Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)

Автор статьи: 404

Волновая концепция социального времени. В качестве примеров исследований ритмичности всей жизни человека, а также жизни групп и коллективов, можно привести работы О. Шпенглера, А. Тойнби,  Гумилева Л.Н., К. Питтендрая (1972), Дж. Маграт и Дж. Келли (1988), других известных ученых. Широко известно исследование синхронизации менструальных циклов женщин, близких в общении (исследования проводились также и на самках различных животных, которые также проявили данный феномен) Марты МакКлинток, в ее работах начиная с 1971. Упомянем также работу Фаизовой Р. Г. «Психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности» (1999), целое направление периодограммного анализа в психологии, и, безусловно, работы А.Н. Лутошкина и его коллег и учеников по исследованию эмоциональных ритмов коллективов и их потенциала, работы С. Козловского (2001), Х. Эрроу (2004). Использование сочетания антиципации и ритмики – одно из самых перспективных направлений в психологии, причем в самых, казалось бы неожиданных сферах теории и практики. В качестве гипотезы, мы говорим о волновой, ритмической структуре антиципации как о факторе, затрудняющем или облегчающем распознавание и взаимодействие на уровне "свой-чужой", подстройку и конструирование совместного поведения.

         Несмотря на то, что работы по исследованию времени в группах преимущественно начали осуществляться недавно, мы можем утверждать, что восприятие времени обусловлено:

         -        степенью насыщенности событиями жизни (совместной деятельности) группы (чем выше насыщенность, тем острее чувство времени, оно ощущается протекающим более быстро);

         -        наличием «темпообразующих» участников группы – высоко мотивированных личностей, «двигающих» группу, повышающих темп и ритм, причем не всегда они являются лидерами. Однако, способность лидера «толкать» группу, повышать темп деятельности – важнейшая черта для развития динамики всей группы. Можно в этом вопросе вспомнить классификацию (групповую ролевую модель), предлагаемую Белбиным. Мы выделяем, в частности,  два интересных типа таких участников группы (можно назвать эти типы определенными  социальными ролями): 1) «хаотики» - повышают темп, разнообразная активность, несфокусированы; 2) «проблеммейкеры» - постоянно ставят новые сложные задачи, казалось бы, на «пустом месте», что нарушает восприятие и отношение к уже существующему образу достижения у всей группы, зачастую это является необходимым стимулом развития;

         -        способностью значимого большинства группы к антиципации, а также формированию образа будущего группы – чем эти способности выше, тем успешнее идет конструирование динамического творческого, нестандартного будущего в группах (направленность на будущее). При этом, социальное конструирование будущего особенно успешно тогда, когда в группе принят не только пассивный подход к решению проблем, возникающих на ее пути, но и активная постановка проблем. Впрочем, это уже тема для отдельных исследований (см. соответствующий раздел).

         -        способностью к обмену информацией, необходимой для обеспечения коллективного конструирования (особенности темперамента и характера, развитые коммуникативные навыки и способности, эмпатия, «эмоциональный интеллект»).

         -        синхронизацией ритмов антиципативных процессов, а также сбалансированностью эмоциональных ритмов группы – чем более сбалансированы и синхронизированы данные ритмы, тем выше сплоченность и устойчивость деятельности всей группы. Синхронизация ритмов, нужно отметить, обусловлена не только коммуникативными навыками и способностями («эмоциональным интеллектом») членов группы, но и другими факторами такими, в частности, как длительность существования группы, пространственные особенности функционирования и др.

         Итак, социальное время обуславливается:

         -        особенностями восприятия времени в группах;

         -        событийным (пространственным, временным, смысловым) полем группы;

         -        социально-психологическими особенностями участников группы.



Просмотров: 592
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Из анализа группы Римвидаса Будриса
  • Использование группы как инструмента супервизии
  • Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы
  • Как устроены гештальт-группы. Немного теории.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Из анализа группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь».
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь