Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)

Автор статьи: 404

Основные концепции психологического времени и временной перспективы

         Полевая концепция психологического времени. Предложена К. Левиным. Психологическое поле личности имеет определенные границы, включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Включение идеального и реального, будущего и прошлого в план данного момента - все части поля субъективно переживаются и определяют поведение личности. Курт Левин указывал, что у маленьких детей практически нет временной перспективы - они живут в настоящем, не имея понятия ни о прошлом, ни о будущем. Степень структурированности временного пространства - показатель интеллекта человека.

         Мотивационно-динамическая концепция. Концепция, предложенная в 1980 г. Жозефом Нюттеном фокусируется на изучении временной перспективы в связи с мотивацией человека. Нюттен рассматривает пространство будущего как место осмысления потребностей, постановки целей и формирования поведенческих проектов. При этом, особенности ориентации на будущее связаны с теми или иными особенностями мотивации. Временная перспектива – когнитивная функция, репрезентация, не существующая в реальном пространстве восприятия, и её наполнение – это «виртуально присутствующие» объекты и события, которые человек представляет. Они и являются целями деятельности, они же составляют наполнение временной перспективы, её  глубины и содержательности. Подход Нюттена часто называют когнитивно-динамическим или мотивационно-динамическим. Метод мотивационной индукции (опросник Ж. Нюттена - ММИ, Metode d'induction motivationelle – MIM) призван на основе завершения незаконченных предложений выявить совокупность мотивационных объектов, которая может быть проанализирована как с точки зрения содержания, так и с точки зрения расположенности во времени.

Причинно-целевая концепция субъективного времени. Основной идеей концепции является следующая гипотеза: значимость события в психологическом времени определяется совокупностью его связей с другими событиями. Структура психологического времени отражает взаимосвязь причинно-целевых отношений между событиями в жизни, их разветвленность, качественные и количественные характеристики. «О том, что отражение временных и причинно-следственных отношений в сознании индивида взаимосвязаны, свидетельствуют и результаты исследований каузальной атрибуции — одного из наиболее новых и перспективных направлений социальной психологии, в рамках которого параметр времени и временная перспектива рассматриваются как существенные факторы формирования представлений личности о причинах и следствиях определенных событий», пишут Е. Головаха и А. Кроник. С конца 1970-х годов авторы разрабатывают направление психологии времени, психологического возраста, жизненного пути личности, а также метод каузометрии (по аналогии с социометрией Я. Морено). Каузометрический метод призван измерять "субъективные и причинные связи между событиями жизни и изображения этих связей в виде графов-каузограмм", таким образом, операционализируется причинно-целевая концепция времени. В 1984 году опубликована книга Е. Головахи и А. Кроника "Психологическое время личности". В 1988 году А. Кроник и А. Пажитнов разработали программу "Биограф", прототип программы LifeLine, которая облегчает и автоматизирует процесс биографического интервью и построение каузограммы, однако авторы признают, что процесс "ручного" каузометрического интервью является более гибким методом, обеспечивающим хороший контакт терапевта и клиента. Анализируются периоды жизни, события и значимые даты, строятся связи между ними, обозначаются жизненные сферы, цели жизненного пути личности.

Каузометрическое интервью состоит из нескольких основных процедур: биографическая разминка, формирование списка значимых событий и их датировка, оценка эмоциональной привлекательности, значимости субъективной и объективной проведение причинного и целевого анализа межсобытийных отношений, и др.

         Факторная концепция временной перспективы. Филип Зимбардо - психолог, наиболее известный своими исследованиями застенчивости, экспериментами в области социальной психологии (Стэнфордский тюремный эксперимент), борец за самостоятельность и способность личности («обычного человека») противостоять губительной системе подчинения и насилия (проект и книга «Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются в злодеев»). В  1999 году Зимбардо представил свой опросник ZTPI – Zimbardo Time Perspective Inventory, в котором предлагается определенная структура ориентаций личности на ту или иную временную перспективу. Зимбардо предлагает следующие факторы: "Негативное  прошлое",  "Позитивное  прошлое",  "Гедонистическое  настоящее","  Фаталистическое  настоящее"  и  "Будущее", в определенном варианте - возможен еще один фактор «Трансцендентное будущее» (религиозные верования). Фактически, эти факторы – временные зоны, в которых «живут люди». В книге "Парадокс времени" авторы пишут о важности сбалансированного отношения к прошлому, настоящему и будущему времени, которое дает наиболее оптимальное самочувствие и психическое здоровье личности. Подчеркивается взаимосвязь нарушенных временных ориентаций и таких феноменов, как склонность к риску, зависимость от наркотиков.

         Замечательные исследования временной перспективы человека (в русле подхода Ф. Зимбардо, рассматривая перспективу как временной центр, ориентир жизни) проводит Анна Сырцова. Так, в  работе «A Global Look at Time: A 24-Country Study of the Equivalence of the Zimbardo Time Perspective Inventory» (2014) авторами проведена работа по сбору и сравнению данных по более чем 20 странам, что переводит изучение временной перспективы в русло кросс-культурной психологии. В исследовании подтверждается релевантность теоретической модели временной перспективы Ф. Зимбардо, указывается на возможность изучения взаимосвязи временной перспективы и социально-экономических факторов (кризис и др.), благополучия и социальных особенностей общества. Выявлен конструкт сбалансированной временной перспективы, сопряженный с субъективным благополучием и ценностно-смысловой адекватностью личности. В исследовании, взяв за основу методику ZTPI (Опросник временной перспективы Зимбардо), автор показывает различия в временной перспективе взрослых на разных возрастных этапах (возрастная обусловленность): «оптимальный профиль временной перспективы соответствует следующему сочетанию показателей по основным шкалам методики: высокий балл по шкале Позитивное прошлое, довольно высокий балл по шкале Будущее, средний балл по шкале Гедонистическое настоящее и низкие баллы по шкалам Негативное прошлое и Фаталистическое настоящее».

         Вероятностная концепция временной перспективы. В концепции Т.Н. Березиной, сформулированной в докторской диссертации 2003 г., тесно смыкаются философия и психология. В рамках вероятностного подхода к пространственно-временному континууму, «мы с вами оказываемся в вероятностном мире, где одновременно существует прошлое, настоящее и будущее. Настоящее существует в виде материальных тел, и событий происходящих с материальными телами, именно эти тела и события и составляют наш реальный мир. Но наряду с ним, тут же существуют и другие события, вероятностные, события прошлого и будущего, каждое событие имеет вероятность меньшую единицы, они не материальны, но это тоже существование. Человек отражает такого рода события (механизм восприятия вероятностных объектов пока не известен, но он существует, поскольку существуют сами события), высоковероятные события становятся фактами социальной жизни, средневероятные – образами нашего воображения, маловероятные – не осознаются». К слову, вспомним произведение «Единственная» Ричарда Баха, где Лесли и Ричард летят через времена и пространства. В одном из вариантов Ричарду и Лесли не суждено встретиться, в другом они оба – заключены в одной волшебной женщине, в третьем Лесли умирает, а Ричард ищет смерти, в четвертом – пилот бомбардировщика Ричард должен сбросить атомную бомбу на Киев и так далее.   Т.Н. Березина говорит о том, что в процессе формирования внутренних образов как раз и происходит интеграция темпоральных и пространственных особенностей человека, «каждый внутренний образ несет в себе как пространственные, так и временные характеристики, а совокупность всех образов формирует пространственно-временной континуум».

         Концепция хронотопа в временной перспективе. В рамках данной концепции для описания внутреннего мира человека предлагается определенная комплексная система пространственно-временных характеристик, тесно смыкающихся в «чувственный континуум» - хронотоп, о чем писал В.П. Зинченко: «с его помощью облегчается понимание не только связи пространства и времени, но и трансформации их друг в друга, понимание объективации и субъективации этих категорий бытия и сознания. В активном хронотопе действия так же, как в хронотопе текста… снимается проблема размерности и отделенности пространства и времени», и далее: «Формирование активного хронотопа — это одновременно и формирование образа ситуации и программы как оснований свободного действия и необходимое условие вневременных состояний сознания, которые М. М. Бахтин характеризовал как вневременное зияние, образующееся между двумя моментами реального времени. Хронотоп формируется в зазоре длящегося опыта». Идею о пространственно-временном (хронотопическом) развитии личности углубляет и исследует Н.Н. Толстых: проблеме развития индивидуального хронотопа в детско-юношеском периоде и проблемам развития временной перспективы личности (культурно-исторический подход) посвящены многочисленные и интереснейшие исследования автора.

         Концепция конструирования будущего. В концепциях конструирования будущего (конструкционизм, социальный конструктивизм) будущее рассматривается не только как заранее запрограммированное поведение, но подчеркивается активная роль субъекта в конструировании собственного будущего.  Будущее также имеет определенную репрезентацию (субъективный образ будущего). Этапы конструирования: возникновение поля вариантов на основе имеющегося жизненного опыта, восприятия и оценки реальности (эти варианты могут рассматриваться как более или менее значимые отклонения от тренда – линии средних значений); принятие решений по выбору варианта поведения на основе оценочных шкал-конструктов; реализация (или не-реализация поведения). Результатом постоянно происходящего процесса конструирования является репрезентация будущего - ментальная модель «образ будущего» (антиципация будущего). Контролером и регулятором деятельности становится не столько текущий результат действия, но мотивационная сила и четкая внутренняя структура (взаимосвязь и наполненность компонентов) образа будущего, конструированного и дорабатываемого во внутреннем плане до начала и по мере осуществления действия. Образ имеет не только прямое действие на будущее в виде запуска определенного поведения, но и обратное действие на субъективную реальность личности. Будущее – не только место, где конструируется поведение человека, но - также и область, где таковое поведение (а также и смыслы, и события) изменяется (см. подробнее «Психология конструирования будущего» Михальский А.В.). Также выделяется отдельный  от антиципации процесс - планирование - построения плана действия, и скорее всего, в нем задействованы уже другие механизмы. Естественно, здесь очень важна временная антиципация - способность предвосхищающей подстройки организма под ожидаемое время, момент активности.

 

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 1087
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапия временной перспективы. Прошлое, настоящее, будущее.
  • О временной перспективе Филиппа Зимбардо (часть 2 "ОРИЕНТАЦИЯ НА НАСТОЯЩЕЕ")
  • О временной перспективе Филиппа Зимбардо (часть 3 ОРИЕНТАЦИЯ НА БУДУЩЕЕ)
  • О временной перспективе Филиппа Зимбардо (часть 4 ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОШЛОЕ)
  • Цели. Результаты. Течение времени из будущего в настоящее.
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Знакомство с теоретическими положениями о временной перспективе Филиппа Зимбардо
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • "Только не забудь!" Капсула времени или история одного письма
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Стресс, как "машина времени" - "Здравствуй Детство!"
  • "Линия жизни" - метод расчёта времени необходимого на психотерапию.
  • Глава 2. Проблематика конструирования будущего в психологии / И.М. Сеченов: Ожидаемое будущее, 1863
  • Как правильно выстроить процесс прощания при временной разлуке с ребёнком
  • "Доброго времени суток" или как не надо писать сопроводительные письма.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Поиск самореализации, как "эпидемия" нашего времени. Зачем все ее ищут?
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь