|
Уход участников терапии из группы. Часть 2Автор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Вывод участника из психотерапевтической группы – действие, чрезвычайно важное как для него, так и для группы. Поэтому подходить к нему необходимо со всей ответственностью и тщательностью. Если ведущие сделали все от них зависящее, а ситуация не меняется, есть все основания ожидать развития событий по одному из сценариев: 1) участник в конце концов покинет группу, не получив никакой пользы; 2) дальнейшее участие в группе может причинить участнику вред (из-за негативного взаимодействия); 3) участник существенно затормозит работу группы в целом. Поэтому нет никакого смысла придерживаться политики невмешательства. Не существует абсолютно мягкого и безболезненного способа вывести участника из группы. Чаще всего эту проблему лучше всего решать в индивидуальной беседе, а не на встрече группы. По сути, именно ввиду неспособности данного участника эффективно и без помощи защит работать в группе, приходится просить его покинуть группу. Кроме этого, ситуация до такой степени провоцирует тревогу у остальных членов группы, что надеяться на конструктивную групповую дискуссию не приходится. Более того, индивидуальная беседа смягчает степень публичного унижения. Выводя участника из группы, следует с высокой долей вероятности ожидать сильнейшей реакции на этот факт со стороны остальных членов группы. Вывод из группы пробуждает глубокие, архаичные слои тревоги, вызванной страхом быть отвергнутым первичной группой. Терапевт, скорее всего, не получит от группы поддержки, даже если все единодушно считают, что данного участника стоило бы вывести из группы. Такое решение, скорее всего, напугает участников. Участники группы могут трактовать акт вывода одного из членов группы двумя способами. Один из них базируется на идее отвержения: если ведущему не нравится участник, он его попросту выгоняет, и кто будет следующим? Второй вариант интерпретации основывается на вере в то, что ведущий – ответственный профессионал, и действует в интересах, как данного участника, так и остальных членов группы. Не стоит уповать, что большинство участников изберут второй способ интерпретации произошедших событий, скорее всего, они выберут первое объяснение. Задача ведущего состоит в том, чтобы помочь членам группы прийти ко второй интерпретации. Чтобы способствовать этому процессу, стоит объяснить причины своих действий. В некоторых случаях группа способна с пониманием выслушать решение ведущего о выводе участника и облегченно вздохнуть. В некоторых случаях можно наблюдать и радость, и облегчение от того, что некий участник был выведен из группы. Так, в случаях с людьми, которые страдали от невмешательства авторитетных фигур в актах насилия над ними, изгнание деструктивного участника может подействовать весьма положительно. Макаренко Амалия Алексеевна Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|