|
Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)Автор статьи: 404
Юношеский возраст. В юношеском возрасте обращенность в будущее приобретает роль главной психологической составляющей самоопределения и жизненного пути, формирования межличностных отношений, саморазвития, карьерно-профессиональных ориентаций. До определенного момента (пока не изучено более подробно) в среднем сохраняется каузальная атрибуция (приписывание причин событий и личных ожиданий) на будущее время (локус времени, направленный на будущее). Далее, во взрослом возрасте локус времени смещается, как правило, к прошлому. Исследования показали, что у благополучных подростков цели сформированы приблизительно у 50% (ориентация на будущее), а у 80-90% неблагополучных подростков отсутствуют долгосрочные цели - они ориентированы на настоящее, феномен «фиксированного настоящего». По содержательной части, перспективный образ будущего чаще всего наполняется профессиональными подробностями, связан с профессиональным самоопределением. Отсутствие выстроенной временной перспективы часто является взаимосвязанным с чувствами одиночества, потерянности и с суицидальными тенденциями (ограниченность или закрытость временной перспективы). Настоящее переживается изолированно от перспективы, нет надежд и единственным выходом представляется самоубийство. К 20 годам развитие функциональной (физиологической) основы антиципационных процессов достигает максимума (заканчивается период фронтального развития психических функций). Основным направлением развития антиципации становится личностный и социальный уровень, включая притязания, мотивы, самоконтроль. Развивается социально-личностная антиципация, отношения строятся на основе прогнозирования поведения в дружеских и коллективных отношениях. Что касается содержательного наполнения будущего в юношеском и раннем взрослом возрасте, то основными контентными характеристиками являются по частоте в образе будущего: учеба (30-40%), работа (15%), семья (от 10% у юношей до 25% у девушек). Как правило, в юношеском возрасте насыщенность будущего событиями видится максимальной на 8-10 лет вперед, и достигает максимума на третье десятилетие жизни, направлена на личные события. Взрослость и старение. По мере взросления оценка временных интервалов становится наиболее точной (в возрасте 20 лет - наиболее точной). При старении же точность восприятия снижается, чаще в сторону завышенной оценки прошедшего временного интервала (в среднем на 20% дольше оценивают пожилые длительность временного интервала). В старости уменьшается количество нейронов в голубом пятне (заторможенность, подавление фазы быстрого сна) и черной субстанции (нарушение координации, синтеза дофамина, паркинсонизм, гипомимия, гиперкинезы и прочие нарушения). В целом, старение мозга влияет и на восприятие времени. Меньшее количество происходящих событий, рутинность жизни и замедленность темпа жизни в связи с возрастными изменениями организма (замедление биологических ритмических процессов - внутренних пейсмейкеров) создает ощущение тянущегося времени, при этом, как известно, ретроспективная оценка пройденного интервала времени скупа - в памяти эти периоды являются «пролетевшими без следа». Соответственно, возникает очередной временной парадокс: время пролетает незаметно. Снижается концентрация внимания, страдает способность оценивать временные периоды, на общем фоне бесперспективности страдает и мотивация и способность планировать и конструировать будущее. После 70-75 лет социальные эталоны времени (часы и минуты) заменяются качественными («быстрее-медленнее», «короче-длиннее»). В старости (впрочем, как и в любом возрасте) активный образ жизни способствует поддержанию временных ориентиров, общей удовлетворенности жизнью.
Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с. ISBN: 978-5-4263-0360-7 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|