагают ребенку узнать по описанию предмет или явление. Примеры: 1.Он выпадает зимой Оборудование: не требуется Содержание: родители называют ребенку фразы, а он должен определить бывает такое или не. Примеры:
Оборудование: не требуется Содержание: мама предлагает ребенку закончить предложения
Оборудование: три любых предмета для сравнения (на улице это можно выполнять, опираясь на окружающие объекты) Содержание: мама предлагает ребенку найти как можно больше вариантов исключения одного из предметов. Например, мама, папа и дочка: папа лишний потому что он - мужчина, а остальные женщины, мама – потому что она в плаще, а остальные в куртке, дочка – потому что она ребенок, а остальные взрослые). Оборудование: не требуется Содержание: мама предлагает ребенку назвать одним словом (3-4 объекта). Примеры:
Оборудование: не требуется Содержание: мама называет ребенку пары слов и просит найти, чем похожи эти объекты и чем отличаются. При нахождении общего родители должны стимулировать ребенка называть обобщающее слово. Примеры:
Оборудование: не требуется Содержание: мама предлагает ребенку перечислить как можно вариантов использования чашки (ложки, линейки, карандаша и т.д.). Лучше называть варианты использования по очереди. Мама начинает игру: «Из чашки можно пить. А еще в чашку можно поставить карандаши. А что еще?». Вариантов, как показывает практика авторов, может быть бесчисленное множество. Оборудование: объекты окружающего мира. Содержание: мам просит ребенка назвать все предметы, которые он видит и которые относятся, например, к транспорту. Варианты На кухне: покажи овощи, фрукты, посуду В комнате: покажи одежду, игрушки, мебель, электроприборы На улице: покажи деревья, цветы. Игры дома
Оборудование: ряды для исключение Содержание: мама просит ребенка прослушать слова, сказать, что лишнее и объяснить почему.
Внимание! Игра на слух проводится не раньше 5, 5 лет. До этого возраста используется наглядный материал. При обосновании исключения обращайте внимание ребенка на обобщение и исключение, исходя из родовых признаков. Например, в первом случае лишняя «ложка» - т.к. это столовый прибор, а остальное – посуда. Вариант обобщения «ложкой едят» тоже правильный, но он основан на функциональном, а не родовом обобщении. Оборудование: объекты окружающего мира. Примеры того, что можно использовать. На кухне: крышки от бутылок В комнате: прищепки, пуговицы, гайки, вилки и т.д. На улице: желуди, камни, листья и т.д. Содержание: мама составляет ряд, например, крышка от бутылки, гайка, пуговица, крышка от бутылки и просит ребенка продолжить ряд. Вариант игры: на листе бумаги рисуется ряд, которые необходимо продолжить. Оборудование: разрезанные картинки. Можно использовать открытки, иллюстрации из журналов и рекламных проспектов. Содержание: мама предлагает ребенку собрать разрезанную картинку из частей, опора на целую картинку при этом не дается. Лучше начинать с картинки, разрезанной на 4 части, постепенно увеличивая количество разрезов и сложность изображения на картинке.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|