Случаи асоциального поведения со стороны детей состоятельных родителей нередки, а в нашей стране они регулярно становятся повесткой дня в новостях: езда в нетрезвом состоянии с нарушением скоростного режима и прочих правил дорожного движения, развязное поведение и т.д. С чем это может быть связано? Ведь эти дети буквально родились «с серебряной ложкой во рту», они обеспечены лучше подавляющего большинства своих соотечественников. Чего им не хватает, и как сделать так, чтобы избежать подобного поведения?
Кто виноват?
Причин социально неодобряемого поведения у отпрысков состоятельных родителей, включая высокопоставленных лиц, может быть много, но все они, как правило, связаны с отсутствием четкого представления о границах, о том, где заканчивается их личное пространство и где начинается зона ответственности перед социумом.
Давайте воспользуемся богатейшим материалом, который дала нам этология - наука, изучающая генетически обусловленное поведение у животных и людей. Согласно наблюдениям и открытиям этологов, у родителей есть четко закрепленная функция обучения детенышей взаимодействию с окружающим миром. У социальных животных, которые живут группами — семьями, стаями, стадами и т. д. - это особенно ясно выражено. Например, у животных игры родительской пары с детенышами вырабатывают у последних навыки нападения и защиты, дают представление о собственных границах и пределах свободы; в стайной охоте животные-подростки постигают науку коллективного действия, когда очень важно придерживаться определенной роли и места, чтобы результат был достигнут, и члены стаи насытились и т. д. То же самое присутствует и у людей, причем, не так давно родительские обязанности четко регламентировались традицией: выделялось время для обучения детей навыкам выживания, социализации, подготовки их к инициациям, вводящим во взрослую жизнь, обозначалась ответственность за те или иные поведенческие акты и т. д. Иными словами, мать-природа наградила нас механизмом создания, развития и продолжения относительно стабильного социума, основная функция которого — обеспечение безопасности его членов.
Однако в «человеческом зверинце», как выразился Десмонд Моррис, английский зоолог и этолог, предписания натуры часто игнорируются или находят другую реализацию. В случае с функционалом родителей — это передача защитных и воспитательных функций на наемных работников: нянь, охранников, педагогов, репетиторов и т. д. Социально успешные родители уделяют огромное количество времени созданию и поддержанию репутации, карьеры и прочего, и единицы из них действительно хоть как-то занимаются воспитанием отпрысков. В результате, молодой человек, воспитывавшийся зависимыми от его родителей людьми, как правило, рано обучается манипулятивному образу действий, может развить в себе циничное отношение к окружающим, поставить себя выше законов. Зачастую, первый опыт асоциального поведения, грубого нарушения общественных норм и порядка — это попытка завоевать внимание родителей, «попасть на аудиенцию», заявить о себе. Если первые звонки такого рода вызвали жесткое подавление со стороны родителей, дальше сценарий будет дописываться по нескольким направлениям, как правило, деструктивным: усугубление асоциального поведения (пьянки, наркотики, ранний беспорядочный секс и т. д.); уход в себя, фактически аутичное поведение; принятие правил игры и роли «хорошего мальчика» / «хорошей девочки», слепое следование родительским установкам и полное отсутствие осознания собственных потребностей, желаний и т. д.
Еще хуже, если подобное поведение находит одобрение со стороны родителей, причины которого также могут быть разными. Как правило, отцы могут негласно или явно одобрять и поддерживать дерзкие эскапады сыновей, т. к., по их мнению, такие выходки — признак настоящего мужчины и т.д. Подростку и юноше это также вредит: он быстро осознает свою ценность для родителей, которые будут вытаскивать, выкупать и отмазывать свое чадо только потому, что оно — их, значит, куролесить можно до бесконечности. В нашей стране, увы, это частая практика. Слава Богу, если при этом не страдают другие, но когда безнаказанными остаются проступки, приведшие к увечию или смерти людей, это становится поводом для беспокойства и даже дестабилизации в обществе. И что еще печальнее — молодой человек запечатлевает на своей «карте мира» неадекватную практику поведения, которая сделает его изгоем, если родители лишатся высокого социального статуса или уйдут из жизни раньше, чем их отпрыск обучится адекватному и конструктивному образу жизни.
Сейчас медийное пространство пытается сформировать образ успешной во всех отношениях семьи, где социальная реализация родителей не вредит их отношениям с детьми. Но это пока только идеальный образ. В обычной жизни дети не только высокопоставленных родителей, но и просто успешных в карьерном плане матерей и отцов зачастую бывают лишены возможности постигать науку гармоничного взаимодействия с социумом от самых близких для них людей. Их будут чаще призывать к поддержанию имиджа родителей, чем заботиться о благополучном введении отпрысков во взрослую жизнь с осознанным подходом к своим правам, обязанностям и ответственности.
И что же делать?
Мы видим здесь, как минимум, два важных аспекта. Первый – это выстраивание здоровой коммуникации, прежде всего, между детьми и родителями, чтобы большинство норм и правил, моральных аспектов и так далее усваивалось все же в детском возрасте, в защищенной и принимающей обстановке. При этом совсем необязательно влияние родителей должно быть в форме диктата, скорее, наоборот. Тем более, что нормативные кризисы созревания новой человеческой личности все равно подвергнут пересмотру родительские доктрины. Достаточно простой готовности общаться со своим ребенком, уделять ему время, играть с ним в обычные игры для того, чтобы ребенок научился распознавать и воспроизводить адекватные реакции, не угрожающие остальным членам общества; управлять своими эмоциями, не вредя при этом самому себе; доверять миру и уметь противостоять внешним обстоятельствам, оставаясь здоровым и полноценным членом социума.
Второй аспект находится в правовом поле – это тема соблюдения закона всеми членами общества, старое и доброе утверждение - «перед законом все равны». Здесь психология уступает место юриспруденции, и если уж дееспособный и достигший возраста персональной ответственности гражданин (в нашей стране это 16 лет, а, например, во Франции - 13 лет) совершил противоправный поступок, он должен ответить за него перед законом, независимо от социального статуса.
Что же касается первого аспекта - выстраивания коммуникации внутри семьи, между родителями и детьми, - то здесь большим подспорьем может оказаться помощь специалиста: семейного психолога, воспитателя, педагога и т.д. Они помогут разобраться с тонкими настройками семейной системы на первых порах, так, чтобы дальше взаимодействие родителей и детей строилось уже в конструктивном ключе.
(с) Семейный психолог Ольга Белова. 01.11.2016