|
Все начинается с правил или Как правила помогают ребенку обрести контроль над своими эмоциями.Автор статьи: Елена Сергеевна Драгойлович
Периодически в своей работе встречаюсь с запросами родителей, жалующихся на незрелость эмоционально сферы ребенка дошкольного возраста (истерики, быстрые перепады настроения, бурная реакция на отказы/ неуспех, неумение быстро успокаиваться, если того требует ситуация, реактивность поведения (разозлился-ударил) и др.). Получается картина, в которой ребенок как бы бывает охвачен эмоциями и никак на это повлиять не может. Родители хватаются за голову, наказывают стыдят, но все не то. И если это нормально для ребенка 2-3 лет, то для человечка, готовящегося к школе, уже доставляет видимый дискомфорт (впрочем, как и для родителей):
Все эти признаки указывают на то, что эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита. В работе с такими детьми (и их семьями, разумеется), я сразу уточняю, как обстоят дела с правилами в семье. И хотя на первый взгляд правила есть, существуют также и нюансы, связанные с системой правил:
Итак, как наличие или отсутствие правил отражается на эмоциональной сфере ребенка? Способность управлять своими эмоциями развивается в ребенке постепенно. Самоконтроль в полной мере становится подвластен только школьнику. Чем младше ребенок, тем он более импульсивен. И вот они, правила. Создавая для ребенка ограничения (а это и есть суть правил), вводя нормы поведения и общения (!), родитель является внешним регулятором поведения ребенка. Он как бы говорит: «Так можно, так нельзя». И своими внешними запретами ограничивает действия и проявления ребенка. Например. Он говорит: «Малыш, злиться можно, но кусаться — нет, ты можешь обижаться, но обзываться и бросаться вещами — нельзя» или так: "Сейчас ты не можешь снять ботинки, мы ведь на улице, сможешь, когда придешь домой». Важно: если родитель устойчив, последователен и доброжелателен, то ребенку приходится с этим правилом смириться и следовать ему. Оно становится частью самого ребенка. В следующий раз, намереваясь совершить что то, что противоречит правилу, ребенок остановится и … вероятно, не сделает) так внешняя регуляция становится внутренней. Ведь что нам, родителям и психологам, по сути, нужно. Это не чтобы ребенок подавлял в себе эмоцию, а чтобы он понимал, что он чувствует, и умел это адекватно выражать. Чтобы злился, но руки в ход не пускал, чтобы расстраивался, но не устраивал истерики, чтобы хотел играть, но мог отложить это занятие «после уроков». Выводы: 1. Умение выражать ребенком эмоции, говорить о них, а не реагировать импульсивно формируется после того, как он научился управлять своим поведением. 2. Правила в семье - тот естественный регулятор и ограничитель, который помогает ребенку овладевать сначала своим поведением, а потом и своими эмоциями. 3. Отсутствие правил, жизнь в хаосе ведет к тому, что ребенок становится подвластен эмоциям, бывает ими охвачен и не способен с ними справляться. Если статья вам полезна, буду рада благодарности! Еще больше моих статей и размышлений в инстаграме Психолог Елена Драгойлович Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|