|
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языкуАвтор статьи: Киричик Елена Станиславовна
Киричик, Е.С. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / Е.С.Киричик // Подолання мовних та комунікативних бар‘єрів: освіта, наука, культура : збірник наукових праць / за ред. О.В. Ковтун, С.М. Ягодзінського. – К. : НАУ, 2019. – С. 260-265 Елена Киричик Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина г. Брест (Республика Беларусь) Современное общество с уверенностью называют информационным, это объясняется стремительной общественной жизнью, которая требует активной и продуктивной коммуникации. Чтобы общение и взаимодействие соответствовало требованиям современности важно владеть не только своим родным языком, но и, как минимум, одним иностранным. Высокие требования жизни заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения. В этом смысле проблема обучения иностранному языку приобретает особое значение: когда начинать обучение и как его осуществлять в детском возрасте, чтобы его изучение приносило удовольствие и пользу для всех участников образовательного процесса. Данную проблему можно обозначить как учет психологических особенностей участников образовательного процесса. Началом в изучении психологических факторов обучения иностранным языкам называют исследования В.А. Артемова (1969), которые заложили фундамент новой отрасли педагогической психологии – психологии обучения иностранным языкам. Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, В.И. Ильина, Е.С. Ильинская и другие ученые также внесли существенный вклад в исследование данного направления. Основные проблемы психологии обучения иностранному языку – это восприятие и понимание речи, осознание языка, взаимосвязь языка и мышления, языка и речи, языка и интеллектуального развития, нейролингвистика, психологические основы культуры речи и др. [3, с. 86]. В работах С. Тектен отмечается, что поскольку нейрофизиологический механизм мозга очень активен у детей дошкольного возраста, то язык автоматически фиксируется в мозгу, «запечатляется». В старшем возрасте такой механизм постепенно ослабевает и со временем пропадает вовсе [9, с. 145]. К.Д. Ушинский считал, что маленький ребенок может научиться говорить на иностранном языке за несколько месяцев лучше, чем взрослый за несколько лет [8, с. 56]. И.М. Шутова предлагает рассматривать дошкольный возраст как важный подготовительный период обучения иностранному языку, служащий основой дальнейшего овладения в младшей школе навыками чтения и письма на иностранном языке [11]. Таким образом, раннее начало обучения обеспечивает более эффективное овладение иностранным языком. Второй язык, выученный в дошкольном детстве, позволяет создать у ребенка две языковые картины, которые дают возможность, знакомясь с иной культурой жизни и мышления увидеть мир по-разному сквозь призму каждого из языков [8, с. 61]. Успех обучения дошкольников иностранному языку во многом зависит от понимания психологических особенностей данного возраста, соответствующей методики обучения и конечно от самой личности преподавателя [1, с. 169]. Чтобы обучение было эффективным в центре обучения должен находиться сам ребенок, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ребенок-ученик как личность. Все методические решения педагога должны преломляться через «призму личности обучаемого» [8, с. 69]. В периоде, охватывающем дошкольный возраст, происходят значительные преобразования в деятельности всех психофизиологических систем [4]. Восприятие становится многоплановым, осмысленным, целенаправленным, анализирующим, постепенно развивается апперцепция. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними [5, с. 118]. Внимание дошкольника отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Постепенно внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Память дошкольника становится ведущей функцией возраста. Если события имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь [6, с. 45]. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в возрасте 2-6 лет является то, что его первые обобщения связаны с действием [7].На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Предпосылки для развития логического мышления, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка [6, с. 92]. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Старший дошкольник может пересказать прочитанный рассказ, описать картину, передать свои впечатления об увиденном [5, с. 126]. Важной особенностью становится появление внутренней речи. Внутренняя речь – вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения [7]. Центральными новообразованиями дошкольного возраста называют: новую внутреннюю позицию; соподчинение мотивов, самооценку и осознание своего места в системе общественных отношений [2]. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения [10, с. 215]. Таким образом, дошкольный возраст имеет возрастные границы от 2-3 лет до 6-7 лет. Данный возрастной период можно назвать периодом активного роста и развития детей. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические способности, психические процессы, формируются новые социальные навыки, совершенствуется личностное развитие. Учитывая все особенности возраста, организация образовательного процесса при обучении иностранному языку может опираться на следующие рекомендации: - вести занятия с детьми в непринужденной доверительной эмоционально-положительной обстановке; - использовать различные виды деятельности: познавательно-поисковая деятельность, сюжетно-ролевые игры, сказки, творческая деятельность, двигательная активность; - использовать наглядные, привлекающие внимание материалы: аудио- и видеоматериалы, игрушки, яркие схемы и картинки и др.; - чередовать различные виды и направленность деятельности; - вести диалог с обучающимися, использовать сюрпризные моменты; - привлекать родителей к образовательному процессу; - уделять особое внимание не просто заучиванию материала детьми, а формировать стремления его усвоить, формировать общее понятие о языке; - уделять внимание собственному профессионально-личностному саморазвитию. Таким образом, для организации преподавания иностранного языка дошкольникам особое значение имеет наглядно-действенная, предметно-практическая, личностно ориентированная, коммуникативно-деятельностная, эмоционально-насыщенная опора построения учебного общения. При обучении иностранному языку педагогу требуются не только конкретные языковые знания, но и понимание общих филологических, психологических, педагогических закономерностей развития ребенка, а также умение соединить общие способности ребенка, в особенности речь на родном языке, с развитием речи на иностранном языке [8]. Список использованных источников 1. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку. Ученые записки ЗабГУ. Чита, 2013. № 6(53). – С. 167-171. 2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос-пресс, 2003. – 264 с. 3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с. 4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с. 5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Сфера, 2001. – 464с. 6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999. – 456 с. 7. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 368 с. 8. Родина Н.М., Протасова. Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. Москва: Владос, 2010. – 201 с. 9. Тектен С. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в семье. Вестник РГГУ. № 8/09. 2009. Москва. – С. 141-148. 265 10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. 11. Шутова И.М. Раннее обучение иностранному языку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://conf.grsu.by › alternant2016 › index64. – Дата доступа: 11.10.2019. http://www.er.nau.edu.ua/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|