Культурное и духовно-нравственное развитие особых детей.

«Всё нравственное воспитание детей

сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь

жить хорошо и вы по мере

вашего успеха в хорошей жизни

хорошо воспитаете детей»

Л.Н. Толстой

 

Что мы знаем о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения? Что именно подразумевается под этим понятием? По мнению многих исследователей данной темы, под духовно-нравственным воспитанием детей понимается многогранный процесс, направленный на формирование и развитие мировоззрения личности, включающий в себя освоение духовных или высших человеческих ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание предполагает формирование у детей нравственных чувств, облика, поведения и жизненной позиции. Этот аспект воспитания детей, в настоящее время, когда повсюду транслируется ненависть и жестокость, материальные ценности возвышаются над духовными, является архиважным. В современном обществе зачастую, грань между добром и злом несколько размыта, а представления о великодушии , честности и милосердии — искажены. Детская психика очень восприимчива ко всему, что происходит вокруг. Поэтому с раннего детства ребёнку необходимо прививать любовь к природе, людям, трудолюбию.

Особенно ярко выражена проблема духовно-нравственного воспитания в среде особенных детей. Отрицательное влияние на полноценное развитие ребёнка оказывает не только основная причина — инвалидизируещее заболевание, но и многие другие факторы, которым подвержены дети с ОВЗ, в современном обществе. Например, препятствия в виде физических барьеров. Непосредственно в местах проживания, дети с ОВЗ не могут осуществлять самообслуживание и перемещаться без посторонней помощи. Многие люди с ограниченными возможностями передвижения или плохим зрением часто не могут выйти из дома, не прибегая при этом к помощи со стороны. Общественные места также слабо приспособлены для лиц с ограниченными возможностями, что сужает круг общения ребенка-инвалида.

Основной целью духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, является оказание помощи в их успешной социализации и обретении способностей жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

Получение ребёнком культурного и духовно-нравственного воспитания является лучшей профилактикой возникновения у него психологических трудностей. От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, воспитателями, педагогами, психологами, другими специалистами, зависит качество всей его последующей жизни.

Актуальными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемыми педагогом-психологом являются:

  • привитие детям уважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим, к их свободам, правам и обязанностям;

  • воспитание нравственности, морально-этического сознания;

  • формирование чувства восхищения прекрасным, эмоциональной отзывчивости к искусству;

  • формирование бережливого отношения к окружающей среде, природе;

  • воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям;

  • привитие правил здорового образа жизни;

  • воспитание интереса к получению новых знаний, умений и навыков;

  • воспитание уважения к творчеству, созидательной деятельности, труду;

 

Все вышеперечисленные задачи педагог-психолог решает посредством целого спектра методик:

  • индивидуальные занятия и беседы с детьми, а также с родителями;

  • групповые тренинговые занятия;

  • тематические дискуссии;

  • игротерапия;

  • арттерапия ( куклотерапия, сказкотерапия) и другие.

 

Одними из форм психологической поддержки и профилактики психологических нарушений у детей с ОВЗ, в рамках духовно-нравственного воспитания, являются выездные мероприятия по святым местам, согласно религиозной христианской традиции. Паломнические путешествия существуют с незапамятных времён, они были, есть и будут востребованы человечеством, поскольку являются базовой основой для самоопределения и духовных ценностей. В широком смысле паломнические путешествия можно охарактеризовать как духовную деятельность человека, ориентированную вывести его за грань обыденности и помочь обрести нечто ранее неизведанное. Само психологическое содержание путешествия позволяет человеку ощутить себя и осознать окружающую действительность по-новому. Получить яркие и разнообразные впечатления, мощный положительный эмоциональный заряд, который, как известно является залогом психологического здоровья.

В таких поездках дети приобретают навыки общения с другими детьми и взрослыми, в условиях не знакомой для них обстановки, формируют навыки конструктивного взаимопонимания и взаимодействия. Особенно важно это для деток, подверженных социальной депривации и не имеющих возможности реализовать свои потребности в полноценном общении. Зачастую происходит эмоциональное сближение с родителями или другими близкими людьми, путешествующими вместе с ними. Дети становятся более восприимчивыми к принятию помощи от окружающих, не испытывая эмоционального напряжения. И сами, учитывая свои возможности, оказывают помощь другим детям, учатся сопереживать и открыто выражать свои чувства.

Сама атмосфера путешествия, единения с природой, с близкими по духу людьми располагает детей и взрослых к раскрытию всех своих душевных граней, возможно ранее скрытых от них самих. Беседы и ритуалы, связанные с духовными или нравственными темами благотворно влияют на деток с ОВЗ, оказывая положительное влияние на их психоэмоциональное состояние.

В поездках по святым местам дети приобретают новый опыт общения, узнают много новой информации о традициях русской православной культуры, о духовных подвигах и силе духа, о роли веры в жизни человека. Всё это формирует в детях уверенность в особой ценности и значимости таких понятий как: благочестие, долг, совесть, доброта, справедливость, любовь к Родине, милосердие. Дети учатся радоваться жизни, позитивно относиться к миру и доверять ему.

 

 

Педагог-психолог

Яцухина Инна

Михайловна

 



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода
  • Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы"
  • Формирование нравственного сознания у детей
  • К вопросу воспитания и интеграции детей с особенностями здоровья (ОВЗ)
  • Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей
  • Совместная деятельность детей и взрослых это залог воспитания достойного человека
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Нравственное воспитание наших детей
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Иппотерапия как альтернативный метод реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями
  • Как помочь ребенку стать духовно зрелым
  • Формирование толерантных отношений детей с ОВЗ.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей
  • Ошибки воспитания детей:как правильно формулировать послания детям.
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Конспект занятия-практикума с мамами, имеющих детей с ОВЗ
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Безусловная любовь как основное правило воспитания детей.
  • Десять «золотых» способов воспитание нравственного опыта
  • Во сколько дети перестают быть детьми, или проблема сексуального воспитания
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Хочу духовно развиваться
  • Духовно неправильное просветление
  • Растешь духовно – не отказывайся от материальности
  • Духовно - субъективные аспекты наркомании
  • Психотерапевтическая работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь