|
Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУАвтор статьи: Прохорова Екатерина Игоревна
Актуальность состоит в том, что детей не учат жить в социуме и не объясняют, для нужна команда и работа ней. Обучение навыкам работы в команде, вне всяких сомнений помогает детям адаптироваться в любом социуме (детский сад, школа, компания друзей). Родители не закладывают в ребёнка понимания того, что он живет в обществе и что надо уметь работать в команде. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Термин «Команда» выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия . Что отличает команду от группы людей? У членов команды обязательно есть общая цель деятельности, для достижения которой они нуждаются друг в друге. Отсюда вытекает понятие командных ролей, выполнение каждым участников команды определенной функции, необходимой для достижения результата [5]. Процесс целенаправленного формирования команды, формирование особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющей эффективно реализовывать их потенциал сообразно стратегическим целям получил название командообразования. В формировании команды большую роль играет ЛИДЕР и стиль его поведения. Работая воспитателем в старшей группе, я столкнулась с проблемой, что дети не знают и не понимают, что такое быть единой командой. Они не могут договориться между собой и прийти к единому решению. Конечно, это не все дети, но иногда достаточно влияния одного ребенка чтобы в группе пошло разобщение. Именно в такой группе большую роль играет «лидер», который пытается себя показать больше как «бунтарь» и считает, что ему всё дозволено, он может не обращать внимания на замечания воспитателя и свою группу. Также в группе, может быть ребенок, который в процессе выполнения каких-либо действий, говорит «нет» и не важно, что ему предлагаешь. Такие «лидеры-бунтари» часто срывают занятия, просто вставая с места, а за ними повторяют все дети, после чего сразу же начинается процесс цепной реакции. Как правило, основой проблемы работы детей в команде является воспитание со стороны родителей, а точнее его отсутствие. При указании родителям ребенка на ненадлежащем поведении, они его защищают и считают, что воспитатели не должны делать замечания, потому что этим подрывается его авторитет в группе. Родители также поощряют поведение своего «ребенка-лидера» и отказываются учить работать в команде. Задачи, которые ставятся при решении данной проблемы, в первую очередь исходят из особенностей группы в целом и каждого ребенка в частности. Для решения этой проблемы в течение недели была проведена следующая работа: 1 шаг: Конструирование. Детям дано задание разделиться на команды и решить, что построить. При этом должны работать все. Цель данного занятия состояла в том, чтобы узнать, как дети работают в команде. С этим заданием они не справились, так как не имели представления, как работать вместе. Командный дух отсутствует. (1 день) 2 шаг: Разговор с детьми и родителями. Детям объяснили, что такое команда и выяснили, что они об этом знают. В закреплении материала родители должны были поговорить с детьми на эту тему дома, объяснить и рассказать, что это важно и как пригодиться в жизни. (2-3 день) 3 шаг: Проведен веревочный курс. В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. Веревочный курс представляет собой серию тренировочных упражнений. Это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В «веревочном курсе» нет места состязательности. Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе. (4-5 день) 4 шаг: Повторно проведен разговор о том, как важно быть командной. Дети попробовали сделать аппликацию из пластилина также разделившись на команды. С этой задачей они уже достаточно хорошо справились. (6 день) 5 шаг: Игра «Поводырь». Дети разбиваются на пары, и в каждой паре определяется, кто из участников получает первый, а кто – второй номер. Первый будет исполнять функцию поводыря (ведущего). Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнения с закрытыми глазами. Для выполнения упражнения нам потребовалось всё пространство комнаты. «Поводырь» проверяет готовность своего партнера к упражнению (завязаны ли глаза, не давит ли повязка). По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд. С этой задачей они справились легко. (7 день) Разуметься за неделю нельзя полностью сплотить коллектив, но можно показать, как хорошо и весело работать в команде, как это важно и необходимо. На основе игровых уроков, возможно, привить детям навыки командной работы всех детей, в общем, и работы в команде конкретного ребенка в частном. Также не следует забывать о том, что домашнее воспитание находится в приоритете, и никто лучше родителей не объяснит детям, что работа в команде — это не только достижение определенной цели совместными усилиями, но хороший способ адаптации детей в обществе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|