Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли

Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли

Предлагаю поговорить об одном явлении в семейной системе, которое создает серьезные проблемы всем ее членам. Речь идет о парентификации ( от англ. parents – родители). Это ситуация, в которой дети становятся психологическими родителями собственных родителей (не важно сколько им лет). С маленькими детьми это происходит, когда родители возлагают на детей ответственность, которую они не могут нести в силу возраста. Например, когда:
  • Не могут поставить границы дозволенного, или непоследовательны в их установлении.
  • Спрашивают у ребенка совет как поступить в чисто взрослой ситуации (допустим, развестись ли с папой, оставить ли беременность).
  • Налагают на ребенка взрослые обязательства (присмотр за младшими, заботу о заболевшем члене семьи и т.д).
Взрослые дети также могут быть жертвами парентификации. Например, когда:
  • Родителям удобно быть в детской роли («Я не могу сама посмотреть в интернете, купить в магазине, решить ту или иную проблему»).
  • Родители излишне откровенны с детьми и, например, могут поделиться подробностями своих отношений (даже сексуальных).
  • Родители возлагают на выросшего ребенка ответственность за свою жизнь, самочувствие.
Почему это происходит? Чаще всего, это связано с тем, что родители сами не имели нормального опыта детско-родительских отношений. Они не дополучили тепла и поддержки в качестве детей, и теперь дополучают это от своих собственных детей. Но ситуация это крайне печальная, так как в лучшем случае это приводит у детей к:
  • Психосоматическим проблемам (классика жанра - страдает сердечно-сосудистая и опорно-двигательная система).
  • Снижению витальности (жизненных сил и ресурсов).
Ресурсы в семье всегда должны идти по нисходящей. Только от родителей к детям, а не наоборот. Если мы отдаем много внимания родителям, то у нас не остается ресурсов и мы уже не можем передать их своим детям.
Как избежать возникновения феномена парентификации в отношении собственных детей?
1. Наша родительская роль – устанавливать «флажки и ограждения», то есть создавать систему разумных ограничений. Именно разумных, то есть речь идет о правилах безопасности и распорядке дня, а не о тотальных запретах. Система ограничений максимальна в отношении маленьких детей и должна пропорционально ослабевать с взрослением ребенка (если мы не хотим вырастить инфантильного сына или дочь). Также не надо забывать про уважение, принятие, и соблюдение границ ребенка, которые также могут увеличиваться с возрастом.
2. Второй момент – не стоит играть в отношении собственного ребенка роль «подружки» или «друга». Многие считают, что это самый лучший вариант – мама – подружка, но в этом случае мы нарушаем семейную иерархию, ставим ребенка на одну линию с собой. Мама должна оставаться мамой, и это не отменяет доверие, уважение и теплые чувства.
3. Стоит «фильтровать» обсуждение проблем в семье, согласно возрасту ребенка. Думаю, излишне говорить, что «разборки» между супругами ребенок не должен слышать, и уж, тем более, не должен быть в них вовлечен. Последовательность воспитания и одинаковый посыл от всех взрослых, воспитывающих ребенка – залог гармоничного развития и соблюдения семейной иерархии.
Кстати, слова бабушек и дедушек не должны быть главнее слов родителей, так как в противном случае также идет «искривление» ролей. Если только родители уехали, и бабушки –дедушки остались за старших.
4. Еще один момент – не стоит «навешивать» на ребенка взрослые обязанности: конечно, он может помочь с младшими братьями – сестрами или выполнить определенную работу по дому. Но заставлять каждый день гулять с младшим или вменять в обязанность уборку всей квартиры – это уже перебор. Каждый возраст предназначен для выполнения определенных функций, и детство – прежде всего для игры и обучения.
Кстати, в обществе у нас часто поощряется «взрослость» ребенка, и многие родители с гордостью говорят: «Он у меня такой ответственный», «Она моя помощница во всем». Но стоит задуматься, чьи потребности мы удовлетворяем и также понять, что ребенку, к сожалению, возможно придется расплатится за свое преждевременное взросление.
Что делать в ситуации, когда родители играют детскую роль по отношению к нам?
Конечно, речь не идёт о выполнении разовых просьб или об организации ухода за полностью немощными родителями. Мы говорим о том, когда родители, в целом, сохранны физически и психически, но постоянно просят нас о том, что могут сделать сами (но не хотят прилагать усилия или учиться этому). Или они играют роль жертвы, а мы автоматически становимся на роль спасателя. Преследователь в этой ситуации может быть партнёр, начальник, государство, врач в поликлинике, кто угодно. Главное, что мы чувствуем ответственность и постоянно спасаем своего родителя.
Итак, план наших действий:
1. Осознать, что происходит и принять на себя ответственность. Когда мы были детьми, ответственность за иерархию и роли лежала на наших родителях. Теперь, когда мы стали взрослые, мы можем полноценно влиять на ситуацию, мы уравнены в этом поле. Поэтому, когда мы говорим «я ничего не могу с этим сделать», «я не могу ее (его) бросить», «они без меня не справятся», «мне жалко» - это тот выбор, который делаем мы сами. «Я не могу» это почти всегда про то, что «Я не хочу», или «Мне так проще», но рациональных оправданий в защиту своей позиции мы найдём сколько угодно.
2.Обозначить родителям свои границы и возможности. Создание договоренностей о том, что и в какое время вы готовы делать. Но ещё лучше давать удочку вместо рыбы и, например, если вас постоянно просят посмотреть что- то в интернете - подарить компьютер или планшет и научить пользоваться.
3. Научиться говорить «нет» . «Мама ( папа) , я тебя очень люблю , но сделать то, что ты просишь сейчас, я не могу ( нет времени , возможности , устала)".
4. Не принимать на себя тот выбор, который по жизни делают наши родители. Если они решают оставаться в деструктивных отношениях, на нелюбимой работе, отказываются от лечения или не желают менять ту или иную ситуацию, которая их не устраивает, а вместо этого только жалуются, это их выбор. Вы можете единожды высказать своё мнение, но не надо никого уговаривать. Здесь самое сложное - не испытывать вины. Подсознательно родители могут усиливать ее, говоря, как много они для нас сделали и чего им это стоило.
Избежать чувства вины можно путём полной осознанности «что сейчас происходит», «что я чувствую», «зачем мне это надо». И наполнением своей жизни своими интересами.
Помните, излишне расходуя энергию и время на родительскую семью, мы теряем возможность самореализации, не можем полноценно передавать энергию своим детям и, на самом деле, делаем хуже родителям. Потому что регресс в ситуации, когда есть спасатель, всегда наступит быстрее.
Если вы чувствуете, что отношения с родителями зашли в тупик и эмоционально вас истощают, приходите на консультацию. Это одна из базовых проблем, которая может не давать развиваться вашей собственной жизни, и с этим обязательно стоит работать.
 Буду рада, если моя статья оказалась полезной для вас. Благодарю вас за ваши "спасибо", которые вы говорите нажатием на кнопку "спасибо"😊  


Просмотров: 693
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Что происходит с детьми, когда родители ссорятся?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Что это? Воробей или про уважение к родителям.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда взрослые перестают играть в песочнице или что нас в жизни лечит.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь