Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка

Средства массовой информации в настоящее время полностью способны использовать очень важный ресурс – высокий уровень общественного доверия. СМИ имеют возможность влиять не только на отдельных индивидов, но и на социальные группы, на общество в целом. Просмотр телевизионных передач, рекламы, мультфильмов в количествах, превышающих временные нормы, а также заполненных сценами насилия, негативно влияют на эмоциональный фон и поведение ребенка.

В наше время процесс общения между родителем и ребенком усложнен ввиду того, что телевидение занимает свободное для общения время, делая детей аддиктивными и зависимыми [1]. Воздействие средств массовой информации на жизнь семьи возрастает из-за сильной занятости родителей и нежелания отслеживать качество информации, что приводит к ослаблению методов в воспитании детей.

В возрасте от полутора до трех лет дети чрезвычайно быстро овладевают речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому: задает ему вопросы, пытается понять ответы [1]. Односторонность контакта с телевизором, когда он с малышом «разговаривает», не останавливаясь и не отвечая на возникающие в ходе просмотра вопросы, приводит к тому, что ребенку трудно общаться со сверстниками и взрослыми, он позже начинает говорить и строить из слов предложения [2].

Достижения современного телевидения в спецэффектах, формах и способах привлечения зрителя приводит к тому, что у ребенка чрезмерный просмотр телепередач может привести к переутомлению и перевозбуждению: он становится вялым, капризным и раздражительным. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. Если ребенок просиживает несколько часов перед экраном, он устает и при этом энергия не расходуется естественным путем, она перерастает в неудовлетворенность, раздражение, агрессию.

От рождения до года окончательно формируется зрение: повышается его острота, координация движения глаз, цветовосприятие, зрачки учатся адаптироваться к изменениям освещения. В этот период лишние нагрузки на глаза нежелательны. Зрительные действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов вообще и не является признаком, характеризующим предмет, а так же не учитывается при его восприятии. Поэтому телевизор для ребенка на данном этапе – яркое пятно, движущаяся картинка со звуком, занимающий все внимание [3].

К концу раннего возраста завершают свое формирование психические процессы: мышление, восприятие, память, речь, воображение. Когда источником информации становится телевизор, то ребенок получает уже готовые образы. В связи с тем, что ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла, воображение в этот период работает скорее как механизм, а не как активная деятельность. Поэтому просмотр телепередач со всем звуковым и цветовым многообразием может помешать проявиться фантазиям и творчеству ребенка [3].

Самыми вредными для психики ребенка являются не выпуски новостей и даже не боевики с кровью и драками, а популярные фильмы-катастрофы: цивилизация гибнет, на улицах города появляются чудовища, Земля подвергается нападению инопланетян. Такие ужасы вселенского масштаба способны вызвать у ребенка различного рода страхи, ночные кошмары и быть причиной его нервозности и агрессивности. Также не следует позволять ребенку просматривать фильмы ужасов, поскольку, в отличие от взрослых, малыши еще не умеют четко отличать выдумку от реальности, а особенно в напряженные моменты забывают, что все показанное на экране в действительности не существует [4].

В случае отсутствия контроля родителей за содержанием и временем просмотра кинопродукции, телевидение негативно отразится на развитии ребенка.
В частности, будет наблюдаться следующее:

  1. Снижение физической, интеллектуальной и социальной активности. Когда ребенок смотрит телевизор, он теряет интерес к другим видам деятельности.
  2. Агрессивность поведения: жестокость, агрессивность телегероев повышает агрессивность ребенка в жизни.
  3. Возникновение страхов: детскому сознанию свойственно все воспринимать буквально. Экран обладает той же силой, что и реальные события. Даже если ребенок не боится «страшных» героев или истории в процессе телепросмотра, он может вспомнить увиденное потом, испугаться во сне. Дети начинают понимать разницу между реальностью и вымыслом только в школьном возрасте.
  4. Снижение социальных ценностей. Немногие передачи пропагандируют эмпатию, умение делиться, доброту и честность.
  5. Неумение справляться с проблемами. Ребенок, полностью предоставленный телевизору, впоследствии труднее принимает решение, ему нелегко справляться с трудностями.
  6. Задержка интеллектуального развития и социальной адаптации.
  7. Слабое развитие воображения и творческих способностей. Визуальная информация проще для восприятия, и, за редкими исключениями, она оставляет мало места для размышлений и творческих идей.
  8. Ослабление связей с семьей и внешним миром.

В связи с актуальностью назревшей проблемы, на протяжении 2004-2006 гг. в одном из детских садов г. Ялта было проведено экспериментальное исследование, посвященное изучению отрицательного эмоционального фона и поведения детей в ходе просмотра мультфильмов. В исследовании приняло участие 56 дошкольников 5-6-летнего возраста. Детям показывали мультипликационные фильмы. В ходе просмотра телевизора дети чаще задирались, огрызались, дрались. Выявлено, что мультфильмы с отрицательным содержанием (драками, сценами насилия) способствовали снижению контроля за негативными поступками и проявлению негативных эмоций.

При демонстрации мультфильмов с положительным содержанием отражались иные эмоции детей: появлялась эмпатия, снижалась агрессивность. Дети чаще могли объяснить благородные поступки положительных героев (в отличии от показа мультфильма с отрицательным содержанием).

Взгляд на проблему влияния телевидения на детей дает неоспоримые факты того, что необходимо по-новому расставить приоритеты в воспитании. Как организовывать досуг подрастающего поколения и устанавливать границы дозволенного. Важно, чтобы просмотр телепередач детьми был совместным с родителями и чётко регулировался ими. В этом случае телевидение становится хорошим подспорьем в обучении, а также поводом для дискуссий на разные темы, однако, при условии правильного использования всего материала передачи [5].

Теперь о том, как снизить негативный эффект телевидения:

  1. Установить границы. До 18 месяцев дети вообще могут обходиться без телевизора. С 18 месяцев полчаса в день – более чем достаточно, начиная с 2-х лет – не более часа.
  2. Планирование досуга ребенка после просмотра передачи.
  3. Тщательное планирование времени: 15 минут просмотра, перерыв, и еще 15 минут просмотра.
  4. Совместный просмотр телевидения дает возможность корректировать просматриваемое, объяснять поступки героев.
  5. Творческий подход может выразиться в пересказе увиденного ребенком или в создании рисунков на просмотренные темы.
  6. Нельзя использовать телевизор в качестве вознаграждения или наказания.
  7. Нельзя использовать включенный телевизор как фон или средство расслабления в присутствии ребенка.
  8. Формировать у ребёнка положительные ценности посредством объяснения отрицательных поступков героев, увиденных ребенком по телевизору [5].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр Академия, 2002. – 456 с.
  2. Допира А.И. Воздействие экранного насилия на подрастающее поколение. История социально-психологических исследований // Ж. Практична психологія та соціальна робота. – Киев: – 2000. - № 8. – С. 7-8.; - 2001. - № 1. – С. 28-30.
  3. Малыш и телевизор // Ж. Мой ребенок. Издательство ДП «Бурда-Украина». – Киев: - 2003. - № 1. – С. 68-69.
  4. Осадько О., Смольнікова С. Пам`ятки щодо подолання дитячих проблем.// Г. Психолог. – Київ: - 2004. - № 35 (131). С. 25-28.
  5. Хрестоматия. Психология семейных отношений. Подросток и семья. Учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. / Ред.-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара.: Изд. дом БАХРАХ-М. 2002. – 656 с.


Просмотров: 602
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современный родитель: как уменьшить негативное влияние на ребенка от просмотра тв?
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Компьютер и телевизор в жизни ребенка
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Ребенок и телевизор.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Стоит ли запрещать полностью ребёнку просмотр тех или иных мультфильмов?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Как научить ребенка организовывать свое время?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • К чему приводит частый просмотр новостей?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Когда ребенок все время болеет. Немного о причинах детских психосоматических расстройств.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь