|
Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)Автор статьи: 404
Личность и время: основные понятия Предметом этого раздела является наиболее общий уровень исследования репрезентации и конструирования субъективного времени - уровень жизненного пути личности, тесно связанный с смысловым и мотивационным наполнением жизни. Можно назвать этот уровень экзистенциальным (на котором можно проследить связность всей жизни - существования личности). Перед тем, как будут кратко изложены основные концепции раздела, необходимо познакомить читателя с основными понятиями, используемыми при исследованиях на данном уровне психологии времени. Психологический возраст. Понятие применяется также и биологами высших позвоночных при оценке уровня развития и поведения животных (зоопсихология). Психологический возраст отличается от хронологического (паспортного) возраста и является системной характеристикой развития человека, успешности перехода с одной возрастной ступени на другую, степени решенности определенных жизненных задач и умения справляться с трудностями. Выготский Л.С. считает ключевыми составляющими психологического возраста социальную ситуацию развития, деятельность ребенка, новообразования. Мы склоняемся к позиции, что психологическим возрастом можно назвать такой уровень развития личности, который соответствует принятым в обществе, социальным нормам развития личностных черт и поведения человека, отражает их. Поэтому, например, с точки зрения образованного европейца XVIII века индейцы могли показаться инфантильными в поведении и отношениях, а может быть, наоборот, внешние признаки поведения давали повод задуматься о мудрости (такая противоречивость и является свидетельством того, что психологический возраст - скорее, социальная категория). С другой стороны, А. Кроник и соавторы предлагают оценивать психологический возраст, принимая во внимание открытость человека новым впечатлениям - чем меньше от максимально возможных 100% человек считает освоенным в жизни (впечатлений, жизненного опыта и пр.), тем он моложе психологически. Согласно концепции А. Кроника и Е. Головахи, психологический возраст – мера реализованности психологического времени. Курт Левин понимает под психологическим возрастом уровень развития интеллекта, умение структурировать психологическое пространство, включая и временное. Разумеется, психологический возраст может быть больше паспортного возраста, либо меньше (инфантилизм). Также психологический возраст можно понимать как умение адаптироваться и справляться с требованиями среды. Таймфреймы. Таймфрейм – единица смыслового субъективного времени, сочетающая в своей основе физиологические, биологические и социальные факторы. Так, например, социальное время древних египтян, привязанное к сельскохозяйственным циклам, разливам реки Нил, а как следствие, и их субъективное время, достаточно сильно отличается от жизненных циклов, а следственно, и субъективного восприятия времени, темпоритма и других критериев, используемых современным сотрудником офиса. Профессия, круг общения и стиль жизни также накладывает свой отпечаток на таймфреймы, а следовательно и на особенности психологического времени личности. Как правило, таймфреймы осознаются человеком, однако в обычной жизни часто фокусируемся на нескольких таймфреймах, например, день и неделя, забывая о более продолжительных, и наоборот. Таймфреймы большой продолжительности («длинные») - субъективны, такие как: «моя жизнь» в целом, жизненный период («мое детство», «моя старость»), существуют и достаточно объективные (физические, биологические) таймфреймы: год, сезон (квартал), месяц, неделя, час, минута, секунда, которые неизбежно принимают субъективный оттенок (ср.: «длина личной минуты»). Таймфреймы имеют и социальный компонент, например, таймфрейм «сезон» изначально связан с сельскохозяйственными работами, таймфрейм «год» - с празднованием нового года, а «неделя» - с рабочими и выходными днями. Каждый таймфрейм субъективного времени сочетает в себе индивидуальное, социальное и биологическое. Овладение таймфреймами: умение представлять себе их содержание и планировать по ним жизнь, а главное – переключаться между таймфреймами - важное умение людей, успешно строящих свой жизненный путь. Временные ориентиры. По словам Д.Г. Элькина, «в восприятии времени, в локализации событий в прошлом, в предвидении событий будущего значительное место занимают различные временные ориентиры, которые служат начальной и конечной точками отсчета времени. Эти ориентиры выпадают из сознания человека или расстраиваются при тяжелых поражениях его психики, которые характеризуются нарушением функций сохранения и воспроизведения, нарушением связности всей психической жизни». Временная перспектива личности. Жизненное пространство человека во времени, в прошлом и настоящем. Исследования жизненного пути человека в связи с временной перспективой начала Шарлотта Бюлер, и ее работы послужили предпосылкой к целому направлению в изучении психологии времени личности. Как писал К. Левин, «позитивная временная перспектива, создаваемая достойными целями, — это один из основных элементов высокой морали. В то же время это реципрокный процесс: высокая мораль сама создает длительную