|
Пора прекратить винить родителей за поведение ребенка.Автор статьи: Светлана Анатольевна Гулинская
Ваш ребенок - ваша гордость?!Можно сказать - вам повезло. Да, да, в воспитании детей этот фактор уже доказан. Как детский психотерапевт, специализирующийся в помощи детям со сложным поведением, я слышу, как некоторые родители берут всю вину за поведение ребенка на себя. И не важно где это случается – дома, в школе или где-то еще. Психология и психиатрия в течении долгого времени обвиняли родителей (или даже чаще всего матерей!) за вещи, которые, как позже доказали исследования, не имеют ничего общего с воспитанием детей. Возьмем пример того, что стоит за понятием «шизофриничная мать», чей стиль родительства, как думали, приводит ребенка к шизофрении! Но сейчас мы понимаем, как абсурдно было считать так. Или ещё пример. Фраза «мать-холодильник» была использована для описания холодной, лишенной эмпатии матери, чье поведение вызывает… аутизм! Хорошо, что сейчас мы знаем, что расстройство аутистического спектра – сложное заболевание, связанное с неврологическим развитием ребенка. Изначально и я тоже думала, что родители были пассивными, все позволяющими и не авторитетными в отношении ребенка, поэтому он ведет себя так. Но действительно ли только плохое выполнение родительских обязательств вызывает неадекватное поведение ребенка? Или в действительности наоборот – так называемое вызывающее поведение ребенка заставляет родителей выглядеть плохо в глазах других? Замкнутый круг получается. Пример: мама 37 лет сама растит ребенка с трёх лет. За помощью обращалась в возрасте ребенка трёх лет, семи лет и десяти лет. Сейчас подростку 14 лет и мама все четыре года работает. Каждый раз последней каплей при обращении ко мне было осуждение, пренебрежение и игнорирование ее просьб о помощи в детском саду и школе. За годы моей практики я заметила некоторые закономерности, которые позволяют предположить - поведение детей зависит не только от воспитания родителей. Многие семьи приходят ко мне за помощью одному из своих детей, который ведет себя вызывающе по мнению родителей, педагогов или других родственников. И я узнаю, что в этих же самых семьях есть и другие дети, которые не ведут себя так, как мой клиент! Как можно это объяснить? Те же родители, но разные дети. Я часто говорю, что, если бы я могла взять ребенка из своей практики с очень сложным поведением и перенести его в дом идеальных родителей, те же самые идеальные родители быстро стали бы выглядеть менее авторитетными и гораздо более позволяющими этому ребенку. И наоборот, покажите мне родителя, который выглядит как слишком затюканный и неавторитетный, и дайте ему на самом деле хорошо воспитанного ребенка, и он начнет выглядеть намного более авторитетным и менее снисходительным. Я хочу сказать, что общество влияет не лучшим образом на родителей с проблемными детьми. Проще принимать и детей, и родителей нормальных. Очень не люблю это слово. Но норма ещё важный показатель стабильности в нашем менталитете. Когда у нас хорошие дети, мы считаем, что дети у нас хорошие именно из-за наших действий. Мне жаль вас огорчать, но это не всегда так! С послушными детьми легко родителям. Дети со сложным поведением являются непростым испытанием для родителей. Пример: семья с тремя (на момент недавнего обращения) пришла первый раз, когда старшему сыну было семь лет. Папа сказал:" Он так себя плохо ведёт, что у нас постоянные жалобы от учителя, завуча и директора школы. Бить не помогает. Сделайте что-нибудь!" После общения с мальчиком было понятно - принятие и любовь только и нужны ему. Родители ушли с уверенностью - их сын не плохой. Второе обращение было, когда мальчику исполнилось уже десять лет. Булинг в классе и травля родителей все эти годы - вот та последняя капля, которая привела их опять ко мне. Родители были затравлены администрацией школы и родителями с отсутствием критичности мышления. Радовало меня, что родители приняли и любят своего сына и готовы отстаивать его. Так кто же на самом деле виноват в неадекватном поведении ребенка? Или точнее, в чем виноват? Тонны исследований в области неврологии показали, что дети, проявляющие непростое поведение, не могут подружиться с гибкостью, терпимостью к неудачам . И просто не умеют решать свои проблемы. Если говорить точнее, им труднее развить такие навыки, как языковые и коммуникативные навыки, навыки внимания и рабочей памяти, навыки эмоций и саморегуляции, навыки социального мышления. И у каждого конкретного ребенка уникальные врождённые особенности. Прочитала в одной статье как родитель такого не удобного ребенка пяти лет сказал:" Мой ребенок не может быть удобным вам. Так есть." Но это статья про папу в Стокгольме. Так же, как мы пришли к более точному пониманию аутизма через призму нейроразвития, самое время сделать то же самое, когда речь идет о непростом поведении. Давайте учиться принимать и перестанем обвинять других. Давайте начнем сочувствовать родителям, чья работа сама по себе достаточно сложна. Им поможет наша поддержку, а не наше осуждение. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|