|
Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском садуАвтор статьи: Петрова Анастасия Сергеевна
Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду «Детский сад для зверят». Основная цель этой игры – формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно, до реального поступления. В идеале, в процессе подготовки, у ребенка должно формироваться ощущение значимости поступления в детский сад. Такое ощущение подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а следовательно, стремлением ребенка попасть туда. Необходимое для проведения игры
Проведение игры. Из конструктора или кубиков строится «периметр» детского сада (раздевалка, группа, спальня, туалет). В «помещении» есть мебель или предметы ее замещающие. В группе есть воспитательница (фигурка животного). Сюжет: каждый день животные приводят своих детенышей в детский сад, их встречает воспитательница, зверята моют копытца и лапки, едят, играют, гуляют, спят и т.д. А дальше разыгрываются различные сюжеты «садовской» жизни. Все, вплоть до конфликтов и шаловливого поведения. Задачи:
Исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, подбирается набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры. Так же сюжеты подбираются исходя из тех задач, которые стоят данной ситуации (формирующая, ознакомительная, диагностическая). Кроме того необходима эмоциональная вовлеченность ведущего взрослого для формирования ответной реакции у ребенка на все проигрываемые события, получения эмпатического переживания. Количество пар мама – ребенок не должно быть меньше 5, но и не больше 10. Для роли воспитателя выбирается наиболее крупная игрушка, в зависимости от предпочтений ребенка. Игру можно предварить таким рассказом: «Это «Детский сад». Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. И с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают книжки, водят хороводы, во всем детям помогают. Когда ребенок утром приходит в садик, воспитатели его встречают». Можно разыгрывать абсолютно любые сюжеты. Но, логичнее сфокусироваться на эмоционально напряженных ситуациях. Сюжет 1. Приход в сад, расставание с мамой Основные задачи: знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет на время расстаться. Ознакомление с рядом правил этикета и быта в детском саду. Сюжет должен быть разыгран исключительно в радостных тонах. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу. Если в дальнейшем, при посещении детского сада ребенка появились слезы или он стал свидетелем чужих слез, то этот эмоционально напряженный сюжет будет полезно ввести в игру. Проигрывание доброжелательного подведения родителя, воспитателя и других детей (сперва с участием взрослого, а затем проигрывание ребенком самостоятельно) станут уже личным опытом с благополучным исходом пережитым ребенком. Фигурки «мам» не должны исчезать из поля зрения ребенка. Лучше, чтобы краем глаза ребенок мог их видеть. Это будет демонстрировать ребенку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко. Сюжет 2. Свободная игра детей В игре стоит демонстрировать, что общением в группе управляет не только воспитатель, но и сами дети являются его активными участниками. Дети могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой. Основные задачи: показать ребенку, что в детском саду будет много игрушек, в т.ч. и таких, каких нет дом, и с ними тоже можно играть. Наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный опыт общения. Примерные сценарии: Самостоятельная игра ребенка с выбранной игрушкой Совместная игра с другими детьми. Здесь ребенку необходимо выполнять ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть, распределить роли, договориться о правилах. На каждое из действий в игре стоит обращать пристальное внимание ребенка. Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т.д.). В подобных играх руководит воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнить правила, учитывая при этом интересы других детей.
Сюжет 3. Конфликты Конфликты между детьми происходят часто, особенно пока они еще не привыкли и не познакомились друг с другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социально взаимодействия, обладают разным опытом общения со сверстниками. Основная задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумном и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия. Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (другую вещь) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого. Объясняется это наличием детского эгоцентризма (особенно в младшим дошкольном возрасте), неумением вставать на точку зрения другого, шаткостью понятия «чужое». Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослыми на глазах ребенка как можно натуральнее - с писками, возмущениями. На помощь потерпевшему должна прийти воспитательница. - Отнимать нельзя! – может сказать «воспитательница». – Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя. Закрепление понятий «занято» и «свободно» будет полезно ребенку, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть. Эти понятия сопутствуют человеку всю жизнь. Надо учиться уважать «занятость» также времени и мыслей других людей. Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т.к. запреты на ограничение свободы и пространства других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях ближнего ( не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин). При чем и в игре и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатичными, чтобы вызывать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией. Сценарий с ребенком – драчуном. В разыгрывании подобного сюжета ребенку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является воспитатель. Если же у самого ребенка возникает желание нападать на других, то в игре есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям. Сюжет 4. Возвращения родителей Игра всегда завершается приходом родителей за своими малышами. Этот сюжет призван выработать в ребенке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребенка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его. Диалог между «мамой» и «малышом», доброжелательные замечания «воспитательницы» должны подвести итог этого интересного дня. Вообще роль воспитателя в игре в основном должна быть правило устанавливающей и подытоживающей все элементы сюжетов. «Воспитатель» хвалит детей за совместную игру, послушание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|