Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.

Развитие символической функции у детей дошкольного возраста

В практике терапевтической работы с детьми с  применением юнгианского анализа в детском центре иногда возникает проблема, так как  многие дети, приходящие на коррекцию и терапию, имеют недостаточное развитие символической функции [1] в силу низкого уровня развития психики и, часто, общей интеллектуальной незрелости. Исходя из теории Биона [2], можно понять, что психика таких детей наполнена недифференцированными кластерами объектов, которые сложно спроецировать на игрушки, и игровая и песочная терапия становится недоступна. Анализ сновидений  затруднен, так как сны такие дети часто не помнят. Таким детям   неинтересно заниматься их разбором,  к тому же,  зачастую,  уровень их речевого развития не дает им возможность передать содержание сна в вербальной форме.

До того, как психолог прошел обучение в МААПе техникам детского анализа,  коррекционная работа с ребенком  сводилась чаще всего к  предметно – манипулятивной игре. Юнгианский подход позволил по-новому взглянуть не только на игровую деятельность ребенка, но и особое внимание обратить  на игры в сухом бассейне. В сухой бассейн ребенок погружен полностью, он может двигаться в нем, как в лоне у матери. Круглая форма бассейна отсылает нас к образу самости, к образу симбиотического двуединства матери и ребенка. Крупные предметы: палатка, большие мячи и разноцветные маленькие мячики – с этими предметами можно взаимодействовать телесно – являются более простыми для восприятия. В результате анализа такой игры с юнгианской позиции, контейнирования переживаний ребенка, создание  принимающей и безопасной атмосферы произошло  положительное изменение динамики развития у детей и через некоторое время дети переходили к сюжетно-ролевой игре, что позволяло психологу работать с ними уже на символическом уровне, а так же давать интерпретации и прорабатывать ранее недоступный для осознания материал.  Так  произошло  рождение переходного пространства: от предмета – к бессознательному ребенка, от моторной деятельности – к символической игре.

Рассмотрим пример.

Мальчика  5 лет привела на занятия в центр в 2010 году бабушка с жалобами на страх  ребенка перед мужчинам, особенно он боялся дворников; так же ее волновало поведение ребенка – он был абсолютно неуправляемый. Делал только то, что хотел сам. Бабушку раздражало, что ребенок постоянно задает одни и те же вопросы, рассуждает на одни и те же темы – метро, трубопроводы, смена дорожного покрытия. Бабушка с ним не справлялась. Как способ воспитания использовала угрозы, что оставит его или отдаст полиции. Мать практически не принимала участие в воспитании ребенка, по отношению к нему была амбивалентна. С самого рождения обязанности матери выполняла бабушка. Отец в воспитание мальчика не участвует.

Занятия психолога ребенок посещал с удовольствием, но стремился взаимодействовать по своему, систематически нарушал правила и границы: отказывался уходить из кабинета по окончанию занятия, специально ломал игрушки, кидался на специалиста с кулаками, прижимался к нему, не видя разницы между своим телом и телом психолога. Демонстрировал интересы, которые не являются обычными для его возраста – названия станций метро, имена популярных исполнителей, названия спортивных игр – «бильярд», «кий». Игровая деятельность была представлена несколькими шаблонными сюжетами, в которых он проигрывает тревожный для себя материал. Особенно его привлекала игра в сухом бассейне (круглом), посередине которого находилась палатка. Постепенно, с помощью психолога, возникал сюжет, в которой он плывет на корабле (палатка) и тонет, а психолог должен его спасти.

Терапевтическая работа заключалась в установление границ – начиная с границ своего тела, кончая социальными правилами и нормами. Создания безоценочной ситуации, в которой ребенок может свободно проигрывать тревожащие его события раз за разом [3]. Связь его сюжетов с реальными событиями из его жизни, проговаривание эмоций. Опыт игры в бассейне позволил ребенку интегрировать свой негативный опыт взаимодействия с материнской фигурой, научиться справляться с деструктивными влечениями. Психолог помогал придать форму и смысл его аффектам, конкретизируя и развивая сюжет. В 2014 году ребенок пошел в массовую школу, он стал способен принимать правила, действовать по ним, научился выражать свои негативные чувства социально одобряемым способом, страхи перед мужчинами нивелировались.  Мать включилась в воспитание ребенка, наладились отношения с бабушкой, в занятиях с психологом больше нет необходимости.

Таким образом пространство сухого бассейна круглой формы дает возможность ребенку регрессировать на симбиотический уровень функционирования психики [4]. Дети начинают с младенческой игры в бассейне на занятиях – ползанье, перевороты, манипулирование маленькими шариками. Принимающая установка психолога, нахождение в круге, удовольствие от движения собственного тела позволяют восполнить недостаток материнской любви. Психолог постепенно наполняет содержание игры, придает ей форму и смысл, актуальный для ребенка. Дети, через активное движение и контактирование с объектами сухого бассейна, получают возможность лучше осознать границы своего тела, принять его, почувствовать свою целостность, что в свою очередь создает предпосылки для прохождения следующих этапов созревания психики и способствуют развитию символической функции.

Список литературы (Reference)

  • Новые направления в игровой террапии: Проблемы, процесс и особые популяции /  под ред. Г. Л. Лендретта. Пер. С анг. – М. Когито-Центр, 2007 стр 22-24, стр 41-49
  • Bion W. R. (1963) Elements of Psycho-Analysis. London: William Heinemann.
  • Виникот Д. В. Маленькие дети и их матери /пер с англ. Н. М. Падалко. – М. : независимая фирма «Класс», 2013
  • Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер с англ. – М. : Когито- Центр. 2011, 2011


  • Просмотров: 577
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Бабушка приехала...! О сложностях выстраивания границ в воспитании ребенка со старшим поколением
  • Кем же вырастут наши дети? Воспитание современного ребенка
  • Дети и гаджеты! Борьба за своего ребенка
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Мудрое родительство: развитие и воспитание ребенка раннего возраста
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь