Когда на ребенка не хватает времени...

А что такое время? Для кого-то – деньги, для кого-то – жизнь. На самом деле, это ведь условная единица, поэтому понимание много и мало тоже у каждого свое.

Я вот как-то наблюдала сценку в парке дружбы Волгоград-Баку: на лавочке сидели мама и дочка лет 2-х,  развернувшись спинами друг к другу, каждая уткнувшись в свой гаджет. Мама рассматривала какие-то картинки, девочка тыкала пальчиком в мелькающие точки. Они вместе сидели на одной лавочке, но можно ли такое времяпровождение назвать «вместе»? Ведь время у каждой из них проходит по отдельности. К тому же переживание протекания времени в силу возрастной разницы у них тоже разное:  детей время тянется, а  у взрослых проносится.

Современная реальность такова, что многие родители вынуждены много и упорно трудится. Действительно работе уделяется времени больше, чем общению с детьми. Многие родители начитают чувствовать из-за этого вину и стараются как-то оптимизировать свою жизнь, чтобы и на работе, и дома быть лучшими, насколько это возможно. И все же, вернувшись к сценке из парка, давайте ответим откровенно, что для ребенка важнее количество проведенного рядом с мамой/папой времени или качество? Надеюсь, что для многих ответ очевиден.

В общении с детьми, как и во всем в жизни, важен определенный баланс. Есть родители, которые просто «растворяются» в своих детях, а, когда ребенок подрастает и уходит в самостоятельную жизнь, жизнь родителей заканчивается, есть даже такой термин в психологии – «синдром опустевшего гнезда».

Есть другая крайность, когда ребенок загружен кружками, с ним занимаются репетиторы, няни, бабушки, а родители появляются редко, как праздник, если вообще появляются. И взрослый ребенок уже не сможет выстроить теплые и доверительные отношения с постаревшими родителями, даже, если для них это крайне необходимо. В этих отношениях будет чувство долга, ответственности, но не любви.

Воспитывая детей, конечно, не надо забывать о себе и стоит помнить, что отнюдь не количество проведенного вместе с ребенком времени имеет значение, а качество.  Качество же времени зависит от возраста ребенка.

Малышам важны эмоциональный и тактильный контакт с родителями. Они еще настолько близки к природе, что даже по запаху могут отделить своего от чужого. Подержите его на руках, даже когда он спит. Смейтесь с ним, удивляйтесь вместе, когда он бодрствует. Желательно каждый день,  пусть и несколько минут, и свою порцию необходимой любви от вас он получил.

У ребенка младшего возраста уже много своих собственных дел, он бегает, осваивает пространство, он не может долго сидеть на одном месте. Совместная игра в догонялки, рассматривание предметов, показ, каким можно стучать, а какой из них катать и ребенок на бессознательном уровне понимает: «Я нужен, я любим, моя мама или мой папа учат меня»,

Когда забираете ребенка из детского сада, дорога к дому это тоже замечательное время, которое вы проводите вместе. Конечно, важно узнать, что он скушал на обед и понравился ли ему полдник, но куда интереснее для ребенка поиграть с вами. Столько игр существует, в которые можно поиграть по дороге к дому, с помощью которых можно закреплять цвета, названия улиц или деревьев, учить счет, замечать признаки времени года и т.п. Проговорить детсадовские ситуации, которые вызвали приятные переживания у ребенка или наоборот – чувство обиды или злости.

К примеру, более старшие дети любят играть в игру «День перевертышей», когда родители исполняют роль детей, (и в это время честно могут полежать на диване, т.к. физические ресурсы их организма, утомленного работой также необходимо восстанавливать), а дети играют роль родителей и выполняют посильные для них обязанности: поливают цветы, придумывают, чем семья будет заниматься днем, что надо бы приготовить для совместного ужина. К тому же такие дни формируют у ребенка самостоятельность и ответственность, придают уверенность и учат заботиться.

Детям школьникам можно показать свою любовь и добавить несколько приятных минут, когда вы их поднимаете утром в школу. Лучше это делать не командирским криком «Подъем!», а организовав вместе веселую возню. В этом возрасте уже важно, чтобы у вас сформировалось какое-то общее занятие, которое вы будете хотя бы раз в неделю делать вместе. Это может быть простая прогулка по набережной или в парке, рыбалка, изготовление поделок, поход на аттракционы или просмотр любимых фильмов, которые вы потом обязательно обсудите вместе, поделившись мнением, может быть поспорите о чем-то, у каждого ведь свое понимание сюжета и мотивов поведения героев.

Иногда, даже ваша занятость является воспитательным моментом. Один известный психолог как-то поделился с нами на лекции случаем из своей жизни. Он подрабатывал, как все начинающие педагоги, чтобы как-то обеспечить семью, читал лекции в двух ВУЗах очникам и вечерникам, а по выходным писал диссертацию. В душе все время чувствовал вину перед своими двойняшками за то, что совсем не занимается с ними. Как-то в выходной день дети разыгрались, стали сильно шуметь и вдруг резко замолчали. Он повернулся на тишину и удивился: ребята сидели на ковре и внимательно смотрели на него. После недолгой паузы один из них сказал: «Папа, ты пиши, пиши, мы понимаем, как тебе это важно и, что все это ты делаешь для нас. Мы будем потише себя вести». Тогда он понял для себя важную вещь: дети гораздо смышленее, чем мы думаем,  они чувствуют истинное отношение даже независимо от того, сколько времени родители проводят с ними.

Каждая свободная минутка, занятая совместным занятием или приятным времяпровождением, направленная на создание ощущения единства, сближает всех членов семьи. Даже, если вы просто вместе споете песню в машине по дороге на кружок, сходите семьей в книжный магазин, выбирая книги на свой вкус, ответите на вопрос, который интересует ребенка – это все важные моменты в совместном общении детей и родителей. Главное для мам/пап не быть скучными и назидательными.

Вроде и несложные вещи, но очень необходимые. Время, уделенное ребенку  должно соответствовать его возрастным потребностям и быть качественным, и тогда количество времени отходит на второй план. К тому же занятость родителей покажет ребенку, как важно ценить просто время;  время, проведенное вместе, и научит наиболее эффективно использовать его, чтобы оно было ярким, полезным и запоминающимся для всех.

 

 

 



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Жизнь как усилие во времени. Или худеем вместе
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Дети — как много мы пытаемся сделать для них и как мало мы о них знаем...
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Что делать, если целей много, а времени на все не хватает?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Быть вместе — это как?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь