Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Мышление – это процесс познавательной деятельности, позволяющий опосредованно и обобщенно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениям. Мышление позволяет человеку выйти за пределы непосредственной ситуации. Мышление формируется на основе чувственного опыта и практического действия (Дефектология, 2005).

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Проблема соотношения нарушений мышления и речи в условиях речевого дизонотогенеза является ключевой в логопсихологии. Именно поиски решения этой проблемы инициировали развитие логопсихологии как отдельной отрасли научных знаний. Взгляды исследователей на взаимоотношения расстройств мышления и речи в структуре речевого дефекта изменялись на процессе развития психологии лиц с нарушениями речи. Первоначально доминировала позиция, согласно которой, патология интеллектуальной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи считалась первичной. К настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой интеллект при тяжелых нарушениях речи первично сохранен. Нарушения мышления при недоразвитии речи выражены нерезко и имеют сложную структуру, включающую в себя недостаточность регуляции интеллектуальной деятельности, особенности развития невербального мышления и специфические черты вербального мышления.

Большинство исследователей склоняются к тому, что в целом дети с ОНР интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных заданий вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Отмечается у таких детей сохранность познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления (Калягин В.А., 2014).

Приведенные игры и упражнения помогут родителям в играх с их детьми.

Игры и упражнения, направленные на развитие мышления

Игры на улице

  1. Узнай по описанию

Оборудование: не требуется

Содержание: родители предлагают ребенку узнать по описанию предмет или явление.

Примеры:

1.Он выпадает зимой

  • Они показывают время
  • На этом жарят блины/ варят суп
  • Этим моют голову/чистят зубы, моют руки
  • Этим режут хлеб
  • Этим причесываются
  • В это смотрятся
  • Это читают (книга, газета, журнал)
  • Этим гладят белье и т.д.
  • Бывает – не бывает
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: родители называют ребенку фразы, а он должен определить бывает такое или не.

    Примеры:

    1. Летом идет снег
    2. Кошки бывают зеленого цвета
    3. Собаки мяукают
    4. Каждое утро мы ужинаем
    5. Волк боится зайца
    6. В чай кладем соль
    7. Улицу надо переходить на красный свет
    8. Дед мороз приходит летом
    9. Ночью светит солнце
    10. Лиса любит морковку
    11. Продукты хранят в плите.
    12. На столе сидят
    13. Противоположности

    Оборудование: не требуется

    Содержание: мама предлагает ребенку закончить предложения

    • мышка маленькая, а лев ..
    • зимой холодно, а летом…
    • конфета сладкая, а лимон…
    • днем светло, а ночью…
    • диван мягкий, а табурет…
    • чай горячий, а мороженое…
  • Найти как можно вариантов исключения лишнего
  • Оборудование: три любых предмета для сравнения (на улице это можно выполнять, опираясь на окружающие объекты)

    Содержание: мама предлагает ребенку найти как можно больше вариантов исключения одного из предметов. Например, мама, папа и дочка: папа лишний потому что он -  мужчина, а остальные женщины, мама – потому что она в плаще, а остальные в куртке, дочка – потому что она ребенок, а остальные взрослые).

  • Назови одним словом
  • Оборудование: не требуется

    Содержание: мама предлагает ребенку назвать одним словом (3-4 объекта).

    Примеры:

    1. Лук, помидор, огурец – это…
    2. Банан, яблоко, апельсин – это…
    3. Осина, дуб, береза – это…
    4. Слон, обезьяна, жираф – это…
    5. Лиса, волк, медведь – это..
    6. Сравнение понятий

    Оборудование: не требуется

    Содержание: мама называет ребенку пары слов и просит найти, чем похожи эти объекты и чем отличаются. При нахождении общего родители должны стимулировать ребенка называть обобщающее слово.

    Примеры:

    1. Яблоко и груша
    2. Свекла и морковь
    3. Береза и дуб
    4. Кошка и собака
    5. Карандаш и краски
    6. Платье и брюки
    7. «Для чего еще нужна чашка…»

    Оборудование: не требуется

    Содержание: мама предлагает ребенку перечислить как можно вариантов использования чашки (ложки, линейки, карандаша и т.д.). Лучше называть варианты использования по очереди. Мама начинает игру: «Из чашки можно пить. А еще в чашку можно поставить карандаши. А что еще?». Вариантов, как показывает практика авторов, может быть бесчисленное множество.

  • «Покажи мне…»
  • Оборудование: объекты окружающего мира.

    Содержание: мам просит ребенка назвать все предметы, которые он видит и которые относятся, например, к транспорту.

    Варианты

    На кухне: покажи овощи, фрукты, посуду

    В комнате: покажи одежду, игрушки, мебель, электроприборы

    На улице: покажи деревья, цветы.

    Игры дома

    1. Исключение лишнего

    Оборудование: ряды для исключение

    Содержание: мама просит ребенка прослушать слова, сказать, что лишнее и объяснить почему.

    • Чашка, стакан, ложка
    • Огурец, помидор, яблоко
    • Банан, апельсин, хлеб
    • Тарелка, вилка, конфета
    • Носок, майка, кубики
    • Кукла, мячик, чашка
    • Книга, газета, ножницы

    Внимание! Игра на слух проводится не раньше 5, 5 лет. До этого возраста используется наглядный материал. При обосновании исключения обращайте внимание ребенка на обобщение и исключение, исходя из родовых признаков. Например, в первом случае лишняя «ложка» - т.к. это столовый прибор, а остальное – посуда. Вариант обобщения «ложкой едят» тоже правильный, но он основан на функциональном, а не родовом обобщении.

  • «Продолжи ряд»
  • Оборудование: объекты окружающего мира. Примеры того, что можно использовать.

    На кухне: крышки от бутылок

    В комнате:  прищепки, пуговицы, гайки, вилки и т.д.

    На улице: желуди, камни, листья и т.д.

    Содержание: мама составляет ряд, например, крышка от бутылки, гайка, пуговица, крышка от бутылки и просит ребенка продолжить ряд.

    Вариант игры: на листе бумаги рисуется ряд, которые необходимо продолжить.

  • Складывание разрезных картинок
  • Оборудование: разрезанные картинки. Можно использовать открытки, иллюстрации из журналов и рекламных проспектов.

    Содержание: мама предлагает ребенку собрать разрезанную картинку из частей, опора на целую картинку при этом не дается. Лучше начинать с картинки, разрезанной на 4 части, постепенно увеличивая количество разрезов и сложность изображения на картинке.

     

     



    Просмотров: 561
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Мама, купи мне!!! Что сколько стоит - как объяснить ребенку?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Мама-папа-терапия или 20 посланий своему ребенку
  • Мама устала. Что же можно сделать?
  • Мама, меня не любят дети!!! Как помочь ребенку - изгою?
  • Достаточно хорошая мама. Что это значит?
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Содержание речи. Три составных части марксизма...
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Содержание речи. Как дразнить гусей
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Нужна ли ребенку идеальная мама?
  • Зачем ребенку нужна мама
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Мама выходит на работу. Как помочь ребенку привыкнуть к няне.
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Мама, я это сделаю лучше тебя! Отношения в паре, ч.2
  • Развитие речи ребенка
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Моторика ребенка и развитие речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь