Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.

Авторы:

Осецкая Ирина Алексеевна, начальник отдела внеучебной работы и поддержки студенческих инициатив Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета, практический психолог, преподаватель Школы Криндач, Россия, Владивосток.

Черненко Алла Михайловна, практический психолог, старший преподаватель Находкинского филиала СГА, преподаватель школы Криндач, Россия, Находка, Приморский край.

Догадова Анна Валериевна, практический психолог, преподаватель Школы Криндач, Россия, Уссурийск, Приморский край.

Стельмах Инга Валерьевна, практический психолог, стажер-преподаватель Школы Криндач, Россия, Владивосток, Приморский край.

Аннотация: Использование технологии и инструментария GUP-терапии для работы со студенческой группой. Развитие изначального потенциала личности, автономности, способности к близости и зрелости каждого члена группы. Построение творческой саморазвивающейся команды.

   Создатели подхода (Валентин Криндач и Елена Соловьева) определяют Grown up psychotherapy (GUP) как психотерапию взросления и внутреннего роста, подход выработан на основании анализа и интеграции основных методов психотерапии, их содержательного родства и взаимной дополнительности.
   Проанализировав культуральную инвариантность и неизбежный ростовый драматизм последовательных психосоциальных стадий развития Эго (Э.Эриксон) и процессы, происходящие на разных этапах развития команды (Bruce W.Tuckman) мы обнаружили схожесть задач, стоящих, как перед личностью, так и группой в целом. Группа как живой организм на каждой стадии проходит те же кризисы, что и личность и имеет два полярных пути выхода, которые могут привести её к развитию или к стагнации. В то же время каждый член коллектива имеет возможность актуализировать свой личностный потенциал в процессе группового развития.
   Наблюдая положительную динамику при использовании фундаментальных психологических подходов в их взаимосвязи и взаимопроникновении в процессе групповой работы Школы Криндач, мы выдвинули гипотезу об эффективности использования инструментов Grown up psychotherapy (GUP) для создания творческой саморазвивающейся студенческой команды.
   Возможности использования GUP в работе с группой были апробированы при формировании команды Студенческого совета Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета (ШЕН ДВФУ).
   Школа естественных наук ДВФУ образовалась в 2011 г. при слиянии 6 факультетов бывших ДВГУ и ДВГТУ. Каждый факультет имел свой студенческий совет, разного уровня развития. Слияние коллективов было воспринято большинством студентов как кризис, как потеря идентичности групп. Целю, работы с группой было не просто создание определенного группового взаимодействия, а вовлечение каждого индивида в конструктивно развивающийся направленный процесс, в котором каждый участник команды является его субъектом.
   Для Взросления группы в зависимости от потребности преодолеваемых на разных стадиях кризисов нами были использованы следующие инструменты подхода GUP.
   Первая стадия развития группы – Формирование (Forming). Члены группы осторожны в своих проявлениях, низкий уровень доверия, маленькая продуктивность группы, в связи в отсутствия понимания об умениях членов коллектива и как, следствие, неуверенности в своих действиях. Эта стадия соответствует первым стадиям развития личности по Э.Эриксону: Младенец - основной кризис развития этого периода: формирование доверия/недоверия к миру; Ребенок – формирование автономии (самостоятельности)/сомнение (стыд).
Задачей этапа для группы является формирование внутригруппового базового доверия, создание комфортной атмосферы, определение ресурсов и умений каждого члена группы. Программы тренингов этого этапа включали в себя использование техник поддержки, определение базовых потребностей, а через них понимание границ своих и другого, умение предъявлять свои потребности через чувства (Я-высказывание). Одновременно шло формирование некоторых «метанавыков»: умение определять и ценить свой личный ресурс; видеть потенциал партнера; быть в полном контакте с собой и партнером; давать опору во взаимодействии; умение присоединяться и следовать за партнером.
   Вторая стадия развития группы – Бурление (Storming). Участники коллектива открываются и выявляются индивидуальные цели и ожидания; на поверхность выходят разногласия и противоречия; внутренние проблемы команды выходят на первый план; чувства находят свое выражение; возможно возникновение межличностных конфликтов. Эта стадия соответствует стадиям: Дошкольник и Школьник – и для них характерны следующие кризисы: - инициатива или вина; трудолюбие или чувство неполноценности.
   Задачей данного этапа для группы является поиск возможностей решения проблем, поощрение активности, наличие хороших примеров для подражания и поддержки, формирование идентичность, автономии и конгруэнтности. Актуальным средствами подхода на этом этапе стали: анализ трансакций (Э. Берна); обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем, осознание личных мотиваторов поведения (драйверы); исследование и соприкосновение с элементами жизненного сценария (скрипт, контрскрипт, антискрипт); цикл контакта (Ф.Перлз): умение обращаться с самим собой и с другими, поддерживая контакт с миром, анализ сопротивлений; формирование экзистенциальной позиции участника группы при взаимодействии с другими участниками группы.
   Третья стадия развития группы – Нормирование (Norming). На данной стадии группа готова плодотворно работать, так как основные конфликты преодолены. Продолжается установление норм и процедур работы; распределение ролей и формирование моделей взаимодействия; развитие сотрудничества и взаимной поддержки; становление отношений с внешней средой команды. Это соответствует основным кризисам развития личности: идентичность/смешение ролей; близость/изоляция.
   Задачей данного этапа для группы является формирование внутренней устойчивость и преемственность, наличие четко определенных моделей для подражания и положительная обратная связь, душевная теплота, понимание, доверие, близость, установление внешних контактов. На этой стадии были использованы: структурный анализа Эго-состояний (Э. Берн); формирование образа Взрослого, актуализация темы ответственности, формирование взаимодействия, неконфликтного поведения в группе; концепция выделения фигуры из фона (Ф.Перлз); развитие и стимулирование лидерского потенциала участников, формирование умения выработки группового решения; завершение гештальтов (Ф.Перлз); фасилитация процесса генерации идей, и как следствие – индивидуальные и групповые инсайты; теория эмпатии (К. Роджерс); развитие коммуникативной креативности.
   Четвертая стадия развития группы – Выполнение (Performing). Команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей; общее понимание проблем; взаимная поддержка и взаимопомощь; комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот; профессиональный и личностный рост членов команды. Соответствует стадии развития личности: генеративность/стагнация.
   Задачей данного этапа является нахождение таких форм сотрудничества, при которых разделение труда основывается на навыках и сильных сторонах каждого, целеустремленность, продуктивность, генеративность, передача опыта младшим.
На данном этапе были использованы следующие технологии: теория процесса (А. и Э.Минделлы): рост эффективности во время взаимодействия при осуществлении процессов внутри группы, использование возникающих препятствий быстро сменяющихся ситуаций как ресурс развития. Взращивание и разворачивание ресурсов каждого участника в групповой процесс команды; фаза контактинга в цикле контакта (П.Гудман): умение находить и применять разнообразные варианты способов и средств решения групповых задач на стадии их реализации. Генерация новых идей.
   Пятая стадия развития группы – Зрелость (Adjourning). Цели команды достигнуты, задачи выполнены, подводятся итоги проделанной работы. Принятие решения о дальнейшей судьбе команды. Аккумулирование приобретенного человеческого потенциала. Трудности, связанные с переменами, утратой комфорта межличностного общения могут отрицательно сказаться на мотивации команды. Соответствует завершающей стадии развития личности. Основной кризис этого периода: целостность эго/ отчаяние.
   Задачей данного этапа для группы является принятие завершенности процесса, перемена планов и целей, полноты и целостности приобретенного опыта и нахождения нового пути. На этой стадии, включенные в GUP фундаментальные подходы, используются как возможность развития группы в генерирующую, саморазвивающуюся, «функциональную» систему: актуализация каждого члена группы работает на целостность группы, группа уверена в себе, выходит на более широкое взаимодействие с другими, группа становится субъектом деятельности (А. Н. Леонтьев); гегемония Взрослого (Е. Соловьева, В. Криндач): аутентичность, пауза свободы (Б. Хайн), самоактуализация, ответственность за себя и за тех, кого ты склонен привлекать к своим действиям; идея «общего котла» (Е. Соловьева, В. Криндач): достижение и опыт каждого становятся ассимилируемым достижением, развиваемым группой; выход на новый уровень развития.
   В итоге, на высшей стадии развития группы (саморазвивающейся творческой команды) проект завершается, а члены группы, аккумулируя полученный опыт готовы к изменениям в разных направлениях личностного развития (завершают обучение в вузе). Каждый член группы, используя свой личностный потенциал, способен развивать потенциал другого на основе приобретенного опыта формирования команды.
   Процесс построения команды Студенческого совета ШЕН ДВФУ занял три года. За это время команда из разрозненных группировок превратилась в сильную, сплочённую и развивающуюся команду (30 чел). Наблюдалась положительная динамика в согласованности и принятии решений при выполнении творческих задач, поставленных перед коллективом. Кроме этого у членов команды повысилась личная эффективность и результативность. Так же одним из подтверждающих фактов может служить признание коллектива победителем общественной студенческой премии «Аякс-2013», в номинации «Лучший коллектив года ДВФУ».
   Таким образом, использование средств Grown up psychotherapy на разных стадиях группового развития дает:
• возможность индивидуального подхода к членам коллектива, в зависимости от личного этапа развития человека, и с учётом важных задач стоящих перед командой в целом;
• более целостную картину стратегического развития группы;
• помощь в достижении главной цели сплоченной и творческой команды: развитие каждого члена группы, при планомерном развитии команды в целом и эффективном выполнением задач, стоящих перед коллективом.
   Гармоничное включение различных инструментов подхода Grown up psychotherapy обеспечивает эффективное Взросление группы, формирование творческой саморазвивающейся команды, позволяет создать условия для самоактуализации личности каждого члена коллектива, его социальном Взрослении.

 



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Группы поддержки – зачем обращаться за помощью?
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Стрекоза и группы психологической поддержки.
  • Использование группы как инструмента супервизии
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Группы поддержки как мощные «электрические пробки»
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Психологическое бесплодие. Как помочь? Группы психологической поддержки
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Психологические группы: виды, показания, преимущества перед личной терапией
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Экзистенциальные группы предельного опыта
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь