Именно такой вопрос пришел в мою рубрику «Вопросов и ответов» пару недель назад. А поскольку у меня не оказалось ни одного материала на эту тему, чтобы дать ссылку автору вопроса, пришлось написать эту статью самой.
Итак, с чего начинается длинный путь к навыку самоорганизации у ребенка?
С умения чувствовать время.
Знакомство со временем у ребенка случается очень рано, а вот осознанные родительские «тренировки» на тему ощущения течения времени актуальны примерно с 3-4 лет.
Тренируется чувство времени просто:
Купите самый обычный таймер и подарите его ребенку. Первые день-два малышу будет интересно просто заводить таймер и смотреть, как проходят минутки.
Затем предложите ребенку успеть что-то сделать за 5 минут. Для начала выбирайте маленькие отрезки времени и простые задачи, чтобы ребенок точно успел все сделать и «победил». Обязательно дайте ребенку завести таймер самому, чтобы он чувствовал, что управляет этим процессом. Тогда, когда таймер зазвонит, у ребенка не возникнет сопротивления или сомнения в честности процесса, ведь он сам заводил таймер.
Со временем у ребенка накопится арсенал «дел за 5 минут»: одеться, убрать игрушки, сделать что-то еще. Когда вы увидите, что ребенок хорошо чувствует течение 5 минут и все успевает вовремя, переходите к освоению 10, 15, 20 минут и так далее, постепенно за несколько лет доведя ощущение времени у ребенка до 1 часа.
Так в процессе освоения чувства времени у ребенка сформируется собственное понимание того, что одевается он за 5 минут, кушает за 15, играет в одну игру 20 минут, убирает игрушки 10 и так далее.
Пока вы постепенно тренируете у ребенка чувство времени, он растет. И вот ему уже лет пять, и он научился считать до ста и выполнять в этих пределах различные действия.
А значит, пришло время осваивать часы.
Купите домой настенные часы в каждую комнату. Такие, чтобы на них четко были видны привычно написанные цифры, а все три стрелки были классическими, понятных размеров.
Не думайте, что часы на телефоне способны заменить для ребенка настенные часы. У ребенка еще незрелая психика, ему трудно преодолевать отвлекающие факторы и он, глядя на телефон, заметит там часы в последнюю очередь. А в первую он обратит внимание на игры, мультики, социальные сети и другие сильно более интересные вещи, чем то, сколько времени осталось до выхода в школу или на тренировку.
Поэтому настенные часы в каждой комнате – это ваши помощники и ваш вклад в будущую самоорганизацию ребенка.
Научите ребенка определять время. Начните с того, сколько сейчас часов. Потом, когда ребенок освоится с часами, добавьте минуты и секунды. Не торопитесь, закрепляйте все полученные знания.
Почаще спрашивайте у ребенка, сколько сейчас времени. На вопросы типа «когда придет папа?» «когда мы будем есть?», «когда пойдем гулять?» и тому подобные отвечайте, во сколько времени это будет.
Задавайте ребенку задачки из серии «если папа придет в Х времени, то сколько нам осталось его ждать?». Пусть постепенно чувство времени из упражнений с таймером связывается с определением времени по часам. Ребенок уже знает, что такое подождать или заняться чем-то 40 минут. Теперь он понимает, откуда взрослые знают, что осталось именно 40 минут. Он понимает, зачем человеку часы и какую информацию они могут дать.
С этими новыми знаниями и навыками уже можно потихоньку двигаться в сторону планирования.
Начинайте посвящать вашего старшего дошкольника в трудные дилеммы планирования времени.
Например, на просьбу «мама, я хочу, чтобы ты со мной поиграла», можно рассказать, что сейчас до Х времени у вас такие-то планы, поэтому поиграть получится только в такое-то время, да и то только если до этого ребенок не будет вас отвлекать. А если отвлекать все-таки будет, обращайте его внимание, сколько времени на это уходит и как это повлияет на возможность поиграть вместе.
Когда ребенок просится погулять и сходить куда-то в выходной, вы можете рассказать ему, сколько времени занимают сборы, дорога до места и сколько свободных часов у вас есть. И вместе с ним посчитать, успеете вы выполнить его желание или нет.
Обращайте внимание ребенка на выбор: у всех в сутках 24 часа, но мы проводим их по-разному. Мы можем выбирать, потратим мы час на долгие и изнурительные сборы на прогулку, потому что ребенок не желает одеваться сам, и в итоге погуляем только 30 минут или соберемся дружно и быстро и погуляем целый час или даже час с четвертью.
Давайте ребенку делать временные выборы в безопасных условиях. «У меня есть 30 минут и я готова читать все это время твою любимую книгу. Но ты еще не убрал игрушки, поэтому убирай их и приходи – я буду читать все оставшееся время». В таких случаях можно завести таймер или показать нужное время на часах «я могу читать до Х часов».
Конечно, в первый раз ребенок может «протянуть резину» и потратить все время, оставшись без сказки. Посочувствуйте ему, но не идите на поводу – дайте наступить естественным последствиям. Пусть этот урок он усвоит пораньше на примере сказки, а не позже, когда ставки вырастут до двойки за урок или чего-то более существенного.
Не расстраивайтесь, если ребенок совершил ошибку: забыл, не успел, опоздал, не верно расставил приоритеты. Ваша задача в этом случае – помочь ему осмыслить полученный опыт так, чтобы извлечь из него уроки на будущее. Не ругайте ребенка за ошибки. Помните о том, что мы все ошибаемся. У вас тоже наверняка есть дела, которые надо было сделать еще вчера, но вы не успели. Поэтому – не ругайте ребенка!
Продолжайте задавать ребенку «задачки» на тему того, как можно распорядится своим временем, тренируя его делать все более осознанный и взрослый выбор.
Когда ребенок научится писать, вводите новую практику: записать последовательность дел, записать что-то сегодня, чтобы не забыть сделать завтра. Записать список покупок или его «виш-лист» подарков на праздник… Главное – научите его записывать все, что нужно сделать, а не полагаться на память.
В этом случае к школе вам уже не придется объяснять ребенку прописные истины из серии «домашнее задание нужно записывать, а не стараться запомнить», «сделал дело – гуляй смело» и «делу – время, потехе – час». Он будет знать это на собственном опыте, эти навыки уже будут сформированы.
Постепенно привлекайте старшего дошкольника к семейному планированию:
Показывайте старшим дошкольникам, как вы планируете семейные дела. Пусть они слышат ваши рассуждения на эту тему, видят процесс.
Просите их посчитать, сколько свободного времени остается после того, как будут сделаны все дела и предложить, на что можно его потратить.
Планируйте расписание дня ребенка вместе с ним, стараясь при этом передать ему ваш алгоритм планирования.
Рассказывайте ребенку о том, как вы сами пришли к такому способу управления временем, как развивались ваши взгляды на этот счет.
Эта мысль звучит очень философски, но на самом деле это простые истории из вашего собственного детства: как вы первый раз опоздали на урок и какие потом были последствия, как «тянули резину» и не хотели делать уроки, а игры в это время тоже не шли, так как вы чувствовали давление не сделанного дела. Как потратили весь вечер на капризы и в итоге не успели сделать что-то интересное, как родители оставили список дел, а вы играли, думая, что успеете все сделать в последний момент, и не успели. У каждого из нас есть такие истории, ведь мы тоже проходили свой путь выстраивания отношений со временем.
После такой подготовки ваш ребенок будет иметь прочный фундамент для того, чтобы выйти на следующий уровень – следования многоступенчатому плану.
Таким образом к началу школьной жизни вы уже сможете повесить на видное место расписание дня ребенка, научить его заводить будильники-«напоминалки» на все важные события дня и только иногда помогать ему соблюдать разработанный график. Все элементы этого сложного процесса будут ему уже знакомы: он умеет обращаться с часами и таймером, знает, сколько времени у него уходит на стандартные процедуры, понимает, почему важно соблюдать расписание.
Обратите внимание, что важно стараться выносить функцию напоминания и контроля вовне и сделать ее нейтральной, желательно управляемой самим ребенком. Не нужно самой ходить и напоминать ребенку, что пора начать делать следующее действие из списка - пусть это делает за вас таймер, будильник, гаджет или что-то еще, что ребенок сам выбрал и завел на нужное время. Этот простой лайф-хак сразу снимает с вас «карательную» функцию. Вы больше не «гонец, принесший плохую весть», что надо просыпаться в школу или прекращать игру. Вы – друг и соратник, которому ребенок может пожаловаться, как же он ненавидит будильник
Возможно, вы засомневаетесь в том, что ребенок будет слышать звонок и реагировать на него. Однако если вы с детства приучили ребенка делать разные дела по таймеру, то к школе он без проблем будет слышать сигнал и действовать. Особенно если к этому моменту вы уже научились передавать ребенку ответственность за выполнение того или иного дела, и он точно знает, что мама не будет приходить к нему и подгонять.
Еще один важный инструмент самоорганизации школьника – это наручные часы. Желательно, чтобы это были именно часы, и они не выполняли дополнительных функций. Время на них должно быть всегда видно без дополнительных нажатий на кнопки.
Наручные часы нужны школьнику для постоянного контроля за временем. Они существенно облегчат его жизнь в школе, особенно когда учитель скажет «на выполнение этого упражнения вам дается 15 минут», а настенные часы висят далеко не в каждом классе. Они же вовремя приведут ребенка на урок после большой перемены, домой или на тренировку.
Помните, что младший школьник чаще всего не в состоянии сам составить себе распорядок дня. Для этого ему нужна ваша помощь. Сделайте это вместе, опробуйте первую версию, скорректируйте ее и повесьте окончательный вариант на видное место. Возможно, вам нужно будет распечатать несколько распорядков дня разных форматов, чтобы у ребенка они всегда были в доступе: мини-версия с собой в школе, большая - дома над столом или где-то еще.
Будьте готовы корректировать расписание ребенка, если какое-то дело систематически не делается в срок или происходят другие сбои. Говорите с ребенком о том, удобен ли для него план. Помните, что через несколько лет он уже сам будет составлять свое расписание. Кто-то приходит к этому в 10, кто-то в 12, а кто-то в 15 лет. В любом случае наша родительская задача – показать, научить, передать свои знания и опыт.
Как видите, «дружба» ребенка со временем строится не быстро и зарождается в раннем детстве. А к управлению временем, собой и своими делами дети приходят только в подростковом возрасте.
Я знаю, что у многих читателей давно назрел вопрос: что делать, если вы уже упустили свое родительское время? И сейчас у вас не трехлетка, а школьник, который опаздывает на занятия и не успевает выучить урок?
Тогда вам нужно начать с самого начала и постепенно идти до конца. Другого пути нет.
В своих статьях про подготовку к детскому саду (почитать их можно здесь https://www.psyoffice.ru/usachevatamara/#article) я писала, по какой схеме происходит любое обучение:
Шаг 1: Мастер делает, ученик смотрит. Шаг 2: Мастер делает, ученик помогает. Шаг 3: Мастер делает, ученик делает вместе с ним. Шаг 4: Ученик делает, Мастер помогает. Шаг 5: Ученик делает, Мастер смотрит. Шаг 6: Ученик делает. Набирается опыта. Проходит эту схему много раз. И становится Мастером
Так вот, проблема большинства родителей в том, что они пропускают один из этапов. Или даже два. А иногда три или все 5
Нельзя требовать, не научив. Это так не работает. Пропуская этап и «гоня лошадей», вы только испортите отношения с ребенком и ничего не добьетесь. Пословица «тише едешь – дальше будешь» здесь как нельзя кстати
Постепенно пройдите с вашим школьником этот путь шаг за шагом. Скорее всего, вы пройдете его гораздо быстрее, чем вам представляется сейчас. Но первые шаги – самые трудные. Дайте ребенку время. Не торопитесь. Постепенно он подружится со временем и научится им управлять
Благодарности:
В конце статьи я обычно благодарю ее редактора. Но у этой статьи редактора нет. Она родилась быстро, буквально за сутки, подвинув все другие дела в моем списке.
А все потому, что я нарушила срок ответа на вопрос в своей рубрике "Вопросов и ответов" одной маме школьника, потому что недооценила объем темы и отсутствие готовых материалов.
Именно ей я и хочу сказать спасибо: за доверие, за понимание, за интересную тему и за то, что после длительного перерыва на моей страничке снова выходит статья
Надеюсь, польза от полноценного материала на эту важную тему компенсирует долгое ожидание ответа
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.