|
Роль игры в жизни ребенкаАвтор статьи: Лилия Князева
А как Вы сейчас относитесь к играм Ваших детей? Для чего ребенку нужна игра? Наверное, лучше всего об это сказали бы сами дети. Поэтому я воспользуюсь цитатой одного мальчика: «Игра – это то, что я делаю, когда никто не говорит мне, что я должен делать». Игра – это детская работа. Активность младенца, выбрасывающего только что поднятую бутылочку, и игра в «маму-папу» дошкольника - это деятельность, где есть место случайным открытиям и превращениям. Территория, на которой происходит процесс познания и изменения мира, приобретение новых навыков. Место, где ребенок проявляет себя целиком, в своей уникальности и спонтанности. Живая игра всегда сопровождается радостью, увлеченностью, будит инициативу и активность, способствует выражению чувств. Импровизация, решение интересных задач и нахождение новых путей – необходимые во взрослой деятельности качества – не тренируются обучением, они формируются во время игры. Для чего играют дети? Младенец не играет самостоятельно. И, тем не менее, он нуждается в игре так же, как в еде и уходе. Через телесные игры («Сорока-ворона» «По кочкам»), потешки мама помогает малышу ощутить и эмоционально прочувствовать разные части тела в контакте с ее руками. Это помогает ребенку сформировать образ своего телесного «Я» - основы для развития личности. Ведь наличие тела – это признание «Я существую». Примерно с 6 месяцев ребенок начинает трогать, трясти, бросать предметы. «Движущаяся рука всегда поначалу учит глаз». Так формируется способность выделять предмет из общей массы, воспринимать его как что-то отдельное. Это позволяет успешно ориентироваться в пространстве внешнего мира. В 1-2 года бегает, залазит, пролазит. Постоянно в движении. Опытным путем открывает для себя параметры внешнего мира. Проживает собой расстояния между предметами, их размеры, форму, тяжесть. И при этом познает параметры собственного тела, их единство и постоянство – продолжает формировать образ собственного тела, начатого мамой в младенчестве. В 2-3 года с упоением строит и начинает рисовать. Строит из песка, кубиков, кастрюль. Ломает и снова строит. Таким образом проявляются его представления о мироустройстве. Формируется достигнутое собственным умом понимание, как устроен мир. Рисует точки, закарлючки, каракули. Открывает для себя возможность целенаправленно оставлять следы в мире. Обнаруживая края листа, перестав выходить за его пределы, видит границу ситуации. Чуть позже, годам к трем, открывает знаковую функцию – «закарлючка» может быть машиной, солнцем, мамой. К четырем годам открывает верх и низ в пространстве. Одновременно, в 2-3 года, появляется новая способность: «удваивать мир». Т.е. фантазировать – представлять образы в своем воображении. Большинство значимых предметов становятся героями событий. Это находит отражение в игре. Эта способность дает ощущение силы, овладения ситуацией. После трех лет появляется сюжетно-ролевая игра. Появляется разыгрывание сцен, появление ролей. Появляется возможность переработать свои переживания, преобразовать свой мир. Возникает потребность в участии другого, формируются навыки общения, принятие определенных правил. "Дети играют спонтанно, если им не мешать. Они просто следуют своей программе развития. И до сегодняшнего дня не придумано лучшего способа для развития интеллекта и формирования характера". ( К.Фопель) Зачем психотерапевты играют с детьми? Кроме пользы в процессе развития ребенка, игра обладает большим лечебным потенциалом. Ее еще называют «королевской» дорогой к детям. Во-первых, для ребенка это его «родной» понятный язык. Во-вторых, игра привносит напряженность и удовольствие, раскрывает спонтанность и активность, а это подогревает интерес ребенка. В-третьих, игра всегда связана с психической реальностью ребенка – тем, как он видит этот мир. И помогает узнать о ребенке много. Имеет значение отношение ребенка к игре, выбор игрушек или предметов для игры, есть ли роли, как герои общаются, о чем игра и т.д. Это дает информацию о фазе развития самого ребенка, его отношений с другими, какими переживаниями и чувствами наполнен его мир. В-четвертых, одновременно с изображением действительности в игре дети и изменяют ее, находят выход из сложившейся ситуации. Игра ориентирована не на проблему, а на ее решение! Терапевтические игры бывают разные. Кому-то из детей нужны игры из младенческого периода, чтоб доформировать недостающую базу. Для кого-то полезней подвижные игры, цель которых – снятие избытка торможения, скованности и страха. Кто-то нуждается в сюжетно-ролевой игре, чтобы решить специфическую проблему или преодолеть симптом. Терапевт, предлагая, показывая и поощряя к игре, дает ребенку возможность использовать инструменты для саморегуляции и восстановления психики. Зачем родителям играть с детьми? Во-первых, это увлекательно. Во-вторых, «импровизация, решение интересных задач и нахождение новых путей – необходимые во взрослой деятельности качества – не тренируются обучением, они формируются во время игры». Вы уверены, что Вам это не надо? В-третьих, совместно проведенное в эмоционально приятной атмосфере время – это хороший ресурс для отношений. В-четвертых, совместная игра позволяет лучше понять друг друга, научиться новому взаимодействию. В-пятых, в игре можно выразить и прожить разные чувства. Ведь мама в роли сердитой кошки не так страшна, как просто сердитая мама? И в-шестых: ребенку важно быть замеченным и одобренным в его игре и удовольствии! Это принятие его достижений. Оказывается, игра - это простое, безопасное и эффективное средство для развития, исцеления, улучшения отношений и удовольствия! Играйте со своими детьми! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|