Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы

Несмотря на то, что с самого начала работы  группы ее ведущие  поощряют посещаемость и пунктуальность, чаще всего на ранних стадиях развития группы возникают определенные трудности. Иногда терапевтам приходится выслушивать лавину оправданий (опоздала няня, и не с кем было оставить ребенка, проблемы с транспортом, сломался замок в двери, аврал на работе и т.д.).  Опоздания и нерегулярные посещения групповых встреч чаще всего сообщают о групповом сопротивлении. Когда группа становится упорно работающей и сплоченной,  то все проблемы с нянями исчезают.
Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы

В других случаях сопротивление имеет индивидуальный, а не групповой характер. Когда в течение длительного времени участники опаздывали из-за абсолютно непредвиденных проблем, то проработав свое сопротивление, эти же участники становятся очень пунктуальными.


Независимо от причин сопротивления это поведение необходимо изменить, прежде чем его разбирать и прорабатывать. Во-первых, нерегулярность посещения деструктивно сказывается на работе группы. Нерегулярность посещений заразительна для остальных членов группы и приводит к ее деморализации. Обычно группа держится за счет тех людей, которые стараются приходить на встречи регулярно, но часто их оказывается явно недостаточно. Терапевты стараются повлиять на посещаемость группы самыми разными способами. Во время дотерапевтических групповых встреч  многие ведущие делают акцент на важности регулярных посещений. Те участники, которые заранее сомневаются в регулярности своего участия в группе, должны быть направлены на индивидуальную терапию.


Очень важно, чтобы ведущие были абсолютно убеждены в значимости терапевтической группы  и важности  регулярного ее посещения. Ведущий действует на основании этого убеждения  и внушает его членам группы. Поэтому ведущие должны приходить на встречи вовремя, отводить группе важное место в списке своих приоритетов, а тех случаях, когда возникает необходимость пропустить группу встречи,  информировать об этом группу заранее.
Участник группы, который регулярно пропускает группу, вряд ли получит пользу от пребывания в ней. В исследовании, проводимом Стоун (цит. по Ялом. Групповая психотерапия) показано, что плохая посещаемость прямо пропорционально связана  с уходом из группы на более поздних стадиях. Поэтому нерегулярное посещение требует решительного вмешательства со стороны ведущего группы. Подобно любому событию, которое происходит в группе,  систематические опоздания или пропуски являются формой поведения, отражающей характерный для данного участника паттерн общения с окружающими. Следует исследовать личный смысл действий члена группы. Если Татьяна опаздывает, приносит ли она извинения? Входит ли Максим в помещение демонстративно? Не опаздывает ли Наталья, потому что чувствует себя незначительной для группы? Не ходит ли Роман на встречи, считая, что без него не произойдет ничего важного? Просит ли Виктор, чтобы ему вкратце рассказали, что происходило на встрече, которую он пропустил? Приводит ли Маргарита тщательные оправдания, считая, что ей все равно не поверят?
В интересах, как группы, так и самого участника, склонного к пропускам, прежде чем анализировать опоздания и пропуски, нужно исправить сложившуюся ситуацию. Участник, который отсутствует, не услышит никакой интерпретации. Но в случаях, когда участник группы, который нерегулярно посещает встречи, присутствует, следует очень аккуратно выбирать момент, обращаясь к нему с комментариями. Часто участники, которые отсутствовали в прошлый раз или опоздали, испытывают чувства вины или стыда; они находятся не в том состоянии, чтобы воспринимать комментарии в свой адрес. Поэтому в такой ситуации лучшей тактикой будет, если ведущий уделит внимание поддержанию целостности группы, а потом, когда появится подходящий момент, попытается помочь участнику исследовать скрытый смысл поведения.
Несмотря на то, что с самого начала работы  группы ее ведущие  поощряют посещаемость и пунктуальность, чаще всего на ранних стадиях развития группы возникают определенные трудности. Иногда терапевтам приходится выслушивать лавину оправданий (опоздала няня, и не с кем было оставить ребенка, проблемы с транспортом, сломался замок в двери, аврал на работе и т.д.).  Опоздания и нерегулярные посещения групповых встреч чаще всего сообщают о групповом сопротивлении. Когда группа становится упорно работающей и сплоченной,  то все проблемы с нянями исчезают.
В других случаях сопротивление имеет индивидуальный, а не групповой характер. Когда в течение длительного времени участники опаздывали из-за абсолютно непредвиденных проблем, то проработав свое сопротивление, эти же участники становятся очень пунктуальными.Независимо от причин сопротивления это поведение необходимо изменить, прежде чем его разбирать и прорабатывать. Во-первых, нерегулярность посещения деструктивно сказывается на работе группы. Нерегулярность посещений заразительна для остальных членов группы и приводит к ее деморализации. Обычно группа держится за счет тех людей, которые стараются приходить на встречи регулярно, но часто их оказывается явно недостаточно. Терапевты стараются повлиять на посещаемость группы самыми разными способами. Во время дотерапевтических групповых встреч  многие ведущие делают акцент на важности регулярных посещений. Те участники, которые заранее сомневаются в регулярности своего участия в группе, должны быть направлены на индивидуальную терапию.
Очень важно, чтобы ведущие были абсолютно убеждены в значимости терапевтической группы  и важности  регулярного ее посещения. Ведущий действует на основании этого убеждения  и внушает его членам группы. Поэтому ведущие должны приходить на встречи вовремя, отводить группе важное место в списке своих приоритетов, а тех случаях, когда возникает необходимость пропустить группу встречи,  информировать об этом группу заранее. Участник группы, который регулярно пропускает группу, вряд ли получит пользу от пребывания в ней. В исследовании, проводимом Стоун (цит. по Ялом. Групповая психотерапия) показано, что плохая посещаемость прямо пропорционально связана  с уходом из группы на более поздних стадиях. Поэтому нерегулярное посещение требует решительного вмешательства со стороны ведущего группы.


Подобно любому событию, которое происходит в группе,  систематические опоздания или пропуски являются формой поведения, отражающей характерный для данного участника паттерн общения с окружающими. Следует исследовать личный смысл действий члена группы. Если Татьяна опаздывает, приносит ли она извинения? Входит ли Максим в помещение демонстративно? Не опаздывает ли Наталья, потому что чувствует себя незначительной для группы? Не ходит ли Роман на встречи, считая, что без него не произойдет ничего важного? Просит ли Виктор, чтобы ему вкратце рассказали, что происходило на встрече, которую он пропустил? Приводит ли Маргарита тщательные оправдания, считая, что ей все равно не поверят?
В интересах, как группы, так и самого участника, склонного к пропускам, прежде чем анализировать опоздания и пропуски, нужно исправить сложившуюся ситуацию. Участник, который отсутствует, не услышит никакой интерпретации. Но в случаях, когда участник группы, который нерегулярно посещает встречи, присутствует, следует очень аккуратно выбирать момент, обращаясь к нему с комментариями. Часто участники, которые отсутствовали в прошлый раз или опоздали, испытывают чувства вины или стыда; они находятся не в том состоянии, чтобы воспринимать комментарии в свой адрес. Поэтому в такой ситуации лучшей тактикой будет, если ведущий уделит внимание поддержанию целостности группы, а потом, когда появится подходящий момент, попытается помочь участнику исследовать скрытый смысл поведения.
Макаренко Амалия
Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
E-mail: [email protected]


Просмотров: 491
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Знакомство (по результатам встречи психологической группы)
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Родительские группы встреч, как способ мотивации взрослых к «Ответственному родительству».
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Правила терапевтической группы
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы
  • Приручить стыд. Ценность терапевтической группы.
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Важно ли посещать психологические группы?
  • Как защитить своего ребенка от попадания в секты и неформальные группы?
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Метод необоснованных оценок. Индивидуальный прием в присутствии группы
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Какие группы нужны для людей со справками.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь