Все начинается с правил или Как правила помогают ребенку обрести контроль над своими эмоциями.

Периодически в своей работе встречаюсь с запросами родителей, жалующихся на незрелость эмоционально сферы ребенка дошкольного возраста (истерики, быстрые перепады настроения, бурная реакция на отказы/ неуспех, неумение быстро успокаиваться, если того требует ситуация, реактивность поведения (разозлился-ударил) и др.). Получается картина, в которой ребенок как бы бывает охвачен эмоциями и никак на это повлиять не может. Родители хватаются за голову, наказывают стыдят, но все не то. И если это нормально для ребенка 2-3 лет, то для человечка, готовящегося к школе, уже доставляет видимый дискомфорт (впрочем, как и для родителей):

  • ребенку сложно успокоиться, если "захватила" какая-то эмоция;
  • он с трудом может переключиться на другую деятельность, особенно если см. П. 1;
  • долго не может смириться с неуспехом/отказом/запретом, может таким образом добиваться своего;
  • большое количество страхов, тревожность;
  • неконтролируемая и часто беспричинная агрессия;
  • ребенку трудно понимать и выражать свои чувства и эмоции;
  • он с трудом понимает чужие чувства, кажется равнодушным к переживаниям других;
  • часто эмоции неадекватны (ситуация, когда следовало бы плакать, а ему смешно). 
Все эти признаки указывают на то, что эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита. 

В работе с такими детьми (и их семьями, разумеется), я сразу уточняю, как обстоят дела с правилами в семье. И хотя на первый взгляд правила есть, существуют также и нюансы, связанные с системой правил:

  • правила носят необязательный характер;
  • каждый из родителей имеет свое представление о правилах (то есть родители тут не едины в решениях), о чем транслируется ребенку;
  • родители вообще не устанавливают правила, давая ребенку бОльшую свободу, чем тот может вынести; 
  • активно предлагают ему участвовать в создании семейных правил; 
  • правила существуют, но никаких последствий за их нарушение нет. 
Итак, как наличие или отсутствие правил отражается на эмоциональной сфере ребенка? 

Способность управлять своими эмоциями развивается в ребенке постепенно. Самоконтроль в полной мере становится подвластен только школьнику. Чем младше ребенок, тем он более импульсивен. 
Не секрет, что только благодаря содействию взрослого ребенок приобретает новые навыки. Взрослый —  источник знаний и умений для ребенка. 
И если лет до 3 ребенок импульсивен, то, начиная с этого возраста, ему важно учиться откладывать аффект, то есть выдерживать какой то заряд своих эмоций, уметь не реагировать. Какова роль родителей во всем этом? 


И вот они, правила. Создавая для ребенка ограничения (а это и есть суть правил), вводя нормы поведения и общения (!), родитель является внешним регулятором поведения ребенка. Он как бы говорит: «Так можно, так нельзя». И своими внешними запретами ограничивает действия и проявления ребенка. 

Например. Он говорит: «Малыш, злиться можно, но кусаться — нет, ты можешь обижаться, но обзываться и бросаться вещами — нельзя» или так: "Сейчас ты не можешь снять ботинки, мы ведь на улице, сможешь, когда придешь домой».  

Важно: если родитель устойчив, последователен и доброжелателен, то ребенку приходится с этим правилом смириться и следовать ему. Оно становится частью самого ребенка. 

В следующий раз, намереваясь совершить что то, что противоречит правилу, ребенок остановится и … вероятно, не сделает) так внешняя регуляция становится внутренней. 
Научившись управлять своим поведением и осознавая, что его тело подвластно ему, а также учась определять свои эмоции и связанные с ними ощущения, обозначать и называть их (при помощи родителей, разумеется), ребенок учится управлять и эмоциями. Именно поэтому все игры, направленные на способность быстро переключаться между действиями (быстро-медленно, бежать — стоять) хорошо прокачивают  и аффективную сферу ребенка. 

Ведь что нам, родителям и психологам, по сути, нужно. Это не чтобы ребенок подавлял в себе эмоцию, а чтобы он понимал, что он чувствует, и умел это адекватно выражать. Чтобы злился, но руки в ход не пускал, чтобы расстраивался, но не устраивал истерики, чтобы хотел играть, но мог отложить это занятие «после уроков».  
 Выводы:
1. Умение выражать ребенком эмоции, говорить о них, а не реагировать импульсивно формируется после того, как он научился управлять своим поведением.
2. Правила в семье - тот естественный регулятор и ограничитель, который помогает ребенку овладевать сначала своим поведением, а потом и своими эмоциями. 
3. Отсутствие правил, жизнь в хаосе ведет к тому, что ребенок становится подвластен эмоциям, бывает ими охвачен и не способен с ними справляться. 

Если статья вам полезна, буду рада благодарности!

Еще больше моих статей и размышлений в инстаграме Психолог Елена Драгойлович



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • 7 правил для родителей бунтующего ребенка
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Ребенок во всемирной паутине. 10 правил для родителей.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Управлять собой, своими эмоциями? Да, хочу, только не НЛП!
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • История о том, как я перестала заедать, научившись управлять своими эмоциями.
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь