Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)

Автор статьи: 404

В этой главе речь пойдет о когнитивных процессах, связанных с представлением о времени в психике (репрезентация), а также о конструировании (создании) времени. В самых общих словах, репрезентация - это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного. В разных науках репрезентация имеет свое значение, а в психологии чаще говорят о ментальной репрезентации. По определению Е.С. Кубряковой, репрезентация - «ключевое понятие когнитивной науки, относящееся как к процессу представления … мира в голове человека, так и к единице подобного представления, стоящей вместо чего-то в реальном или вымышленном мире и потому замещающей это что-то в мыслительных процессах». Необходимо различать репрезентацию от процессов восприятия (см. соответствующую главу), и от понимания времени - сознательной интеллектуальной обработки темпоральной информации. Это - определенного рода, модель мира.

Следующий базовый термин – это предвосхищение будущего («опережающее отражение», словами П.К. Анохина). Безусловно, мы постоянно предвосхищаем события, так например, мы предугадываем не только направление летящего теннисного мяча, но и действия идущего нам навстречу человека. Интересно, что по каким-то признакам, мы не всегда правильно угадываем намерения встречного, и, вместо того, чтобы разойтись, продолжаем идти друг на друга. Ошибка предвосхищения возникает не из-за того, что мы неправильно просчитали траекторию, а из-за того, что намерения наши и встречного человека неожиданно совпадают.

Однако, нельзя ограничиваться тем фактом, что мы каким-то образом воспринимаем время, отражаем его в своей психике (репрезентируем), предугадываем развитие ситуации. Кроме этого, наша психика способна на большее – конструировать время. Это уже активный, направленный процесс, однако, возможно, не всегда осознаваемый. Мы активно перебираем варианты, выбираем наиболее подходящий (по каким-то критериям – необязательно это «самые выгодные» для нас критерии), и даже, возможно, специально планируем наши дальнейшие действия. В зависимости от степени приложенных усилий, мы изменяем мир вокруг нас, тем самым, изменяя пространство, время и смыслы - не только свои собственные, но и всего нашего окружения. Это можно назвать конструированием будущего. Если прошлое можно репрезентировать (припомнить, окрашивая в «личные тона»), то будущее можно не только представлять в воображении - репрезентировать, но и конструировать.

Свойства времени, которые репрезентируются и конструируются индивидом перечисляет П.И. Яничев:

         - непрерывность - прерывность: постоянно ли время, или имеет остановки, перескакивания в течении («чем это я занимался последний час?»);

         - объективность - субъективность: объективное время не зависит от собственных действий, а субъективное - ощущение течения собственного времени («а вот мне кажется, я всегда быстро собираюсь на прогулку»);

         - необратимость - обратимость: осознание невозможности повернуть время вспять («как бы было хорошо вернуться на лет пять назад»);

         - универсальность - локальность: одинаковы (универсальны) ли для всех единицы времени («я тороплюсь, а ты подожди»);

         - равномерность - неравномерность: равномерно ли проходит время («ездили на море - неделя промелькнула, а сейчас время тянется и тянется»).

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Время и наше отношение к времени.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Ловим воров нашего времени и получаем за это подарки
  • Время – это то, что дает нам силы
  • «У меня нет ни времени, ни сил сейчас на это…»
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Как медитировать , если у вас совсем нет на это времени
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • У меня нет на это времени…
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь