|
Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)Автор статьи: 404
Волновая концепция социального времени. В качестве примеров исследований ритмичности всей жизни человека, а также жизни групп и коллективов, можно привести работы О. Шпенглера, А. Тойнби, Гумилева Л.Н., К. Питтендрая (1972), Дж. Маграт и Дж. Келли (1988), других известных ученых. Широко известно исследование синхронизации менструальных циклов женщин, близких в общении (исследования проводились также и на самках различных животных, которые также проявили данный феномен) Марты МакКлинток, в ее работах начиная с 1971. Упомянем также работу Фаизовой Р. Г. «Психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности» (1999), целое направление периодограммного анализа в психологии, и, безусловно, работы А.Н. Лутошкина и его коллег и учеников по исследованию эмоциональных ритмов коллективов и их потенциала, работы С. Козловского (2001), Х. Эрроу (2004). Использование сочетания антиципации и ритмики – одно из самых перспективных направлений в психологии, причем в самых, казалось бы неожиданных сферах теории и практики. В качестве гипотезы, мы говорим о волновой, ритмической структуре антиципации как о факторе, затрудняющем или облегчающем распознавание и взаимодействие на уровне "свой-чужой", подстройку и конструирование совместного поведения. Несмотря на то, что работы по исследованию времени в группах преимущественно начали осуществляться недавно, мы можем утверждать, что восприятие времени обусловлено: - степенью насыщенности событиями жизни (совместной деятельности) группы (чем выше насыщенность, тем острее чувство времени, оно ощущается протекающим более быстро); - наличием «темпообразующих» участников группы – высоко мотивированных личностей, «двигающих» группу, повышающих темп и ритм, причем не всегда они являются лидерами. Однако, способность лидера «толкать» группу, повышать темп деятельности – важнейшая черта для развития динамики всей группы. Можно в этом вопросе вспомнить классификацию (групповую ролевую модель), предлагаемую Белбиным. Мы выделяем, в частности, два интересных типа таких участников группы (можно назвать эти типы определенными социальными ролями): 1) «хаотики» - повышают темп, разнообразная активность, несфокусированы; 2) «проблеммейкеры» - постоянно ставят новые сложные задачи, казалось бы, на «пустом месте», что нарушает восприятие и отношение к уже существующему образу достижения у всей группы, зачастую это является необходимым стимулом развития; - способностью значимого большинства группы к антиципации, а также формированию образа будущего группы – чем эти способности выше, тем успешнее идет конструирование динамического творческого, нестандартного будущего в группах (направленность на будущее). При этом, социальное конструирование будущего особенно успешно тогда, когда в группе принят не только пассивный подход к решению проблем, возникающих на ее пути, но и активная постановка проблем. Впрочем, это уже тема для отдельных исследований (см. соответствующий раздел). - способностью к обмену информацией, необходимой для обеспечения коллективного конструирования (особенности темперамента и характера, развитые коммуникативные навыки и способности, эмпатия, «эмоциональный интеллект»). - синхронизацией ритмов антиципативных процессов, а также сбалансированностью эмоциональных ритмов группы – чем более сбалансированы и синхронизированы данные ритмы, тем выше сплоченность и устойчивость деятельности всей группы. Синхронизация ритмов, нужно отметить, обусловлена не только коммуникативными навыками и способностями («эмоциональным интеллектом») членов группы, но и другими факторами такими, в частности, как длительность существования группы, пространственные особенности функционирования и др. Итак, социальное время обуславливается: - особенностями восприятия времени в группах; - событийным (пространственным, временным, смысловым) полем группы; - социально-психологическими особенностями участников группы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|