|
Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.Автор статьи: Локоткова Марина Игоревна
Процесс воспитания личности - это постепенная, последовательная передача ответственности за те действия, которые эта воспитуемая личность уже может совершить сама, в процессе удовлетворения своих потребностей. А также создание зоны, среды, вокруг человека, чтобы эта потребность могла удовлетворяться разнообразными способами. Я специально не употребляю слово ребенок, потому что и взрослая личность воспитывается точно так же. Только если у ребенка есть реальные мама и папа, которые и будут всем этим заниматься, то у взрослого человека, есть "внутренние мама и папа", то есть та криво-косо сформировавшаяся его часть, которая будет ощущаться, как внутренний "Родитель". На самом деле, название это, пришедшее из транзактного анализа, как и понятие о внутреннем "Ребенке", скорее дезориентирует, чем объясняет истинную суть процесса.
А внутренние "дети-родители", это те части не интегрированной личности, которые противоречат друг другу, несогласованны. Ощущаются как внутренний конфликт и диссонанс от чувств, мотивов и потребностей. Фактически - внутренним "ребенком" называют те потребности и желания не интегрированной личности, которые не находят пути удовлетворения. То есть, нет сформированного знания, найденного практически осуществимого способа, эти потребности удовлетворять или сублимировать. Такая личность не способна так организовать свою жизнь, чтобы сама себя сделать благополучной. То есть, в достаточной мере осуществлять свои желания и удовлетворять потребности. Например: потребность в новых впечатлениях. В детстве, ребенок получает новые впечатления через среду, которую ему организовывают родители. На прогулке с мамой или папой, именно они ребенка развлекают, обращают его внимание на что-то интересное. Затем, когда ребенок вырастает, то сначала он учиться развлекаться с подсказки родителя, когда родитель информирует его, куда можно сходить, иногда своим примером показывая наличие таких мест. И ребенок, точнее уже подросток, начиная свободно перемещаться в пространстве, ищет места для развлечения самостоятельно. Параллельно развивая навыки общения, находя себя компанию, иногда творческие способности и т.д. То есть постепенно, вырастая, человек способен находить и обеспечивать себе самостоятельно удовлетворение потребности в интересном и разнообразном времяпрепровождении. Теперь мы можем посмотреть на ситуацию, когда по какой-то причине, этот процесс сломался. Ну, допустим, родители не отпустили контроль над ребенком, и он в подростковом возрасте не получил возможности свободно перемещаться и у него к возрасту взрослости и отдельности от родителя не сформировалась способность находить места для развлечения и организовывать себе интересный досуг.
Принесет такая схема – отдых или ощущение благополучия? У гуляющих – совсем нет, у праздно общающихся – немного. Кайф от выпитого, скорее. Который даст откат в виде апатии, уже утром в понедельник. И новых впечатлений тоже будет минимум, это понятно. А потребность, которую я рассматриваю в этом примере – как раз , в новых впечатлениях. Как организовывает удовлетворение этой потребности взрослый человек? Через деятельность, конечно. Как и удовлетворение всех своих потребностей. Только через деятельность. Самостоятельную или в компании других людей.
Новые впечатления взрослого – это что-то делать. Руками или головой. А лучше и тем и тем одновременно. И вот тут люди, сталкивающиеся именно с неразвитой способностью, скажут – «А мне неинтересно, я не умею». И компании подходящей у них нет, и в лес идти они боятся, а на йоге – тело поломается, а барды – это фу, и занудно. Вообще, не вызывает у них воодушевление ни один, из приносящих удовольствие многим другим людям, способ получения впечатлений. Ну, да так и должно быть! Человеку редко свойственно увлекаться чем-то сразу! Бывает конечно, когда он попадает в эмоционально заряженную ситуацию или в компанию харизматичного и воодушевленного человека. Тогда путь от равнодушия, к любопытству, а затем и к интересу и увлеченности, проходит очень быстро. Положительное подкрепление потому и закрепляет рефлекс, что положительные эмоции, чем сильнее, тем более четко сигналят организму о том, что найдена новая полезная деятельность, которую нужно поощрять и закрепить в психике, как приносящую результат и удовольствие. Но обычный путь – через ознакомление, к освоению, затем вовлеченность, и только потом – увлеченность. И взрослый человек способен сознательно, своей «родительской» частью, то есть той частью, которая может четко видеть и потребность и возможность, во-первых, сделать вывод о наличии неудовлетворенной потребности. Во-вторых, сделать инвентаризацию своих возможностей – социальных, финансовых и временных. В- третьих, выбрать наиболее реализуемую. В-четвертых, организовать себя и начать формировать новый навык, понимая все четыре стации формирования навыка: · ознакомление, · освоение, · вовлечение, · увлеченное развитие. Организовать себя- это организовать себе время, место и, возможно, компанию. Например, элементарно, записаться на курсы, вступить в тематическую группу ВКонтакте и т.п. И вот тут страшная преграда: люди почему-то решают, что личность человека - неизменна. Самая непреодолимая преграда, что для воспитания, что для самовоспитания, это внутренняя убежденность в том, что "вот я такой". И все. Ничего изменить нельзя. Хотя личность человека способна развиваться и интегрироваться на протяжении всей жизни. Я, как специалист по работе с зависимыми, много раз видела ситуацию, как совсем разрушенные личностно люди, через осознанное самовоспитание, менялись и взрослели за два-три года так, что реально уже становились совсем другими людьми. Так что это вполне возможно. И зависит только от мнения о себе, от вот этой убежденность - могу я измениться или нет? Даже не вопрос о: "хочу ли я"? Сложно хотеть невозможного. Именно об убеждении, о принципиальной возможности. И мы говорим о действительно возможном, о естественном психологическом процессе личностного роста и развития. Хочу еще и в подтверждении этого утверждения привести ролик о нейропластичности мозга и сознательном формировании личности. И, кстати, без достаточной степени интеграции, то есть без способности достаточно удовлетворительным образом организовывать свою жизнь, личность личностью считаться не может. С уважением, Марина Игоревна Локоткова ❤️ https://vk.com/marina_lokotkova
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|