временную перспективу и устанавливает достойные цели». Нарушения временной перспективы (застревание на прошлом, излишняя концентрация на будущем) могут быть последствиями и нарушения работы психики, либо в мягкой форме (в пределах нормы) - следствием воспитания или жизненного опыта человека. В патологии - явно выражена спутанность линии субъективного времени (линии временной перспективы). Выделяют следующие критерии временной перспективы: продолжительность (хронологический размах событий), реалистичность, эмоциональный фон, согласованность (связность событий), дифференцированность (расчлененность по последовательным этапам от ближних к дальним), плотность (насыщенность, густота), воспринимаемая продолжительность. Все параметры временной перспективы могут меняться при нарушениях психики, а также при отклоняющемся поведении. Она подвержена влиянию социальных (класс, уровень образования, политическая и экономическая ситуация), особенностей социализации, возрастных, личностных переменных, очень сильно влияет на поведение. Нарушения временной перспективы затрудняют развитие личности, процесс конструирования целей также осложнен. Локус времени и временной тип. Термин «локус времени» призван обозначить индивидуальные предпочтения личности относительно времени – объяснение причин поступков прошлым или будущим, общей направленностью во времени, предпочитаемый временной ориентир, точка отсчета – в будущем или в прошлом [Михальский, 2014]. Выделяются определенные τ-типы (временные типы) [Цуканов, 2000], проявляющих неодинаковое субъективное отношение ко времени. При этом, выявлена зависимость – чем меньше продолжительность субъективной временной единицы («внутренняя секунда» менее 0,86 с), тем более ориентирован человек на будущее. Напротив, временная единица от 0,94 секунды и более – свидетельствует об ориентации человека на прошлое. Соответственно, и свойства темперамента соответствуют направленности в будущее (экстраверсия, доминирование лобной коры по Симонову П.В.) или в прошлое (интроверсия, доминирование гиппокампа), а нейротизм или стабильность свидетельствуют об уровне тревожности относительно времени. Соответственно, у «быстрых» типов выражена высокая скорость сердечного ритма и дыхания, но сон их дольше, чем у «медленных» типов – флегматики спят меньше всех. Самооценка личности во времени. Поскольку человек находится на определенной точке «настоящего» между прошлым и будущим на линии времени, логичным будет предположить, что он не только имеет определенное представление о прошлом и будущем (см. «временная перспектива личности»), но и представляет себя соотносимо с этой перспективой. М. Розенберг выделил следующие дифференцированные по времени образы «Я»: 1) «настоящее Я», каким видит себя индивид в действительности в данный момент; 2) «динамическое Я», каким индивид поставил себе целью стать; 3) «фантастическое Я», каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов; 4) «идеализированное Я», каким приятно видеть себя; 5) «будущее или возможное Я», каким, по мнению человека, он мог бы стать; 6) ряд «изображаемых Я» — образов и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего «настоящего Я» [цит. по: Болотова, 2006]. Можно вполне логично продолжить этот ряд образов «Я» и описать «Я-прошлое-идеализированное», «Я-прошлое-настоящее» и т.п. Временная децентрация. Способность (умение) отстраниться от настоящего момента и посмотреть на себя со стороны с какой-либо точки во времени (например, посмотреть на себя глазами «себя-ребенка» из прошлого, либо наоборот, с позиции «прошедших» нескольких лет). Временная регуляция. Способность к планированию, определению порядка и интенсивности действий во времени. Продуктивному использованию времени посвящено множество публикаций (область прикладной психологии «тайм-менеджмент»). Темпоральное внимание. Практическое планирование деятельности, существования, продумывание всей перспективы поведения, подразумевает наличие определенного навыка «обращения» с временем. Необходимо выделить как отдельный психологический феномен особый вид темпорального внимания, сопровождающее процесс прогнозирования. Такой вид внимания является процессом сознательного или неосознанного переключения между таймфреймами и характеризуется параметрами, свойственными вниманию в целом. Кратко охарактеризуем их в применении к темпоральному вниманию. Концентрация. Способность удерживать внимание на определенном таймфрейме, видеть его содержание и значение в целости. Объем. Количество таймфреймов одного порядка, охваченных вниманием одновременно. Устойчивость. Длительность сосредоточения при анализе и планировании таймфрейма. Переключаемость. Изменение направления сознания с одного таймфрейма на другой. Парадоксально, но высокая концентрация в целом ведет к затруднению переключаемости, а именно переключаемость важна для успешного охвата всей временной перспективы в разных таймфреймах. Распределение. Удержание во внимании нескольких таймфреймов разного порядка, например, представление целей года, при одновременном планировании задач на неделю.
Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с. ISBN: 978-5-4263-0360-7 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|