|
Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенкаАвтор статьи: Лазарева Ольга Олеговна
Средства массовой информации в настоящее время полностью способны использовать очень важный ресурс – высокий уровень общественного доверия. СМИ имеют возможность влиять не только на отдельных индивидов, но и на социальные группы, на общество в целом. Просмотр телевизионных передач, рекламы, мультфильмов в количествах, превышающих временные нормы, а также заполненных сценами насилия, негативно влияют на эмоциональный фон и поведение ребенка. В наше время процесс общения между родителем и ребенком усложнен ввиду того, что телевидение занимает свободное для общения время, делая детей аддиктивными и зависимыми [1]. Воздействие средств массовой информации на жизнь семьи возрастает из-за сильной занятости родителей и нежелания отслеживать качество информации, что приводит к ослаблению методов в воспитании детей. В возрасте от полутора до трех лет дети чрезвычайно быстро овладевают речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому: задает ему вопросы, пытается понять ответы [1]. Односторонность контакта с телевизором, когда он с малышом «разговаривает», не останавливаясь и не отвечая на возникающие в ходе просмотра вопросы, приводит к тому, что ребенку трудно общаться со сверстниками и взрослыми, он позже начинает говорить и строить из слов предложения [2]. Достижения современного телевидения в спецэффектах, формах и способах привлечения зрителя приводит к тому, что у ребенка чрезмерный просмотр телепередач может привести к переутомлению и перевозбуждению: он становится вялым, капризным и раздражительным. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. Если ребенок просиживает несколько часов перед экраном, он устает и при этом энергия не расходуется естественным путем, она перерастает в неудовлетворенность, раздражение, агрессию. От рождения до года окончательно формируется зрение: повышается его острота, координация движения глаз, цветовосприятие, зрачки учатся адаптироваться к изменениям освещения. В этот период лишние нагрузки на глаза нежелательны. Зрительные действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов вообще и не является признаком, характеризующим предмет, а так же не учитывается при его восприятии. Поэтому телевизор для ребенка на данном этапе – яркое пятно, движущаяся картинка со звуком, занимающий все внимание [3]. К концу раннего возраста завершают свое формирование психические процессы: мышление, восприятие, память, речь, воображение. Когда источником информации становится телевизор, то ребенок получает уже готовые образы. В связи с тем, что ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла, воображение в этот период работает скорее как механизм, а не как активная деятельность. Поэтому просмотр телепередач со всем звуковым и цветовым многообразием может помешать проявиться фантазиям и творчеству ребенка [3]. Самыми вредными для психики ребенка являются не выпуски новостей и даже не боевики с кровью и драками, а популярные фильмы-катастрофы: цивилизация гибнет, на улицах города появляются чудовища, Земля подвергается нападению инопланетян. Такие ужасы вселенского масштаба способны вызвать у ребенка различного рода страхи, ночные кошмары и быть причиной его нервозности и агрессивности. Также не следует позволять ребенку просматривать фильмы ужасов, поскольку, в отличие от взрослых, малыши еще не умеют четко отличать выдумку от реальности, а особенно в напряженные моменты забывают, что все показанное на экране в действительности не существует [4]. В случае отсутствия контроля родителей за содержанием и временем просмотра кинопродукции, телевидение негативно отразится на развитии ребенка.
В связи с актуальностью назревшей проблемы, на протяжении 2004-2006 гг. в одном из детских садов г. Ялта было проведено экспериментальное исследование, посвященное изучению отрицательного эмоционального фона и поведения детей в ходе просмотра мультфильмов. В исследовании приняло участие 56 дошкольников 5-6-летнего возраста. Детям показывали мультипликационные фильмы. В ходе просмотра телевизора дети чаще задирались, огрызались, дрались. Выявлено, что мультфильмы с отрицательным содержанием (драками, сценами насилия) способствовали снижению контроля за негативными поступками и проявлению негативных эмоций. При демонстрации мультфильмов с положительным содержанием отражались иные эмоции детей: появлялась эмпатия, снижалась агрессивность. Дети чаще могли объяснить благородные поступки положительных героев (в отличии от показа мультфильма с отрицательным содержанием). Взгляд на проблему влияния телевидения на детей дает неоспоримые факты того, что необходимо по-новому расставить приоритеты в воспитании. Как организовывать досуг подрастающего поколения и устанавливать границы дозволенного. Важно, чтобы просмотр телепередач детьми был совместным с родителями и чётко регулировался ими. В этом случае телевидение становится хорошим подспорьем в обучении, а также поводом для дискуссий на разные темы, однако, при условии правильного использования всего материала передачи [5]. Теперь о том, как снизить негативный эффект телевидения:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|