Проблема: провокационное поведение ребенка. Часть 2

Время прочтения – 1 минута.

Ребенок может вести себя по-разному с каждым из учителей. Его поведение в каждом отдельном случае будет уникальным, поэтому не стоит при первом же случае вешать на него ярлык «провокатор».

Для устранения проблемы провокационного поведения ребенка необходимо выстроить некий алгоритм, последовательность действий.

Первый шаг. Собираем сведения обо всех проявлениях провокационного поведения данного конкретного ребенка.

Например, семиклассник Ваня примерно ведет себя на уроках по физической культуре и по технологии. Эти предметы ведут Иван Григорьевич и Василий Степанович. Мужчины педагоги на своих занятиях резко пресекают попытки нарушить дисциплину. На всех остальных уроках Ваня ведет себя провокационно, активно шутит и задирает одноклассников. Педагоги уверяют, что Ваня до 7 класса вел себя иначе, а потом в класс пришел новый ученик Витя, мальчики стали соперничать друг с другом.

Второй шаг. Анализируем какую роль играет учитель в проявлении провокаций.

Учительница биологии Наталья Ивановна проводит занятия в расстроенном состоянии, в своих мыслях и переживаниях. Видимо, какие-то семейные проблемы. Ваня пытается поднять настроение учителю и шутит. Шутка воспринимается как элемент агрессии и Ваню выставляют из класса. А на другом уроке Мария Станиславовна улыбается в ответ на шуточное высказывание Вани, тут же следует шутка от Вити, класс дружно смеется в течение нескольких минут. Учительница призывает всех продолжить работу, Ваня помогает восстановить тишину в классе. Положительный настрой на работу приносит свои плоды. Многие из детей получают высокие отметки.

Третий шаг. Определяем выгоду каждого.

Ваня провоцирует учителя на проявление эмоций, чтобы не выполнять скучное задание, заслужить одобрение. Наталья Ивановна получает возможность выразить свои негативные эмоции. А Мария Станиславовна повышает свой авторитет.

Четвертый шаг. Выясняем, возможно ли получить выгоду без провокации.

Может ли учитель разнообразить свой урок, больше вступать в диалоги, перестать окрикивать сидящих на задних партах? Что сможет делать Ваня, если необходимость в его шутках отпадет? Как иначе может быть достигнута цель, которую преследует провокатор?

Пятый шаг. Помогаем провокатору изменить свое поведение.

Вступаем в доверительный диалог с Ваней один на один. Вместе с ним приходим к мысли, что получить одобрение, поддержку от учителя можно иными способами. Например, активно отвечая на вопросы по теме урока, выполняя задания у доски, помогая соседу с решением задачи. Когда Ваня осознает свои чувства и пойдет, что есть более простой путь достижения желаемого, то изменит свое поведение.

Направление работы с ребенком-провокатором помогает выявить концепция «4 ошибочных целей детского поведения». Автором этой концепции является Рудольф Дрейкурс, педагог и психолог. Смысл концепции в том, что можно выявить неосознаваемую цель ребенка по чувствам, которые возникают у взрослого в ответ на его поведение. Например, чувство обиды у педагога – следствие ранее нанесенной ребенку обиды. Каждое действие имеет равную силу противодействия. Законы физики очень хорошо действуют в сфере человеческой психологии.

Примеры, как вести себя педагогу при провокациях:

  1. Позволить себе прореагировать только на первое проявление провокации (шутка, разбрасывание ручек).
  2. В виде «Я-высказывания» высказать свои чувства (Я сержусь, я раздражена, мне смешно) и продолжить работу. Важно перестать применять обвинительные «ты-высказывания», повести себя иначе, чем прежде.
  3. Поощрить ребенка за достижения. (Улыбнуться, похвалить, высказать положительную оценку деятельности – «сегодня ты выполнил задание быстрее и не сделал ни одной ошибки, твой результат стал лучше, чем на прошлом уроке»).
  4. Оказать ребенку доверие и дать ему персональное задание, а также при необходимости повысить темп урока.
  5. Переключить внимание класса (Рассказать какую-то интересную историю по теме урока и включить в обсуждение активных учащихся).

В завершении хочется сказать, что каждый ребенок уникален, множество причин может побудить его к провокации. Ваш помощник – это ваши собственные чувства, которые вы испытываете в ответ на провокацию. Они словно зеркало отражают то, что на самом деле испытывает ребенок.

Эту и другие мои статьи можно прочитать в Газете педагогов https://gazeta-pedagogov.ru/problema-provokatsionnoe-povedenie-rebenka-chast-2/



Просмотров: 564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Проблема: провокационное поведение ребенка. Часть 1.
  • Как МОЖНО себя вести, устраиваясь на работу.
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Соревновательный промах, как заставить себя продолжить работу?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Почему с одними женщинами мужчина ведет себя по-одному, а с другими совсем иначе?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Как влиять на поведение ребенка. (родительский авторитет, продолжение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь