Согласно современным представлениям конфликты не только сопровождают всю нашу жизнь, но и являются, чуть ли не обязательным условием развития любой системы, в том числе и человека. Однако нельзя не отметить, что большинство людей воспринимают конфликты как негативное явление и связано это с тем фактом, что их последствия зависят от того, как они разрешены. Особое значение разрешение конфликтов имеет в педагогической сфере, поскольку связано с развитием личности ребенка.
На базе школы-интерната для детей с нарушениями речи нами было проведено исследование особенностей конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Исследование проводилось в три этапа, включало в себя диагностику и коррекцию и показало следующие результаты:
1. Конфликты детей младшего школьного возраста с нарушением речи характеризуются рядом особенностей, среди которых некоторые личностные характеристики и специфика учреждения образования в котором они обучаются.
2. У большинства испытуемых отмечается негативное отношение к учителям и обучению, низкая учебная мотивация, которые могут быть связаны с повышенной потребностью в позитивной обратной связи и психологической поддержке, являющиеся следствием недостатков семейного воспитания.
3. Отсутствие интереса к обучению в сочетании со страхом взаимодействия с педагогоми, создаваемым некорректным общением учителей, способствует развитию тревожности, замкнутости, агрессивности, усугублению речевых нарушений, снижению успеваемости и, как следствие, к раздражительности и агрессивности педагогов.
4. Во взаимодействии педагогов и младших школьников не отмечается открытого конфликтного взаимодействия, конфликты носят скрытый характер, что связано как с неравенством социального положения, так и с возрастными и речевыми особенностями детей. Создаваемое таким положением вещей психологическое напряжение проявляется через протестные реакции детей (как правило, психосоматические) и личностные нарушения у педагогов. Усложняет изменение ситуации традиционно сложившееся правило приписывать ответственность за конфликт психологическим проблемам детей.
5. Специально разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют преодолению страха речи, снижению тревожности, агрессивности у детей, содействует их психологической адаптации и развитию умения конструктивно разрешать конфликты со сверстниками и педагогами.
6. Отдельного, более подробного исследования и поиска путей коррекции требует ситуация взаимодействия в системе учитель-ученик в данном учреждении.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.