|
Об ответственности родителей за воспитание детейАвтор статьи: Марковских Андрей Витальевич
Об ответственности родителей за воспитание детей Во все времена ответственность за детей несли родители. Семья в ответе не только за то, чтобы у ребенка было, где жить и что есть, но также за физическое, духовное, нравственное, психологическое развитие. Ответственность родителей за воспитание детей определена различными законодательными актами, в частности: - конвенцией о правах ребенка - семейным кодексом - кодексом об административных правонарушениях - уголовным кодексом - гражданским кодексом - законом об образовании. За что отвечают родители? - за поведение ребенка - за развитие ребенка: психологическое, нравственное, духовное, физическое - за содержание ребенка - за обеспечение его безопасности - за представление интересов ребенка. Более того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед другими лицами. Почему не все родители должным образом воспитывают детей? Причины: - незнание требований законов, определяющих ответственность родителей за воспитание детей - заблуждения и ошибки, негативно влияющие на качество воспитания детей - отсутствие необходимых родительских компетенций. Очень часто эти причины погрешностей в воспитании родителями детей, приводят их к тяжелым последствиям: - совершению правонарушений подростками - постановка их на учет в отдел внутренних дел, в комиссию по делам несовершеннолетних и т.д. - неуважение по отношению к взрослым, в частности к самим родителям - употребление алкоголя, наркотиков - плохая учеба. И множество других проблем, которые нарастают с течением времени, как снежный ком. Сегодня на практике все чаще возникает вопрос правовой ответственности несовершеннолетних по причине увеличения количества правонарушений, совершаемых подростками. Кроме законодательной ответственности, которая наступает тогда, когда проблема уже вошла в кризис, существует еще один фактор, который родителям нужно обязательно брать во внимание. Родителям самим было бы выгодно, если бы их ребенок, взрослея, становился достойным человеком не только в обществе, но и по отношению к самим родителям. Чтобы он уважал их, помогал, был внимательным и любящим. Особенно это актуально тогда, когда родители, достигнув пожилого возраста, наиболее сильно нуждаются в этой теплоте и поддержке! Все погрешности воспитания в перспективе бумерангом возвращаются к самим родителям! Но само по себе ничего не происходит, поэтому с самого маленького возраста ребенка необходимо правильно воспитывать. Что делать? Для того, чтобы процесс воспитания был более структурирован и последователен, родителям необходимо четко понимать, что должно быть результатом воспитания. Многие над этим даже не задумываются, пустив все на самотек. Тем не менее, предлагаю обозначить наиболее актуальные для большинства родителей контрольные точки. Что хочет большинство родителей?
Вот в этих направлениях и необходимо выстраивать свою воспитательную работу с ребенком. Одним из важных моментов во взаимодействии родителей с подростками является контакт, доверительные отношения. Зачем нужны доверительные отношения? В трудные минуты ребенок, который доверяет родителям, может с ними посоветоваться. Родители могут оказать своевременную помощь, поддержку, дать нужный совет, направить на нужный путь. Если контакта не будет, то ребенок может пойти в неправильном направлении и допустить грубые ошибки. Кроме того, доверительные отношения являются ресурсом для самого ребенка, как в детстве, так и во взрослой жизни. Ребенок нуждается в проявлении теплоты, любви, поддержки со стороны родителей. Многие взрослые люди часто вспоминают свою родительскую семью с теплом, и эти воспоминания помогают им преодолевать многие сложные ситуации во взрослой жизни. Или не помогают, если этих ресурсов не было. Ежедневно необходимо обязательно общаться с ребенком или подростком. Интересоваться, как у него дела, что нового, что его беспокоит или радует? По необходимости – эмоционально поддерживать. Если нужно – вместе проанализировать проблемную ситуацию и вместе найти пути ее решения. Если этого не делать, то со временем происходит психологическое отчуждение детей и родителей. Они в определенном смысле становятся чужими друг другу. Родители перестают быть авторитетом в глазах ребенка, он становится все более неуправляемым, не прислушивается к словам родителей и их требованиям. Родителям необходимо обязательно конструктивно сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, поскольку они обладают всей полнотой информации по ребенку и, будучи профессиональными педагогами, могут дать квалифицированную консультацию или рекомендацию родителям. Ошибкой многих родителей является то, что они с негативом воспринимают информацию педагогов критического содержания по отношению к их ребенку. Для таких родителей, я придумал следующую метафору (обязательно запомните ее, думаю, что вам это пригодится для правильного восприятия информации): Вы выращиваете цветок (воспитываете своего ребенка). Вокруг него периодически появляются сорняки. Сорняки – это негативные мысли, слова, поступки ребенка. Эти сорняки периодически нужно пропалывать, убирать. То есть работать над ошибками и устранять недостатки, заменяя их достоинствами! В конце недели обязательно подводить итоги деятельности ребенка. Искать причины и вносить коррективы, если есть замечания или ошибки. Поощрять или наказывать, давать свою родительскую оценку. Если вышеназванное важно для вас, как родителя, то можно брать данные ориентиры за основу и ежедневно, еженедельно сверять свой воспитательный плановый курс с тем, что вы имеете на самом деле. Анализировать ситуацию. Делать выводы. Вносить коррективы. Снова оценивать и так далее. Делать это нужно всегда. Без выходных и праздников! Но, если вы будете иметь свою родительскую позицию, последовательно ее реализовывать, то через некоторое время, вы поймете, что эта позиция уже сама по себе выполняет воспитательную функцию и дает положительные результаты. Очень важен личный пример родителей. Требуя что-то от ребенка на словах, родители часто поступают в своих поступках прямо противоположно своим требованиям. Это негативно сказывается на установках ребенка. То есть позиция родителя и личный пример также являются серьезным инструментом воспитания. Таким образом, вы испытаете удовлетворение от своего нелегкого родительского труда и это само по себе будет вас мотивировать. Вы сможете поставить пред собой и ребенком новые, более сложные и амбициозные задачи и приступить (совместно с ребенком) к их реализации. Помимо всего прочего это сплотив вашу семью, улучшит отношения, сделает вас более счастливыми! Андрей Марковских, психолог, www.markovskih.ru
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|