Шизоидный участник психотерапевтической группы

Шизоидные люди чаще чем другие оказываются аутсайдерами, наблюдателями человеческого существования. «Расщепление», содержащиеся в этимологии слова «шизоид», проявляется в двух областях: между собственным Я и окружающим миром; между переживаемым собственным Я и желанием.

Гантрип описал «классическую дилемму» шизоидных индивидов следующим образом: «Они не могут ни состоять в отношениях с другой личностью, ни находится вне этих отношений, не рискуя, так или иначе, потерять и себя, и объект». Роббинс суммирует эту динамику в таком сообщении: «Подойди ближе – я одинок, но оставайся в стороне – я боюсь внедрения» (цит по Н. Мак-Вильямс). 

В психотерапевтической группе участники шизоидного типа сразу обращают на себя внимание своей заблокированностью, изолированностью и отстраненностью. Они часто обращаются к групповой психотерапии из-за смутного чувства, что им чего-то не хватает: они не могут чувствовать, не могут любить, не могут играть, не могут плакать. Такие люди – зрители по отношению к самим себе; они не живут в своем собственном теле, не испытывают своих собственных переживаний. Шизоидный индивид страдает от дефицита эмоциональных и рефлексивных способностей.

На каждой встрече психотерапевтической группы такой индивид получает доказательства того, что его эмоциональный опыт по природе и интенсивности значительно отличается от эмоционального опыта других участников. Иногда такое расхождение в эмоциональных проявлениях озадачивает участника, и он делает вывод, что другие участники излишне эмоциональны, притворщики, придают слишком много внимания мелочам или просто обладают слишком возбудимым темпераментом. Но рано или поздно шизоидные участники группы начинают задумываться о себе.

И. Ялом описывает шизоидного участника группы, который в ответ на упреки остальных участников, что он не проявил ни грамма эмпатии по отношению к двум ее очень расстроенным членам, ответил: «Значит им плохо. Есть множество людей во всем мире, которым в эту минуту плохо. Если я буду расстраиваться и-за каждого, то это превратиться в работу на весь день».

Группа учится расшифровать  то, что переживает шизоидный участник, по его жестам  и поведению. По большому счету, такие участники говорят о себе в том же духе, что и другие участники, и присоединяются к группе в ее исследовании, например, замечая: «Я сжал кулаки, вероятно, я испытываю злость». В некотором смысле они испытывают те же трудности, что и лица с алекситимическими особенностями, которые не в состоянии определить, что они чувствуют, а вместо описания собственных чувств могут подменять их соматическими эквивалентами. Часто в ответ на вопросы, которые адресуют ведущие или другие участники группы такому ее члену: «Что Вы чувствуете» или «Что с Вами сейчас происходит», можно услышать: «Мне холодно» или «У меня болит голова».

Шизоидный участник психотерапевтической группы

Такой участник группы всегда обращает на себя внимание. Сначала участники с любопытством поглядывают на молчаливого и ни во что не вмешивающегося человека, который обычно очень аккуратно относится к посещению групповых занятий. После участники бывают озадачены и задаются вопросом: «Что он тут делает?». После этого появляется недоверие, особенно когда другие участники более-менее перешагнули рубеж недоверчивости и тревог, связанный с самораскрытием перед другими людьми, такой неучаствующий участник начинает напрягать и раздражать.  Приходит момент, когда участники больше не готовы деликатно терпеть отстраненного члена группы. Все чаще и чаще они обращаются к нему с вопросом: «Что ты чувствуешь по этому поводу?».  В зависимости от своих собственных личностных особенностей участники могут быть условно разделены на два лагеря, одни из них активно пытаются помочь шизоидному участнику стать чувствующим и участвующим членом группы, другие обвиняют такого участника в бесчувственности и жестокости, обычно реагируют яростно и даже предлагают ему покинуть раз и навсегда группу. Но, в конце концов, все устают, в свои права вступает разочарование. Время от времени могут снова возникать вспышки активности по отношению к такому участнику.

Психотерапевту же не стоит присоединяться к поиску быстрых изменений. Шизоидный участник группы не меняется под влиянием какого-то драматического события. Изменения могут наступать лишь благодаря длительному, неустанному, кропотливому труду, который состоит из бесчисленного количества крохотных шажков почти неощутимого прогресса. Шизоидные участники группы, прежде всего, нуждаются в новом интериоризованном опыте мира межличностных отношений, а это требует времени, настойчивости и терпения. Конечно, у ведущего группы может возникать соблазн применить какую-нибудь активизирующую технику, чтобы ускорить процесс изменений, но в таком случае существует риск снизить потенциал группы и сделать ее более зависимой от ведущего.

Работая с таким участником группы, ведущему следует фокусироваться на  «здесь и сейчас»; побуждать участника с шизоидными особенностями дифференцировать для себя участников, на самом деле он не относится и не реагирует на всех участников абсолютно одинаково; помогать углублять чувства, которые они называют незначительными и не заслуживающими внимания. Например, шизоидный участник может согласиться, что слегка раздражен, в таком случае ему можно предложить посмотреть на это раздражение сквозь лупу: «Посмотрите на свое раздражение сквозь лупу, опишите в точности каково оно». Существенным является поощрение шизоидного участника к наблюдению за собственным телом. Чаще всего такие люди, имея сложности в том, чтобы что-то почувствовать и назвать, рефлексировать чувство, отдают себе отчет в  соматических и вегетативных компонентах эмоций: потоотделение, комок в горле, покраснение лица, тяжесть в желудке и пр. Имея терпение, группа может постепенно научиться помогать шизоидному участнику переводить телесные ощущения на язык чувств и эмоций.

Пожалуй, самым важным для ведущих, в группе которых присутствует шизоидный участник, оставить мечты о скорых и эффектных изменениях такого человека. Спешка, призывы к  такому участнику быть активнее, человечнее, могут привести лишь к тому, что он не выдержит и просто бросит группу. Однако терпеливое и деликатное отношение к такому участнику группы практически всегда приводит к тому, что он обязательно извлекает из групповой формы психотерапии значительную пользу.






+3 8 067 728 80 10
amaliyamakarenko
[email protected]





Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Дети после развода. Декорация или участники?
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы
  • Мои дети выросли ... (набор психотерапевтической группы)
  • Протокол психотерапевтической группы с больными шизофренией
  • О чем молчат участники войн
  • Участники Службы медиации в школьном сообществе
  • Как улучшить взаимоотношения в семье? Скрытые участники
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Участники СМ в школьном сообществе. Помощь педагогам-предметникам.
  • Сложные эффекты в работе. Множественные участники. Для психологов
  • Участники военных конфликтов: подвиг, истощение, стабилизация
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Раздумья о добре и зле после клиентской группы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь