Роль игры в жизни ребенка

Автор статьи: Лилия Князева

Роль игры в жизни ребенка

Вы помните, как играли в детстве? А во что? А какая игра была любимой? А Вы знаете, что Ваши «прятки-жмурки-пятнашки» оказывали психотерапевтическое действие? А придуманные лично Вами повторяющиеся игры позволяли Вам наполниться чем-то недостающим (любовью, заботой, ощущением силы, нужности и т.д.)?

А как Вы сейчас относитесь к играм Ваших детей? Для чего ребенку нужна игра?

Наверное, лучше всего об это сказали бы сами дети. Поэтому я воспользуюсь цитатой одного мальчика: «Игра – это то, что я делаю, когда никто не говорит мне, что я должен делать».

Игра – это детская работа. Активность младенца, выбрасывающего только что поднятую бутылочку, и игра в «маму-папу» дошкольника - это деятельность, где есть место случайным открытиям и превращениям. Территория, на которой происходит процесс познания и изменения мира, приобретение новых навыков. Место, где ребенок проявляет себя целиком, в своей уникальности и спонтанности.

Живая игра всегда сопровождается радостью, увлеченностью, будит инициативу и активность, способствует выражению чувств. Импровизация, решение интересных задач и нахождение новых путей – необходимые во взрослой деятельности качества – не тренируются обучением, они формируются во время игры.

Для чего играют дети?

Младенец не играет самостоятельно. И, тем не менее, он нуждается в игре так же, как в еде и уходе. Через телесные игры («Сорока-ворона» «По кочкам»), потешки мама помогает малышу ощутить и эмоционально прочувствовать разные части тела в контакте с ее руками. Это помогает ребенку сформировать образ своего телесного «Я» - основы для развития личности. Ведь наличие тела – это признание «Я существую».

Примерно с 6 месяцев ребенок начинает трогать, трясти, бросать предметы. «Движущаяся рука всегда поначалу учит глаз». Так формируется способность выделять предмет из общей массы, воспринимать его как что-то отдельное. Это позволяет успешно ориентироваться в пространстве внешнего мира.

В 1-2 года бегает, залазит, пролазит. Постоянно в движении. Опытным путем открывает для себя параметры внешнего мира. Проживает собой расстояния между предметами, их размеры, форму, тяжесть. И при этом познает параметры собственного тела, их единство и постоянство – продолжает формировать образ собственного тела, начатого мамой в младенчестве.

В 2-3 года с упоением строит и начинает рисовать. Строит из песка, кубиков, кастрюль. Ломает и снова строит. Таким образом проявляются его представления о мироустройстве. Формируется достигнутое собственным умом понимание, как устроен мир. Рисует точки, закарлючки, каракули. Открывает для себя возможность целенаправленно оставлять следы в мире. Обнаруживая края листа, перестав выходить за его пределы, видит границу ситуации. Чуть позже, годам к трем, открывает знаковую функцию – «закарлючка» может быть машиной, солнцем, мамой. К четырем годам открывает верх и низ в пространстве.

Одновременно, в 2-3 года, появляется новая способность: «удваивать мир». Т.е. фантазировать – представлять образы в своем воображении. Большинство значимых предметов становятся героями событий. Это находит отражение в игре. Эта способность дает ощущение силы, овладения ситуацией.

После трех лет появляется сюжетно-ролевая игра. Появляется разыгрывание сцен, появление ролей. Появляется возможность переработать свои переживания, преобразовать свой мир. Возникает потребность в участии другого, формируются навыки общения, принятие определенных правил.

"Дети играют спонтанно, если им не мешать. Они просто следуют своей программе развития. И до сегодняшнего дня не придумано лучшего способа для развития интеллекта и формирования характера". ( К.Фопель)

Зачем психотерапевты играют с детьми?

Кроме пользы в процессе развития ребенка, игра обладает большим лечебным потенциалом. Ее еще называют «королевской» дорогой к детям.

Во-первых, для ребенка это его «родной» понятный язык.

Во-вторых, игра привносит напряженность и удовольствие, раскрывает спонтанность и активность, а это подогревает интерес ребенка.

В-третьих, игра всегда связана с психической реальностью ребенка – тем, как он видит этот мир. И помогает узнать о ребенке много. Имеет значение отношение ребенка к игре, выбор игрушек или предметов для игры, есть ли роли, как герои общаются, о чем игра и т.д. Это дает информацию о фазе развития самого ребенка, его отношений с другими, какими переживаниями и чувствами наполнен его мир.

В-четвертых, одновременно с изображением действительности в игре дети и изменяют ее, находят выход из сложившейся ситуации. Игра ориентирована не на проблему, а на ее решение!

Терапевтические игры бывают разные.

Кому-то из детей нужны игры из младенческого периода, чтоб доформировать недостающую базу.

Для кого-то полезней подвижные игры, цель которых – снятие избытка торможения, скованности и страха.

Кто-то нуждается в сюжетно-ролевой игре, чтобы решить специфическую проблему или преодолеть симптом.

Терапевт, предлагая, показывая и поощряя к игре, дает ребенку возможность использовать инструменты для саморегуляции и восстановления психики.

Зачем родителям играть с детьми?

Во-первых, это увлекательно.

Во-вторых, «импровизация, решение интересных задач и нахождение новых путей – необходимые во взрослой деятельности качества – не тренируются обучением, они формируются во время игры». Вы уверены, что Вам это не надо?

В-третьих, совместно проведенное в эмоционально приятной атмосфере время – это хороший ресурс для отношений.

В-четвертых, совместная игра позволяет лучше понять друг друга, научиться новому взаимодействию.

В-пятых, в игре можно выразить и прожить разные чувства. Ведь мама в роли сердитой кошки не так страшна, как просто сердитая мама?

И в-шестых: ребенку важно быть замеченным и одобренным в его игре и удовольствии! Это принятие его достижений.

Оказывается, игра - это простое, безопасное и эффективное средство для развития, исцеления, улучшения отношений и удовольствия! Играйте со своими детьми!



Просмотров: 739
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Игры без правил или игра в правду
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • «Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка
  • Какая классная игра - волейбол! (семейные отношения - игра на чужом поле)
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Жизнь, Игра, сцена, закулисье: «Игра прошла по нашим тонким местам»
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Игра - репетиция жизни ребенка
  • Игра слов – словНО игра
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Свободная игра - как развить личность своего ребенка
  • Игра – пропуск в мир ребенка
  • Игра ребенка - ключ к его пониманию
  • Игра, какая - то игра....
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • Семейный конфликт и игра в обиду глазами ребенка
  • Игра со смертью, которая позволяет чувствовать себя живым.
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Сюжетно-ролевая игра как способ самовыражения в подростковом и юношеском возрасте
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Деловая игра «Сотворение мира»
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Детская психодрама - игра в жизнь. Инновационный подход в работе с детьми.
  • Решение проблемы как игра в гольф



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь