- Вы не можете оторвать ребенка от телевизора?
- Он часами сидит за компьютерной игрой?
- Если нет телевизора (телефона, планшета), - говорит, что ему скучно?
Это признаки развивающейся зависимости. Может быть, вы пока сомневаетесь в этом. Может быть, надеетесь, что само пройдет? Я регулярно просматриваю разные форумы по детской психологии, где как раз раздают такие советы: пусть смотрит, это возрастное, потом уйдет...
Но реальность такова, что не уходит, а переходит в более тяжелые формы зависимости.
Так что нет, само не пройдет. Не хочу, конечно, вас пугать. Но это правда. Правда, которую не хотят принимать родители. И я это очень хорошо понимаю. Потому что страшно, что с ребенком будет дальше. Потому что не знаешь, что с этим делать.
Вот, что написала одна мама:
"Здравствуйте! Моей дочке год и три месяца,примерно месяц,может больше стала смотреть мультики,раньше включали разные развивающие, но интереса особо не было, а сейчас ее невозможно оторвать от планшета. Доходит до того,что мы прячем дома все телефоны, планшет, но стоит ей увидеть гаджет,то сразу начинает требовать,плачет...что делать в этой ситуации? Возможно ли,что это просто такой период и все пройдет со временем само? Или стоит принять какие то меры? Какие? Я и так стараюсь отвлекать всевозможными играми,гулять..."
Но не переживайте! Сейчас будем разбираться. Ведь я-то знаю, что делать! Вы заметили, что вся группа "В контакте с ребенком от 3 до 7" посвящена именно тому, что вам, как родителям, делать в той или иной ситуации с ребенком?
Итак, 2 шага, которые нужно сделать, чтобы остановить развитие зависимости от гаджетов у ребенка:
1. Ограничьте время, проведенное ребенком перед ЛЮБЫМ экраном.
Ребенок 2-х лет может смотреть телевизор, видео не более 20 минут без перерыва. Перерыв должен быть несколько часов.
Ребенок 3-х - 5-ти лет - 30 минут.
Ребенок 5-ти 7-ми лет - 40 минут.
Это регламентировано Всемирной организации здравоохранения. Причин несколько:
1) высокий риск нарушения зрения (у детей еще не сформировался до конца зрительный аппарат);
2) высокие нагрузки на психическую деятельность ребенка.
Сегодня у детей вследствие информационного перенасыщения отмечают новую форму мышления - клиповое мышление. Ребенок получает куски информации, которые между собой не связаны, и не может переосмыслить все это.
Вы спрашиваете, КАК ОГРАНИЧИТЬ, если он требует, истерит, плачет...
Если речь о ребенке около года, то просто убирайте все гаджеты, чтобы он их не видел. И ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ВИДЕЛ ВАС ЗА ВСЕМ ЭТИМ!
Это ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ ЗАКОН развития ребенка: ОН ЗА ВАМИ НАБЛЮДАЕТ и ВАМ ПОДРАЖАЕТ.
Так детеныши животных учатся: мама им показывает, что и как делать, они повторяют. Так же и у человека. Вы можете бесконечно долго объяснять ребенку, что сидеть часами за планшетом - это вредно. Но если он сам наблюдает вас ноутбуком - все бесполезно...
Первое время, конечно, ребенок будет плакать. Он теряет вещь, занятие, которое ему нравится, но которое для него сейчас не полезно. Поэтому прмите его разрядку, скажите, что хорошо его понимаете, но нельзя, потому что вредно для здоровья. Можете объяснить про зрение, привести еще доводы, "почему". Но достаточно просто того, что вы отвечаете за его здоровье и поэтому принимаете решение до такого-то возраста (не менее 3-х лет) закрыть доступ ребенка к гаджетам.
Если ребенок старше, но пересиживает по времени, задайте ему открытые вопросы:
- Что хорошего в этом занятии для него?
- Только ли таким образом он может это получить?
- Как считаешь, какие последствия могут быть?
Дальше сообщаете ему информацию о последствиях. Напоминаете, что вы отвечаете за его здоровье. Поэтому ставите ограничения в этой сфере. И предлагаете ему самому следить за временем (дети с любого возраста хорошо ориентируются по стрелке часов). Говорите, что будет, если он сам не завершит свою деятельность: (выключите компьютер, заберете гаджет). Если он отказывается останавливаться, тогда в следующий раз вы не даете ему такую возможность и т.п.
Можно за 5 минут до окончания предупредить о завершении игры или просмотра. Дальше либо ребенок сам прекращает свою деятельность, либо вы.
2. Дайте ребенку выбор из альтернативных видов деятельности.
Поспрашивайте, что бы ему было не менее интересно? Предложите ему Особую игру.
Одна из ошибок молодых мам в том, что в один прекрасный день они делают "счастливое" для себя открытие о том, что ребенка можно на какое-то время занять, а самой делать что-то другое.
И вот оно чудо! Наконец-то можно перевести дух и отдохнуть от занятий с ним! Коварное открытие...
Юлия Данилова, детский и семейный психолог.