Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта

Как известно, в психологии существует огромное разнообразие подходов, приемов и способов работы с группой. Однако существуют универсальные этапы групповой работы, которые мы проходим практически независимо от того, с кем и как в данный момент профессионально взаимодействуем. Одним из таких универсальных этапов является выработка правил групповой работы. На мой взгляд, правила необходимо устанавливать всегда, когда мы применяем даже элементы методов активного социально-психологического обучения или, тем более, групповой психотерапии, будь то занятие со студентами, родительское собрание или обучающий семинар для сотрудников компании.

Я обычно перехожу к теме правил после того, как озвучены и определены цели и индивидуальные ожидания участников.  Именно в этот момент логично поднять вопрос о том, что для достижения наших целей, прежде всего, в группе необходима атмосфера доверия и психологической безопасности, желание говорить и слушать друг друга. И правила нам нужны именно для создания такой благоприятной психологической обстановки.

С глобальной точки зрения, существует две стратегии выработки правил: «сверху» или «снизу». То есть правила могут быть сформулированы самой группой, либо они могут быть предложены в готовом виде ведущим. Очевидно, что в каждом из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. В первом случае правила будут больше соответствовать потребностям данных конкретных участников, более того, поскольку правила будут выработаны самостоятельно, они будут наделены гораздо большей личностной значимостью и, соответственно, с большей вероятностью соблюдаться.  Но в качестве существенного недостатка подобной  процедуры необходимо отметить, прежде всего, то, что она отнимет просто очень много времени. Кроме того, всегда есть шанс, что какое-то важное правило, без которого сложно представить себе эффективное функционирование группы, окажется не сформулированным. Процедура «назначения» правил ведущим имеет «зеркальные» достоинства и недостатки, которые можно сформулировать краткой формулой «быстренько, но формальненько».  Какой же вариант выбрать? Очевидно, что это зависит, прежде всего, от формата нашей работы, ее условий, целей и задач. Если мне нужно, например, провести родительское собрание (с элементами тренинга), очевидно, что я предложу заранее сформулированный список правил (просто потому, что на всю работу с родителями у меня будет, скорее, не больше 1,5-2 часов). В случае более продолжительной работы (например, начиная вести даже двухдневный семинар) я могу уделить работе с правилами гораздо больше времени. Кроме того, практика показывает, что вполне рабочим отказывается некая промежуточная стратегия выработки групповых правил: мы имеем в голове определенный «обязательный минимум», но предлагаем участникам подумать, какие правила будут важны именно для них, актуальны для данной группы. Довольно часто начать разговор на эту тему с группой не так просто. «Неискушенные» клиенты не очень хорошо понимают, о каких правилах идет речь, чего пытается от них добиться ведущий. Я в этом случае обычно предлагаю подумать, с каким человеком нам приятно и комфортно общаться, а с каким – нет. Что должен делать собеседник, чтобы мы хотели продолжать разговор, были готовы чем-то поделиться, а что, наоборот, может нас оттолкнуть. Именно такие вопросы обычно помогают начать вырабатывать групповые правила. Естественно, их лучше фиксировать в письменном виде, формулировать максимально конкретно и, желательно, в виде позитивных утверждений (например, «слушать каждого внимательно» вместо «не перебивать»).  В качестве стандартного списка правил  лично мой «необходимый минимум» включает следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • взаимное уважение;
  • равное время;
  • слушать каждого внимательно, говорить по одному;
  • искренность;
  • говорить о себе, от своего имени.

Естественно, этот список очень сильно зависит и от условий нашей работы, и от используемого подхода, и от конкретного состава участников, их индивидуальных особенностей и возраста (у меня, например, не один раз бывали случаи, когда в правила на полном серьезе и отдельной строкой приходилось включать пункт «не кусаться»).

После того, как правила выработаны, важно предоставить участникам возможность «пропустить их через себя», сделать более «своими» и личностно значимыми (как я уже писала, это значительно повышает вероятность их соблюдения). С этой целью я, например, обычно использую следующие вопросы:

  • какое правило будет легче всего соблюдать?
  • труднее всего соблюдать?
  • какое правило кажется самым важным (относительно себя, относительно других)?

В зависимости от условий я могу «пустить» вопросы по кругу или задать их фронтально. Также на этом этапе важно закрепить правила в символической форме: например, попросить участников группы поставить свою подпись на листе, на котором они написаны (особенно этот прием актуален для подростков), придумать талисман, который будет олицетворять какое-то или какие-то из правил (классический пример – игрушка, которая передается из рук в руки вместе с правом голоса), договориться об условном знаке, который будет сигнализировать о нарушении правил, и т.д..

Если наша работа с группой не «одноразовая», то на второй встрече очень полезным бывает повторить и закрепить групповые правила. Я предпочитаю это делать в игровой форме, двигаясь «от противного». Такой формат позволяет довести ситуацию нарушения правил до абсурда, а также помогает участникам выразить чувства, связанные с необходимостью  соблюдать правила. Например, можно предложить придумывать «вредные советы» по правилам: участники загадывают правило, придумывают и озвучивают «вредный совет», задача остальных – догадаться, о каком правиле шла речь. Например, недавно на школьном тренинге правило конфиденциальности было проиллюстрировано так: «Если твой одноклассник поделился на занятии чем-нибудь интересненьким, немедленно расскажи об этом всей школе». Еще можно разделить участников на мини-группы, дать каждой группе листок бумаги с написанным правилом и попросить их подготовить сценку на тему о том, что будет происходить, если написанное на листочке правило не соблюдается. Группы готовят и представляют свои сценки, остальные участники группы отгадывают правило.

Про установление правил работы в группе Результаты размышлений и собственного опыта



Просмотров: 582
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Деньги будут всегда, если соблюдать эти 5 правил
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Все начинается с правил или Как правила помогают ребенку обрести контроль над своими эмоциями.
  • Деньги будут всегда, если соблюдать это простое правило
  • Вам больше не разобьют сердце, если вы будете соблюдать эти правила
  • Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • Правила Психологии. Правило Шестое. Присутствие
  • Правила Психологии. Правило Четвертое. Соответствие
  • Правила Психологии. Правило Пятое. Нам должны!
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • Правила Психологии. Правило Третье. Наши Ошибки
  • Правила Психологии. Правило Второе. Наши Выборы
  • Правила Психологии. Правило Первое. Наши Зеркала
  • Простые правила крепких отношений: правило «замкнутый круг»
  • Простые правила крепких отношений: правило «связи с реальностью»
  • Первое правило – нет никаких правил! Инверсия - отклонение в выборе сексуального объекта.
  • Простые правила крепких отношений: правило «максимального насыщения потребностей»
  • Правила супервизионной группы
  • Правила терапевтической группы
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • Правила практики Любви или почему ваша жизнь не меняется после работы с психологом.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • 9 правил как начать отношения с красивым мужчиной, даже если не повезло со внешностью
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Правила успешной работы (часть 3)
  • Правила успешной работы (часть 1)
  • Правила успешной работы (часть 2)
  • 3 правила работы с клиентской базой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь