Достаточно часто люди спорят и задаются вопросами, стоит ли наказывать детей. В этой статье я изложу свою точку зрения на этот вопрос. Большинство родителей и воспитателей наказывают детей лишь потому что хотят получить от ребенка определенное поведение, считая, что это будет благом для них или ребенка, не зная как добиться этого другим способом. Бывают, конечно, случаи, когда наказывают детей лишь с целью мести за причинённые ими неудобства или для отреагирования на детях собственных чувств, рожденных из боли, не преследуя никакой воспитательной функции, а зачастую лишь прикрываясь ею. Других причин, на мои взгляд, не существует. Говорить о возможной пользе мести и отыгрывания своих непережитых травм на детях я не буду, т.к. понятно, что ее быть не может. Такому человеку я посоветовал бы пройти курс психотерапии, чтобы осознать происходящее с ним и обрести мир внутри себя, а не срываться на своих детях. А теперь рассмотрим наказание с воспитательной целью, когда поведение ребенка носит деструктивный характер для него самого или окружающих его людей. В меньшей степени я буду рассматривать здесь способ наказания, ограничившись лишь тем, что разделю его на две формы: физическое наказание и психологическое наказание. Пример: ребенок 5 – 8 лет рисует в квартире на обоях или бьет и отнимает у других детей их игрушки. В этом возрасте умственно здоровый ребенок вполне способен понять, что этим самым он причиняет неприятности своим родителям или другим детям, но после разъяснений все равно продолжает это делать. Самый простой, я бы назвал самый примитивный, способ прекратить подобные действия такого ребенка через наказание, например, лишить его за это прогулок или еще чего-то, что ему нравится, просто физически сделать ему больно, начать кричать на него или не общаться с ним т.е. отвергать его. Такие способы могут привести к желанному результату и скорректировать поведение ребенка, он откажется от своих действий, опасаясь боли физической или психологической. Примерно так дрессируют животных в цирке, добиваясь от них нужного дрессировщику поведения. В этом случае уровень понимания содеянного ребенком остается на уровне животного: если я буду поступать так дальше, то мне будет больно, а я не люблю, когда мне больно, поэтому я так больше делать не буду. Возможно, ребенок поймет, что если ему бывает больно, то и другим своими действиями тоже можно сделать больно, но чаще он заранее знает это и поэтому так и поступает. В этой ситуации, на мой взгляд, важно понять, почему ребенок ведет себя так, в связи с чем и для чего он это делает. Важнее найти и устранить причину такого поведения ребенка, чем воспитывать его через наказание, какую бы форму оно не имело. А причины такого поведения ребенка всегда находятся внутри его семейной системы или того окружения, в котором он находится. Такой ребенок может чувствовать дефицит родительского внимания и заботы, тем самым привлекать к себе внимание или выражать свою агрессию на родителей (других лиц), которые нарушают его права и свободу, не имея возможности делать это прямо, т.к. в этой семье это не приемлемо и транслируется прямо или опосредованно ребенку. Опыт мировой практики семейной, детско-родительской психотерапии и консультирования говорит о том, что если поведение ребенка носит деструктивный характер, то это значит, что нарушены здоровые коммуникативные отношения внутри семьи (или среды жизнедеятельности) ребенка, и поведение ребенка является лишь симптомом этих отношений. Поэтому воспитание ребенка через наказание или поощрение может скорректировать его поведение, но никогда не взрастит здоровую, счастливую и гармоничную личность, способную переживать любовь и сострадание к себе и к людям, а низведет его личность до уровня животного и оставит в душе психологические травмы от перенесенного насилия и скрытых нездоровых отношений внутри семейной системы. Понимая человеческое несовершенство и слабость, я допускаю, в некоторых случаях, воспитание «кнутом и пряником», ведь не так просто и быстро можно понять и устранить нездоровые механизмы внутри семейной системы. Часто для такой работы требуется психотерапия самих родителей, и только изменившись сами, они способны поменять способы взаимодействия внутри своей семьи. Если поведения ребенка становится опасным для него или других людей, то тут важно принять любые меры, которые помогут убрать это поведение. Это можно сравнить с понижением очень высокой температуры человека, опасной для жизни, когда его атакует болезнь. Но если болезнь не проходит, температура повышается, то бесполезно и вредно пичкать организм жаропонижающими без устранения причины болезни. Деструктивное поведение ребенка подобно повышенной температуре – симптом болезни нездоровых отношений внутри его семейной (групповой) системы. Поэтому стратегически опасно заниматься коррекцией поведения ребенка и необходимо заниматься регулировкой всей семейной системы. Все выше написанное так же верно и в отношении воспитания трудных подростков, таких их проблем как пропуски школы, пристрастие к наркотикам и алкоголю, вступление в преступные группировки и т.д. Поэтому важно увидеть собственное деструктивное поведение внутри семьи или месте пребывания ребенка, подростка, которое воздействует на него, приводя к таким последствиям и устранить его. В этом случае не придется прибегать к такой модели воспитания как «кнут и пряник», а появится возможность помочь себе и ребенку стать здоровой, счастливой, гармоничной личностью, а так же сохранить прочные уважительные отношения внутри семьи, основанные не на страхе, вине и долге, а на искренней любви и благодарности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.