Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку

Киричик, Е.С. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / Е.С.Киричик // Подолання мовних та комунікативних бар‘єрів: освіта, наука, культура : збірник наукових праць / за ред. О.В. Ковтун, С.М. Ягодзінського. – К. : НАУ, 2019. – С. 260-265

Елена Киричик

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

г. Брест (Республика Беларусь)

Современное общество с уверенностью называют информационным, это объясняется стремительной общественной жизнью, которая требует активной и продуктивной коммуникации. Чтобы общение и взаимодействие соответствовало требованиям современности важно владеть не только своим родным языком, но и, как минимум, одним иностранным. 

Высокие требования жизни заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения. В этом смысле проблема обучения иностранному языку приобретает особое значение: когда начинать обучение и как его осуществлять в детском возрасте, чтобы его изучение приносило удовольствие и пользу для всех участников образовательного процесса.

Данную проблему можно обозначить как учет психологических особенностей участников образовательного процесса. Началом в изучении психологических факторов обучения иностранным языкам называют исследования В.А. Артемова (1969), которые заложили фундамент новой отрасли педагогической психологии – психологии обучения иностранным языкам.

Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, В.И. Ильина, Е.С. Ильинская и другие ученые также внесли существенный вклад в исследование данного направления. Основные проблемы психологии обучения иностранному языку – это восприятие и понимание речи, осознание языка, взаимосвязь языка и мышления, языка и речи, языка и интеллектуального развития, нейролингвистика, психологические основы культуры речи и др. [3, с. 86].

В работах С. Тектен отмечается, что поскольку нейрофизиологический механизм мозга очень активен у детей дошкольного возраста, то язык автоматически фиксируется в мозгу, «запечатляется». В старшем возрасте такой механизм постепенно ослабевает и со временем пропадает вовсе [9, с. 145].

К.Д. Ушинский считал, что маленький ребенок может научиться говорить на иностранном языке за несколько месяцев лучше, чем взрослый за несколько лет [8, с. 56].

И.М. Шутова предлагает рассматривать дошкольный возраст как важный подготовительный период обучения иностранному языку, служащий основой дальнейшего овладения в младшей школе навыками чтения и письма на иностранном языке [11].

Таким образом, раннее начало обучения обеспечивает более эффективное овладение иностранным языком. Второй язык, выученный в дошкольном детстве, позволяет создать у ребенка две языковые картины, которые дают возможность, знакомясь с иной культурой жизни и мышления увидеть мир по-разному сквозь призму каждого из языков [8, с. 61].

Успех обучения дошкольников иностранному языку во многом зависит от понимания психологических особенностей данного возраста, соответствующей методики обучения и конечно от самой личности преподавателя [1, с. 169].

Чтобы обучение было эффективным в центре обучения должен находиться сам ребенок, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ребенок-ученик как личность. Все методические решения педагога должны преломляться через «призму личности обучаемого» [8, с. 69].

В периоде, охватывающем дошкольный возраст, происходят значительные преобразования в деятельности всех психофизиологических систем [4].

Восприятие становится многоплановым, осмысленным, целенаправленным, анализирующим, постепенно развивается апперцепция. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними [5, с. 118].

Внимание дошкольника отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Постепенно внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Память дошкольника становится ведущей функцией возраста. Если события имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь [6, с. 45].

Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в возрасте 2-6 лет является то, что его первые обобщения связаны с действием [7].На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Предпосылки для развития логического мышления, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с  другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка [6, с. 92].

К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Старший дошкольник может пересказать прочитанный рассказ, описать картину, передать свои впечатления об увиденном [5, с. 126]. Важной особенностью становится появление внутренней речи. Внутренняя речь – вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения [7].

Центральными новообразованиями дошкольного возраста называют: новую внутреннюю позицию; соподчинение мотивов, самооценку и осознание своего места в системе общественных отношений [2].

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения [10, с. 215].

Таким образом, дошкольный возраст имеет возрастные границы от 2-3 лет до 6-7 лет. Данный возрастной период можно назвать периодом активного роста и развития детей. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические способности, психические процессы, формируются новые социальные навыки, совершенствуется личностное развитие.

Учитывая все особенности возраста, организация образовательного процесса при обучении иностранному языку может опираться на следующие рекомендации:

- вести занятия с детьми в непринужденной доверительной эмоционально-положительной обстановке;

- использовать различные виды деятельности: познавательно-поисковая деятельность, сюжетно-ролевые игры, сказки, творческая деятельность, двигательная активность;

- использовать наглядные, привлекающие внимание материалы: аудио- и видеоматериалы, игрушки, яркие схемы и картинки и др.;

- чередовать различные виды и направленность деятельности; 

- вести диалог с обучающимися, использовать сюрпризные моменты; - привлекать родителей к образовательному процессу; - уделять особое внимание не просто заучиванию материала детьми, а формировать стремления его усвоить, формировать общее понятие о языке;

- уделять внимание собственному профессионально-личностному саморазвитию.

Таким образом, для организации преподавания иностранного языка дошкольникам особое значение имеет наглядно-действенная, предметно-практическая, личностно ориентированная, коммуникативно-деятельностная, эмоционально-насыщенная опора построения учебного общения.

При обучении иностранному языку педагогу требуются не только конкретные языковые знания, но и понимание общих филологических, психологических, педагогических закономерностей развития ребенка, а также умение соединить общие способности ребенка, в особенности речь на родном языке, с развитием речи на иностранном языке [8].

Список использованных источников

1. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку. Ученые записки ЗабГУ. Чита, 2013. № 6(53). – С. 167-171.

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос-пресс, 2003. – 264 с.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Сфера, 2001. – 464с.

6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

7. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 368 с.

8. Родина Н.М., Протасова. Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. Москва: Владос, 2010. – 201 с.

9. Тектен С. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в семье. Вестник РГГУ. № 8/09. 2009. Москва. – С. 141-148. 265

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

11. Шутова И.М. Раннее обучение иностранному языку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://conf.grsu.by › alternant2016 › index64. – Дата доступа: 11.10.2019.

http://www.er.nau.edu.ua/



Просмотров: 522
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение иностранному языку, как тренинг работы с отношениями
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Подводные камни дошкольного обучения
  • Развивающее общение вместо раннего развития и обучения.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь