Статья
«Создание БИС в образовательных учреждениях» написана в соавторстве с коллегой Алдуховой Софьей Владимировной.
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций был разработан и принят Федеральный закон № 436 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Вступил в силу с 01.09.2012 г.
Для создания безопасной информационной среды (БИС) необходимо учитывать возрастные особенности восприятия информационной продукции детьми. Для сохранения психического и психологического здоровья и благополучия детей необходимо наличие следующих защитных факторов:
- разумное родительское воспитание и сплоченная семья;
- прочные контакты вне семьи, принимающий социум;
- самоуважение;
- смышленость, живой ум;
- оптимистический настрой;
- наличие способностей, ценных для окружающих;
- развитие духовных потребностей, духовное развитие в целом;
- приемлемые социально-экономические условия жизни;
На современном этапе актуальными становятся социальные технологии формирования нравственных императивов, которые позволяют сохранить традиционные культурные ценности и создать инновационные формы реагирования в ситуации конфликтогенности амурского социума и социальной напряженности в Приамурье.
Безопасность информационной среды в образовательном учреждении оценивается экспертами Роскомнадзора по критериям:
1. Соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей.
МАОУ "прогимназия г. Благовещенска"- это единственное учреждение в Амурской области, которое осуществляет развитие и воспитание детей с 2 до 11 лет. Существует преемственность детского сада и школы. У нас 5 зданий, 4 из них расположены в непосредственной близости друг от друга. Количество воспитанников в дошкольном учреждении 991 ребенок, в начальной школе 145 детей. Работают специалисты-предметники: учитель английского языка, китайского языка, учитель информатики, учитель живописи, хореограф, учитель-логопед, педагоги-психологи, музыкальный работник, социальный педагог.
Наша деятельность строится на основе Закона РФ «Об образовании». Соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям осуществляется согласно ФГТ по дошкольному образованию на этапе перехода к ФГОС и по ФГОС начального общего образования, концепции модернизации дошкольного образования Закона РФ, Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования. Прогимназия предлагает комплекс дополнительных образовательных услуг: английский язык, китайский язык, информатика, хореография, живопись. Подача материала: 5-7 символов в минуту.
2. Развитие мировосприятия детей и их психологическое благополучие, формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке.
Формирование позитивной картины мира осуществляется согласно стандартам ФГОС и психологического сопровождения. Основная задача - развитие личности ребенка непосредственно в учебной и внеурочной деятельности по направлениям:
- спортивно-оздоровительное (народные игры и забавы народов мира)
- духовно-нравственное (разработана программа и курс «Дорогою добра»)
- социальное («Я – Россиянин»)
- общеинтеллектуальное («Хочу все знать!», «Я – исследователь»)
- общекультурное («Основы народных ремесел, праздников и традиций»).
Работает психологическая служба, есть кабинет психолога, реабилитационная комната - «Солевая пещера», где осуществляется лечение и профилактика заболеваний.
Проводится исследование учащихся на удовлетворенность школьной жизнью, учебной и внеучебной деятельностью, мотивации к обучению, адаптации при переходе в первый класс из подготовительной группы детского сада, вновь поступивших учащихся, исследование социальной успешности по методике О.А. Ореховой «Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций»: в 5 лет – 72% 4 типа эмоционального развития детей, в 7 лет -46% 4 типа эмоционального развития детей, в 10-11 лет – 16% 4 типа эмоционального развития детей, (4 тип – неумение различать позитивные и негативные эмоции).
3. Ценностное, моральное, нравственно-этическое развитие детей (с учетом наличия контактов с «ЧИП» - чистый информационный продукт или сертификата на знак «ЧИП»)
Во внеурочной деятельности педагоги учреждения используют продукцию со знаком «ЧИП»: фильмы Николая Землянского «Горжусь Приамурьем», газеты «Эхо-сюрприз», «Под знаком ПСИ», посещают театр кукол, просматривают спектакли И.Булатова. Сотрудничают с Амурской областной детской библиотекой.
4. Усвоение системы семейных ценностей и представлений о семье.
В МАОУ "прогимназия г. Благовещенска"идет активная работа с родителями: совместные мероприятия спортивной направленности, праздники, родительские уроки, родительские собрания, советы профилактики, дни открытых дверей, неделя семьи, лекционно-практические занятия и тренинги с педагогами-психологами. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Подтверждением успешности создания модели семейных и культурных ценностей является воплощение тактики родительского социального примера, который позволяет повысить авторитет семьи в сознании детей и родителей и формирует статус социально-нормативного семейного благополучия.
5. Развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей.
Проводится работа по развитию социальных контактов, приглашаются специалисты различных служб (ГИБДД, МЧС, ПДН, мед. работники). Развитие коммуникативных навыков и межличностного общения происходит на различных классных и общешкольных мероприятиях. Профилактика конфликтов осуществляется через психотерапию семьи, психокоррекционные мероприятия, индивидуальную и групповую работу педагогов-психологов и социального педагога.
6. Удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности, исследовательской активности.
Учитывая интересы воспитанников прогимназии, ведется проектная деятельность, школьники учатся формулировать тему, ставить цель работы, выдвигать гипотезу, планировать деятельность, проводить эксперименты и опыты, делать выводы через анализ, создавать презентацию, составлять доклады. Например: «Влияние солнечного света на рост и развитие растений», «Путешествие в зимнюю сказку», «Моя семья». На летней площадке проводятся исследования и наблюдения за экосистемой. Ежегодно принимаем участие в городских научно-практических конференциях, занимаем призовые места.
7. Когнитивное развитие детей.
Формируется в учебной и внеурочной деятельности: предметные недели, викторины, олимпиады, всероссийские и международные конкурсы, популяризация чтения художественной литературы, библиотечные уроки, проектная деятельность. В классах создаются и работают общества по интересам (Насекомые, техника, литература, китайский язык). Встречи с интересными людьми. МАОУ "прогимназия г. Благовещенска" на протяжении многих лет показывает самый высокий процент качества знаний учащихся среди городских образовательных учреждений.
8. Развитие творческих способностей детей.
Осуществляется на занятиях и во внеурочное время. Оформление помещений с учетом детского возраста, сказочно разрисованные стены, в кабинетах представлены предметы народного творчества, насыщенные игровые зоны, учитывается зона ближайшего развития, проводятся уроки по обучению нетрадиционным техникам рисования, дети на уроках хореографии изучают танцы народов мира (есть костюмерная). Конкурсы «Минута славы», «Мисс и Мистер Прогимназии», где дети демонстрируют свои способности и таланты. Коллективное творчество широко представлено на уроках живописи, хореографии, кружках, отчетных концертах.
9. Формирование толерантности личности, установок толерантного сознания и поведения.
Личностно-ориентированное обучение и развитие. Сотрудничество между МАОУ прогимназия, Благовещенским государственным педагогическим университетом (кафедра китаеведения, институт Конфуцианства), детскими образовательными учреждениями г.Хэйхе (Китай) - обмен опытом, творческие встречи, фото-конкурсы. Обучение в прогимназии вьетнамцев, армян, азербайджанцев, китайцев, корейцев, татар. Бесконфликтное взаимодействие и бесконфликтная подача материала на занятиях. Беседы педагогов по профилактике конфликтных ситуаций и умению достойно разрешать их. Преемственность школы и детского сада (различные возраста): школьники показывают для дошкольников детские спектакли по сюжетам сказок, проводят викторины, конкурсы, работает мастерская игрушек, организуются совместные мероприятия.
10. Развитие личности, Я-концепции, социальной (гражданской, этнической, гендерной) и личностной идентичности детей.
Формирование оптимистичной Я-концепции через творческие коллективные и индивидуальные проекты, повышение самооценки через игры, индивидуальную психокоррекционную работу, создание портфолио ученика, сопровождение воспитанников педагогами-психологами, общешкольные праздники, классное самоуправление (графства терпимости, послушания, ответственности, доброты). Создание условий для позитивного отношения к семейным ценностям, творчеству во внеурочной и учебной деятельности.
11. Эмоционально-личностное развитие и эмоциональное состояние было определено экспертной комиссией аккредитованных специалистов от Роскомнадзора как положительное (посещение занятий, экспертиза интернет-сайта www.progimnaziya28.ru, оценка медиасреды).
12. Отсутствие рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения.
Членами экспертной комиссии, входящих в состав Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Амурской области, рисков не выявлено.
Экспертная комиссия в своей работе при оценке БИС использовала ряд методов и методик исследования, так, модель психологического благополучия по К.Рифф позволяет оценить степень защитных факторов в информационной среде учреждения.
1. Позитивные отношения: доброжелательность, компетентность в общении, умение устанавливать и поддерживать дружеские связи, сопереживать, быть открытым для общения и гибким во взаимодействии с окружающими.
2. Самопринятие: позитивное отношение к себе и своему прошлому, осознание и принятие разных сторон своего «Я».
3. Компетентность: успешное овладение различными видами деятельности, целеустремленность в преодолении трудностей на пути реализации поставленных целей, реализация своих ценностей.
4. Автономность: способность к самоопределению, независимость, умение противостоять социальному давлению, опора на собственное мнение, готовность противостоять мнению большинства.
5. Значимые цели: позитивный взгляд на жизнь как на осмысленный процесс, умение ставить значимые цели и стремиться к ним, ощущать смысл жизни.
6. Личностный рост: стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, реализация своего потенциала.
Все вышеперечисленные качества были оценены положительно и признаны постоянными и устойчивыми. Присутствует социальная эффективность, к которой можно отнести привитие высоких моральных качеств, интеллектуальных и творческих доминант, художественно-эстетического вкуса детям, как социально-одобряемых обществом. Создание информационно-просветительского поля для обеспечение безопасного воспитательного процесса и позиционирование высокого профессионального и этического уровня психолого-педагогической деятельности, формируют нормы социальной, гражданской и родительской ответственности.
Таким образом, информационная среда МАОУ прогимназия признана безопасной информационной средой, где есть необходимые условия для формирования творческой позиции, личностного роста в процессе свободного выбора с учетом ресурсного потенциала информации, соответствия содержания и формы информационного контента возрастно-психологическим особенностям воспитанников учреждения, наличия условий для личностного и умственного развития детей, морально-нравственного содержания и художественно-эстетических качеств информационной среды.