|
Групповой анализ: терапия группы самой группойАвтор статьи: 404
Групповой анализ можно определить как способ понимания психологических процессов, протекающих в группах. Он опирается на достижения психоанализа, социальной психологии и теории систем, а применяется в основном в организационном консультировании и групповой психотерапии. В этой статье речь пойдет о терапевтическом применении групп-анализа в группах. И психоанализ, и групповой анализ предлагают человеку вступить в отношения с целью решения своих проблем. Один из терапевтических факторов – развитие этих отношений и проживание трудностей в новой, более безопасной и принимающей, обстановке. Другой, приносящий пользу, процесс – осознание некоторых особенностей собственной личности, которые, став видимыми, окажутся доступными для изменений. Но в чем заключается отличие группового формата от индивидуальной работы со специалистом? В работе с психоаналитиком важно связать свой ранний травматичный опыт с текущей жизненной ситуацией и тем, как он обнаруживает себя в кабинете. В группе фокус в большей степени смещается на взаимодействие между участниками. Именно в таком взаимодействии в реальном времени можно лучше понять природу своих затруднений. Они неизбежно проявятся и станут доступны для исследования и поиска путей для их разрешения. В психоанализе свободные ассоциации человека способствуют появлению неосознаваемого материала, в групп-анализе их эквивалентом является свободно текущая беседа. Не предусматривается заданных тем разговора. Нет правил о том, сколько и о чем следует говорить. Групповой анализ это терапия группы с помощью самой группы. Из этой идеи вытекают важные отличительные особенности групп-анализа от других психотерапевтических подходов. С течением времени сама группа должна развиваться во все более эффективно помогающую своим членам. Чтобы облегчить группе движение в этом направлении, ведущий старается действовать наименее директивно. Хотя на первых этапах работы группа в существенной степени опирается на ведущего, со временем участники учатся полагаться на других членов группы и сами вносят большой вклад, становясь соведущими. Группа как единый организм растет и развивается, а групповой аналитик старается не вести, а быть немного в стороне; следовать за участниками, но не забегать вперед. Он не заслоняет своей личностью особенный для каждой группы путь, не поучает, не морализаторствует, не оказывает давление своим видением правильного и неправильного. Ведущий не директивен, но у него есть обязанности по поддержанию некоторых границ. Группа должна собираться в одно и то же время, в одном и том же месте. Ограничений того, о чем именно беседовать на группе нет, но она именно «разговорная» и не предполагает осуществления никаких действий. Важными принципами являются честность и конфиденциальность. Честность с собой и другими помогает продвинуться в понимании себя и других людей. Она помогает думать и говорить о чем-то действительно значимом, что зачастую связано с тревогой. Атмосфера группы должна ощущаться как принимающая и безопасная, поэтому обязанностью участников становится сохранение конфиденциальности относительно того, что происходит во время групповой сессии. Важно не только сохранить произошедшее на группе, но и не привнести общение с другими участниками во внегрупповую жизнь. Пространство группы уникально, ведь в нем взаимодействие между людьми доступно для прямого обсуждения. Такое обсуждение может вызывать самые разнообразные мысли и чувства, и если они будут обсуждаться участниками вне группы, то это сделает недоступной эту информацию для остальных. Часть содержания общего группового процесса отколется и будет блуждать, оставаясь невидимой. Сказав о роли ведущего и об обязанностях участников, можно уделить внимание присущим группе терапевтическим факторам. Они могут помочь составить представление о положительных влияниях группового формата терапии. - Социализация. Человек может чувствовать себя странным по сравнению с другими людьми и отчужденным от них. Участие в жизни группы может помочь почувствовать интерес к себе и понимание своих трудностей; - Контейнирование. Когда другие люди принимают наши переживания, становится легче двигаться вперед, а со временем способность справляться с собственными эмоциями самостоятельно растет; - Универсальность переживаний. Осознание того, что другие люди сталкивались ранее с подобными трудностями или решают похожие проблемы сейчас, укрепляет веру в себя и снижает ощущение изоляции; - Надежда. Своей стабильностью, открытостью для обсуждения любых тем и интересом, группа вселяет надежду на благополучное разрешение трудностей; - Сплоченность группы. Она способствует приближению к действительно значимым для участников темам, в противоположность обыденным поверхностным разговорам; - Резонанс. Мы можем длительное время носить внутри себя какие-то переживания, из-за невозможности поделиться ими с кем-нибудь. Часть этих переживаний может даже не осознаваться, но групповые процессы таковы, что, слыша рассказ какого-либо участника со схожим эмоциональным опытом, что-то откликается в нас, и этот опыт становится ближе к сознанию и становится легче рассказать о нем; - Самораскрытие. Открытие другим чего-то, вызывающего тревогу, помогает обнаружить, что вместо ожидаемого осуждения этот опыт принимается группой. В таком случае вина или стыд сменяются чувством укрепляющейся самооценки; - Отзеркаливание. Зачастую некоторые особенности нашей личности не осознаются, а получая отклики от других участников, можно сопоставить их с собственными представлениями о себе и в чем-то скорректировать их. Могут проявиться черты, которые усложняют пребывание с другими людьми, или, наоборот, окажется видимым потенциал, который, будучи реализован, станет существенной поддержкой; - Изменение образа группы. Все мы несем в себе отпечаток, оставленный нашей семьей. Группа представляет собой виртуальную семейную систему, в которой, обсуждая что-то за рамками проблем участников, можно получить изменяющий опыт. Такой опыт преобразует бессознательные образы близких людей и образ самой группы; - Идентификация. Другие люди могут очень сильно отличаться от нас. Они могут совершенно другими способами справляться с трудностями или находить радости в повседневности. Столкнувшись с такими способами, почему бы не взять их себе на вооружение? - Тренировка. Научившись более комфортно чувствовать себя в терапевтической группе, намного легче применить полученный опыт за ее пределами. Естественно, что группы одновременно и притягивают к себе, и вызывают тревогу. Опасения могут быть связаны с прошлым негативным опытом, а привлекательность группы для человека может говорить о предчувствии того, что именно этот формат терапии окажется полезным. Рождаясь, мы уже попадаем в группу. На протяжении дальнейшей жизни мы становимся частью одних групп и взаимодействуем с другими. Если наш предыдущий опыт привел к сложностям в пребывании с другими, то терапевтическая группа будет пространством, которое предоставит возможность «переписать» прошлый негативный опыт. На мой взгляд, групп-аналитическое видение предоставляет довольно широкий угол обзора для познания себя. Свободно текущая беседа всегда выносит на поверхность что-то значительное для участников. Опыт одного откликается в другом, и совместными усилиями можно прийти к более глубокому пониманию своих затруднений. В фокусе попеременно оказываются реальное взаимодействие и бессознательные процессы. За счет этого существенно обогащается восприятие общей картины происходящего, и становится более отчетливо видно влияние каждого из участников. Групповой анализ это один из видов психотерапии. Один из видов заботы о себе, которая в перспективе может привести к более глубокому знанию себя и пониманию других людей, снижению тревог и улучшению качества жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|