В середине 20 века у социальных психологов было особенно популярно исследовать небольшие группы людей, где каждый участник находится в непосредственном контакте и взаимодействии с остальными.
Одними из исследователей были ученые Беннис и Шепард, которые создавали специальные тренинговые группы.
В них соединились незнакомые до этого люди, которых связывала такая совместная деятельность, как общение друг с другом. Целью было достижение эффективной, валидной коммуникации, где участники делились своими чувствами и открыто общались между собой. В процессе наблюдения за развитием таких мини-сообществ родилась теория группового развития. В ней психологи пошагово объясняют, как общение переходит из простого любезного взаимодействия в общегрупповую поддержку и искреннее отношение к участникам.
Какую мысль авторы теории хотели донести?
Каждый человек имеет определенное отношение к власти и определенные ценности в личных взаимоотношениях. Со своими собственными представлениями об этих вещах он приходит в группу людей (будь то семейный сбор, университетская группа, отдел в организации, компания друзей или даже новые любовные отношения). Проблема в том, что у каждого они свои. Из этого и рождаются разнообразные препятствия, которые мешают группе развиваться и устанавливать здоровые, искренние взаимоотношения в группе.
Итак, мы выделили 2 фактора:
отношение к власти (назовем его зависимость)
отношение к личным взаимоотношениям (назовем его взаимозависимость)
Мы также сказали, что оно разное у людей. Соответственно людей можно разделить на несколько групп:
1.1)зависимые - принимают правила руководителя, желают иметь четкую систему норм и правил, предпочитают иметь систематичность в действиях и понимать свою позицию в иерархии группы
1.2)контрзависимые - отрицающие жесткие обязательства и требования, которые предлагает руководство
2.1) сверхличностные - желающие непременно сблизиться с остальными, установить максимально близкие отношения и поддерживать их настолько долго, насколько хватит сил
2.2) антиличностные - стремящиеся избегать близости, ограничивать контакты, беспокоясь за свое личное пространство
Безусловно, не всегда можно отнести человека к какой-то определенной группе. В нормальной, среднестатистической ситуации, у человека существует баланс между двумя полюсами, и он не проявляет ни ярого мятежа в группе, ни поглощающего желания спасти внутригрупповые взаимоотношения. Они адекватно, рационально смотрят на ситуацию.
Согласно теории Бенниса и Шепарда, именно они и являются катализаторами (Беннис, Шепард, 1984) , которые двигают группу вперед. Они могут, порой даже неосознанно, уладить конфликты и найти компромисс. Они способны избегать крайностей и стереотипного мышления, и их рациональный взгляд помогает другим, более конфликтным участникам, сплотиться и преодолеть трудности. Так почему же не стремиться к такому рациональной, содержательной позиции всем участникам?
Так что же препятствует общению в группе?
слишком сильная ориентировка на руководителя и жесткие нормы
мятеж и отказы соглашаться с мнением более высокостатусных участников
необоснованный протест действовать
чрезмерная, искусственная любезность без раскрытия истинных чувств и намерений
желание продолжать видимость хороших отношений даже при чувстве их иллюзорности и «сфабрикованности»
решение остаться в группе только из-за страха одиночества
полное отрешение от группы с избранием любых контактов
мысли о том, что группа «поглотит» личную индивидуальность и подавит личность
Хотя бы зная, что эти моменты могут разрушить все групповое развитие, можно постараться предпринять усилия, чтобы не совершать таких ошибок. Успехов в развитии взаимоотношений!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.