По данным ВОЗ, в настоящее время распространенность заболевания аутизмом в мире составляет один ребенок на 150 здоровых детей. Причем мальчики болеют в 4 раза чаще, чем девочки. Наблюдаемый рост численности детей с аутизмом, сопровождается поиском путей их социализации, через создание для них безопасной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Изучено, что у дети с РДА в процессе адаптации к ДОУ испытывают те же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но адаптивные возможности осложнены рядом специфических факторов: нарушение способности к установлению эмоционального контакта; своеобразные страхи (шум воды, летящая бабочка, ступеньки и т.д; длительное привыкание и освоение к нового пространства; ограниченное использование речевых и иных средств общения и взаимодействия; проявления отрешенности, неспособность к осознанию посторонних персон и неодушевленных предметов, отсутствие подражания; особенности речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, отсутствие речи от 1-го лица, стереотипные монологи); проявления полевого поведения (низкий уровень произвольности и преобладание ориентации на ситуативно значимые объекты); стереотипные формы поведения (однообразные моторные действия, речевые высказывания, пристрастия, манипуляции и однообразные игры, стереотипные интересы); дезадаптивные реакции (крик, плач, неадекватный смех, агрессия и прочее); повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (непереносимость шума, света, нелюбовь к тактильному контакту и др.) [4]. Таким образом, трудности адаптации ребенка с РДА связаны особенностями развития и неравномерностью созревания психической, речевой, моторной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности. Создание и поддержание безопасной среды вхождения ребенка с РДА в новый социум, включает организацию среды и проведение адаптирующих мероприятий, что обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка и способствует его успешной адаптации. Организация безопасной среды начинается с диагностико-консультативной деятельности с семьей, что позволяет вовлечь родителей в ситуацию сотрудничества, объективного понимания и принятия ситуации в режиме адаптации ребенка. Родитель, включенный в воспитательно-образовательный процесс, оказывает содействие ребенку в безопасном освоении нового пространства, через непосредственное участие в организации режимных моментов; привлечении внимания ребенка к инструкциям педагога; отработку необходимых умений (навыки режимных ситуаций в ДОУ) в домашнем режиме. Адаптирующие мероприятия с ребенком направлены на формирование гибкой системы стереотипов взаимодействия с окружающим миром, через развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой [2]. Мероприятия нацелены на: понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть. На данном этапе идет изучение «портрета» ребенка, исследование возможностей, особенностей и интересов, через наблюдение, общение с семьей. установление контакта. Это основная задача в работе с аутичными детьми, разработана отечественными специалистами (О.В. Никольская и др.), направлена на выяснение случаев, когда ребенок не хочет общаться, а когда - не может. Ребенка с РДА нужно долгое время косвенно призывать к контакту, не форсируя события: нельзя обращаться словом, жестом или по имени, исключить громкий голос и резкие движения, не быть активным, не звать ребенка и пытаться заинтересовать, не смотреть пристально. Нужно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка и дать ему себя рассмотреть, отслеживая эмоциональное самочувствие ребенка и при выраженной тревожности или усилении стереотипных действий прекратить свои действия и перейти к другим. организацию поведения. Формируем установку на выполнение требований взрослого, заинтересованности в выполнении, используя простые естественные потребности ребенка, например, если он хочет пить, можно попросить его сначала сесть. Чаще на требования реакция не адекватна: капризы, крик, агрессия. Требование отменить нельзя, т.к. у ребенка можем закрепить такой способ добиться своего. Необходимо переключить внимание ребенка на более легкую, приятную и доступную для него задачу, быть последовательным и отметить его успех. В крайних случаях лучше предварить его крик удовлетворением просьбы. Уверенные и четкие указания взрослого, чуткое отношение к внутреннему миру ребенка в данный момент увеличивают его доверие к взрослому и повышают чувство безопасности [1]. создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки. Это связано с соблюдением четких правил, учитывая особенности взаимодействия с ребенком с РДА. Отмечено, что трудности в адаптации, отказ от деятельности, часто связаны со своеобразными страхами, например, ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой воды. Ситуация может разрешится, если взрослые понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо ободряют его, дают возможность освоиться в пугающей ситуации. Нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, осуществлять работу, связанную с переживаниями ребенка, по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении любых позитивных проявлений [3]. предоставление ребенку свободы и самостоятельности. Развитие самостоятельности достигается через формирование элементарных навыков социально-бытового поведения. Их освоение представляет особую проблему, т.к. у ребенка отсутствует подражательная деятельность. Он может овладеть навыками самостоятельно, но перенос использования навыка в повседневную жизнь крайне затруднен. Организация ситуаций обучения становится доступной при создании «безопасной» обстановки, целенаправленной и систематической воспитательной работе, в «режимных» ситуациях. Специалистами выработан алгоритм обучения: формирование позиции готовности, предваряющей любую совместную со взрослым работу; формирование способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого; гибкая система подкрепления дающая возможность закрепить желаемое поведение и уменьшить нежелательное деструктивное поведение. В обучении, чаще применяются адаптированные зарубежные методики для аутичных детей по принципам: учим жить, выполнять конкретные задачи, использовать увлечения для стимуляции развития. Все контакты, прежде всего, устанавливаются и поддерживаются в рамках интереса и активности самого ребенка и должны вызывать у него положительные эмоции. Таким образом, создание безопасной среды способно минимизировать возможные риски в развитии детей с аутизмом и способствовать успешной адаптации в освоении нового социального пространства. Литература: 1.Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 208с. 2. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с.63-73.;№9. с.45.;№1. с. 76 3. Мастюкова Е. М. Особенности коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. – М., 1996. – 365 с.
4.Морозов С.А. «Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра». – Москва, 2014. – 447 с. 4.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.