Групповой анализ: терапия группы самой группой

Автор статьи: 404

Групповой анализ терапия группы самой группой

   Групповой анализ можно определить как способ понимания психологических процессов, протекающих в группах. Он опирается на достижения психоанализа, социальной психологии и теории систем, а применяется в основном в организационном консультировании и групповой психотерапии. В этой статье речь пойдет о терапевтическом применении групп-анализа в группах.

    И психоанализ, и групповой анализ предлагают человеку вступить в отношения с целью решения своих проблем. Один из терапевтических факторов – развитие этих отношений и проживание трудностей в новой, более безопасной и принимающей, обстановке. Другой, приносящий пользу, процесс – осознание некоторых особенностей собственной личности, которые, став видимыми, окажутся доступными для изменений. Но в чем заключается отличие группового формата от индивидуальной работы со специалистом?

   В работе с психоаналитиком важно связать свой ранний травматичный опыт с текущей жизненной ситуацией и тем, как он обнаруживает себя в кабинете. В группе фокус в большей степени смещается на взаимодействие между участниками. Именно в таком взаимодействии в реальном времени можно лучше понять природу своих затруднений. Они неизбежно проявятся и станут доступны для исследования и поиска путей для их разрешения. В психоанализе свободные ассоциации человека способствуют появлению неосознаваемого материала, в групп-анализе их эквивалентом является свободно текущая беседа. Не предусматривается заданных тем разговора. Нет  правил о том, сколько и о чем следует говорить.

   Групповой анализ это терапия группы с помощью самой группы. Из этой идеи вытекают важные отличительные особенности групп-анализа от других психотерапевтических подходов. С течением времени сама группа должна развиваться во все более эффективно помогающую своим членам. Чтобы облегчить группе движение в этом направлении, ведущий старается действовать наименее директивно. Хотя на первых этапах работы группа в существенной степени опирается на ведущего, со временем участники учатся полагаться на других членов группы и сами вносят большой вклад, становясь соведущими. Группа как единый организм растет и развивается, а групповой аналитик старается не вести, а быть немного в стороне; следовать за участниками, но не забегать вперед. Он не заслоняет своей личностью особенный для каждой группы путь, не поучает, не морализаторствует, не оказывает давление своим видением правильного и неправильного.

    Ведущий не директивен,  но у него есть обязанности по поддержанию некоторых границ. Группа должна собираться в одно и то же время, в одном и том же месте. Ограничений того, о чем именно беседовать на группе нет, но она именно «разговорная» и не предполагает осуществления никаких действий. Важными принципами являются честность и конфиденциальность. Честность с собой и другими помогает продвинуться в понимании себя и других людей. Она помогает думать и говорить о чем-то действительно значимом, что зачастую связано с тревогой. Атмосфера группы должна ощущаться как принимающая и безопасная, поэтому обязанностью участников становится сохранение конфиденциальности относительно того, что происходит во время групповой сессии. Важно не только сохранить произошедшее на группе, но и не привнести общение с другими участниками во внегрупповую жизнь. Пространство группы уникально, ведь в нем взаимодействие между людьми доступно для прямого обсуждения. Такое обсуждение может вызывать самые разнообразные мысли и чувства, и если они будут обсуждаться участниками вне группы, то это сделает недоступной эту информацию для остальных. Часть содержания общего группового процесса отколется и будет блуждать, оставаясь невидимой.

   Сказав о роли ведущего и об обязанностях участников, можно уделить внимание присущим группе терапевтическим факторам. Они могут помочь составить представление о положительных влияниях группового формата терапии.

- Социализация. Человек может чувствовать себя странным по сравнению с другими людьми и отчужденным от них. Участие в жизни группы может помочь почувствовать интерес к себе и понимание своих трудностей;

- Контейнирование. Когда другие люди принимают наши переживания, становится легче двигаться вперед, а со временем способность справляться с собственными эмоциями самостоятельно растет;

- Универсальность переживаний. Осознание того, что другие люди сталкивались ранее с подобными трудностями или решают похожие проблемы сейчас, укрепляет веру в себя и снижает ощущение изоляции;

- Надежда. Своей стабильностью, открытостью для обсуждения любых тем и интересом, группа вселяет надежду на благополучное разрешение трудностей;

- Сплоченность группы. Она способствует приближению к действительно значимым для участников темам, в противоположность обыденным поверхностным разговорам;

- Резонанс. Мы можем длительное время носить внутри себя какие-то переживания, из-за невозможности поделиться ими с кем-нибудь. Часть этих переживаний может даже не осознаваться, но групповые процессы таковы, что, слыша рассказ какого-либо участника со схожим эмоциональным опытом, что-то откликается в нас, и этот опыт становится ближе к сознанию и становится легче рассказать о нем;

- Самораскрытие. Открытие другим чего-то, вызывающего тревогу, помогает обнаружить, что  вместо ожидаемого осуждения этот опыт принимается группой. В таком случае вина или стыд сменяются чувством укрепляющейся самооценки;

- Отзеркаливание. Зачастую некоторые особенности нашей личности не осознаются, а получая отклики от других участников, можно сопоставить их с собственными представлениями о себе и в чем-то скорректировать их. Могут проявиться черты, которые усложняют пребывание с другими людьми, или, наоборот, окажется видимым потенциал, который, будучи реализован, станет существенной поддержкой;

- Изменение образа группы. Все мы несем в себе отпечаток, оставленный нашей семьей. Группа представляет собой виртуальную семейную систему, в которой, обсуждая что-то за рамками проблем участников, можно получить изменяющий опыт. Такой опыт преобразует бессознательные образы близких людей и образ самой группы;

- Идентификация. Другие люди могут очень сильно отличаться от нас. Они могут совершенно другими способами справляться с трудностями или находить радости в повседневности. Столкнувшись с такими способами, почему бы не взять их себе на вооружение?

- Тренировка. Научившись более комфортно чувствовать себя в терапевтической группе, намного легче применить полученный опыт за ее пределами.

    Естественно, что группы одновременно и притягивают к себе, и вызывают тревогу. Опасения могут быть связаны с прошлым негативным опытом, а привлекательность группы для человека может говорить о предчувствии того, что именно этот формат терапии окажется полезным. Рождаясь, мы уже попадаем в группу. На протяжении дальнейшей жизни мы становимся частью одних групп и взаимодействуем с другими. Если наш предыдущий опыт привел к сложностям в пребывании с другими, то терапевтическая группа будет пространством, которое предоставит возможность «переписать» прошлый негативный опыт.

   На мой взгляд, групп-аналитическое видение предоставляет довольно широкий угол обзора для познания себя. Свободно текущая беседа всегда выносит на поверхность что-то значительное для участников. Опыт одного откликается в другом, и совместными усилиями можно прийти к более глубокому пониманию своих затруднений. В фокусе попеременно оказываются реальное взаимодействие и бессознательные процессы. За счет этого существенно обогащается восприятие общей картины происходящего, и становится более отчетливо видно влияние каждого из участников. Групповой анализ это один из видов психотерапии. Один из видов заботы о себе, которая в перспективе может привести к более глубокому знанию себя и пониманию других людей, снижению тревог и улучшению качества жизни.



Просмотров: 716
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Продолжаем изучать психологию по песням. Анализ группы КняZz
  • Что можно получить от групповой психотерапии в отличие от индивидуальной?
  • Что дает участие в психологической группе? Личный опыт ведущего.
  • Из анализа группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь».
  • Мой первый клиентский опыт в групповой психотерапии
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Клиентская группа. Инсайты участников. Часть №1
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Из анализа группы Римвидаса Будриса
  • Группа как Объект Желания. Изучение сексуальности в групповой терапии. Глава 9. Тема инцеста
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь