Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)

Автор статьи: Ермаков Сергей

Групповая психотерапия переживания потери близких описание опыта ведения группы

Методология групповой психотерапии переживания потери близких методами Природнориентированной психотерапии и Арт-терапии.

Данная обзорная статья представляет собой мои профессиональные впечатления и наблюдения, а также описание методологии работы по итогам опыта ведения психотерапевтической группы по тематике «переживание потери» в течение года.

Формат группы был выбран мной поскольку ранее я его не использовал при работе с вопросами переживания горя и потери, и предположил, что он будет эффективен при работе с данной проблематикой, другим важным моментом стало – разработать и апробировать психотерапевтические техники, чтобы по итогам применения – представить общее описание методологии работы.

Краткие сведения о группе:

Название – «Свет Жизни». Численность - 6 человек; половозрастной состав - два мужчины, четыре женщины, в возрасте от 25 до 43 лет.

Группа проводилась с октября 2014 г. по август 2015 г., всего состоялось 57 встреч общим объёмом более 150 часов. Встречи были как в условиях помещения, так и выездные.

Изначально на работу с темой переживания потери и смерти меня вдохновила – личная трагедия в жизни любимой женщины, до этого как психолог и ведущий групп, с данной тематикой не работал, однако решил бросить себе профессиональный, творческий и личный вызов. Я сам, и участники группы, процессом и результатом оказались довольны, хотя не буду скрывать, до начала у меня были опасения, что не справлюсь, да и работа временами была тяжёлой, эмоционально затратной и изматывающей, но в тоже время - благодарной и результативной.

Когда задумывал идею группы необходимо было понять, как именно я намерен группу продвигать и для этого нужно было выделить и сформулировать какой-то базовый вектор движения. И вот какой вектор выбрал я: исходил из того, что смерть близкого, не важно, ожидаемая в результате длительной болезни или возраста, или неожиданная в результате трагедии, в любом случае, - это травма. И не просто травма, это уникальное событие, которое выбивает почву из-под ног, лишает контроля, ощущений и чувства безопасности, уверенности в себе. Именно поэтому решил, что будет целесообразно двигаться от ситуации потери контроля и ощущения безопасности к постепенной стабилизации состояния и возвращению себе контроля и уверенности.

В данном случае понимаю контроль не как какие-то сверхусилия и пиковое напряжение, чтобы не допускать в свою жизнь что-то, а как возможность действовать в стабильной и понятной для самого себя обстановке, делая сознательные выборы, причём это касается, как внутреннего психологического уровня, сферы эмоций и чувств, так и всего того, что касается уровня внешней активности. Например, привести темп и ритм жизни в привычное русло, профессиональную активность, ежедневный распорядок дня, общение с друзьями, отдых, внешний вид и здоровье, питание, в общем всю совокупность того, что и составляет активность во внешнем мире.

Смерть близкого и последующее её переживание – неотъемлемо наносит удар и удар внушительный, как раз по разрушению всего комплекса привычного ритма и темпа жизни, как внутреннего (психологического), так и внешнего (каждодневной активности). Именно это для меня стало отправной точкой при начале работы.

Я сообщил участникам группы о том, что будем осуществлять постепенное движение к тому, чтобы брать переживания смерти и утраты под контроль, систематизировать их, проживать и поэтапно от хаоса и беспорядка (внутреннего и внешнего) идти к более спокойному и размеренному состоянию.

Не секрет, что когда смотришь на ситуацию сразу и целиком, особенно на ситуацию тяжёлую, а в случае смерти близкого – тяжелейшую, то часто такая ситуация представляется как абсолютно неразрешимая, без выхода и вариантов, когда не знаешь, что и как делать, и в результате – не делаешь ничего вообще. До тех пор, пока человек ничего не делает чтобы ситуация изменялась в желаемом направлении, до тех пор она и будет оставаться актуальной и причинять боль, неудобства, разрушать жизнь, и чем дольше в таком состоянии человек будет находиться, тем больший урон самому себе будет наносить. В то время как если даже самую тяжелую ситуацию постепенно и пошагово раскладывать на этапы, ключевые моменты и конкретные действия, проводя в жизнь именно процесс систематизации и упорядочивания, то это позволит большое и страшное увидеть в мелких, точечных задачах для решения. И такой взгляд позволит прийти к пониманию, что вместо чем смотреть сразу из пункта отбытия в пункт прибытия, нужно уменьшить масштаб и понять, что есть множество промежуточных пунктов, через которые нужно пройти и тогда расстояние, которое кажется изначально непреодолимым и гигантским, окажется вполне посильным и достижимым. К ситуации переживания потери близких людей такой подход относится в полной мере.

Итак, групповая работа началась. В силу того, что люди собрались незнакомые, в силу специфики тематики, а также в силу того, что существовала острота в интенсивности переживаний и эмоций участников, первые 5 встреч были полностью отданы этапу знакомства. Интересно было наблюдать за тем, как люди знакомятся, ведь по сути знакомились они не столько друг с другом на уровне «человек-человек», сколько с внутренним миром друг друга, минуя все формальности, которые обычно есть при выстраивании общения, сразу попадая на уровень эмоций и переживаний.

Участникам группы это давалось непросто, отмечу, что как я и предполагал, наибольшее количество сложностей с раскрытием, выражением и предъявлением себя в контексте переживания горя было у мужчин, но постепенно, и они начали включаться и разговаривать.

Чтобы получить первичное включение участников в групповой процесс, но при этом не торопить их с рассказами о своих переживаниях и ситуациях, после обсуждения с ними, решил, что нужно дать информационную составляющую, чтобы какое-то время катализатором разговоров был я. Не стал пользоваться существующими книгами или материалами, теоретическими подходами, освещающими вопросы жизни, смерти, похорон, чтобы быть максимально честным и открытым с группой, составил и прописал собственное видение, которым и делился.

Информация была о том, что на мой взгляд сама концепция смерти и отношения к ней в современной мире не только и не столько табуирована, сколько крайне сильно искажена и представляет собой ограниченный, деструктивный взгляд на неё, прежде всего, как на страдания и мучения. Рассказал об истоках данного отношения, что оно вышло их религиозных представлений, в которых формируется негативное отношение к смерти как к чему-то страшному, чему-то настолько ужасному, что об этом лучше не думать, не говорить, обходить стороной, бояться. Как альтернативу предложил обратиться к опыту и отношению к данной теме у наших предков до появления христианской религии, то есть к природноориентированным традициям. Дохристианское отношение было совсем иным, смерть рассматривалась в рамках цикличности жизни, во включении жизни и смерти в расширенные природные смены форм, конечно же смерть не была радостным событием, но и запретной темой она не была. Смерть воспринимали как естественное, неотъемлемое, связанное с единением человека с Природой и вообще расширенным живым Миром явление. Таким образом продемонстрировал участникам разницу в отношении, что смерть не обязательно нужно воспринимать только как нечто ужасное, что как бы это ни звучало для многих странно или даже сказочно, в смерти есть своё значение, свой смысл, что она – часть того процесса, который делает нас нами и включает нас в живой Мир и что только нам самим, каждому из нас решать, как именно воспринимать смерть, как на неё реагировать.

Также затронули и тему непосредственно похорон. Смерть – это одномоментное событие, но похороны – это ритуал, процесс. И поскольку это ритуал, то здесь я обратил внимание на то, что изначально - это духовный ритуал прощания, а не социальная или юридическая обязанность. Раньше, до встраивания в общество религиозных традиций, ритуал похорон осуществлялся внутри рода (семьи) и заключался он в метафорическом сопровождении и передаче Души умершего предкам рода (семьи). И умершего не закапывали в землю, а придавали его тело огню на погребальном костре. Такой костёр складывался особым образом, члены семьи одевали особую одежду, готовили особую еду. В то время как сейчас весь процесс похорон настолько механизирован и монетизирован, что сама суть ритуала, как прощания с умершим и сопровождение его Души предкам – исключилась полностью и заменилась тем, что родственники вынуждены бегать по инстанциям, заниматься «бумажной работой» и оплатной услуг. Всё это настолько далеко от самих людей, что вместо ощущения прощания с человеком, происходит усугубление травмы.

На подобную информацию был положительный и живой отклик, участники с охотой включились в обсуждение того, какие сложности у них возникали в процессе подготовки похорон, с чем они столкнулись в поведении, например, сотрудников полиции, похоронного бюро, работников морга, кладбища, служителей церкви. И на фоне этого обсуждения начал устанавливаться эмоциональный контакт между участниками группы.

Чтобы развивать включённость в процесс и переходить непосредственно к активной работе, я предложил участником группы последовательно выполнить технику «3 письма». Это моя версия классической техники «Письмо».

Изначально я собирался использовать обычную технику «Письмо» для выражения участниками своих чувств и переживаний, и символического прощания с умершими. Однако, на одной из встреч промелькнула фраза о том, что есть некоторая обида и даже злость на близкого, который умер, и я посчитал это важным сигналом, на который нужно обратить внимание и развить, поработать с данным аспектом. Поэтому и решил, что технику «Письмо» нужно модифицировать и разбить на несколько этапов, чтобы структурировать и акцентировать опыт разных переживаний и их выражения. Одним из таких переживаний и должно было стать выражение злости, обиды, досады. Но посчитал, что начинать работу с «Письма злобы и обиды» слишком агрессивно и преждевременно, поэтому первым стало «Письмо боли», а уже вторым – «Письмо злобы и обиды».

Итак, «Письмо боли». Я попросил написать каждого из участников так называемое «Письмо боли», целью которого было максимально открыть для самого себя, выразить актуальные состояния, переживания по поводу смерти близкого человека, сквозь призму боли, печали, утраты. Когда письма были написаны, участники их зачитывали. Это положительно сработало и позволило начать процесс раскрепощения и погружения в переживания. Поскольку основная работа по формулировке и написанию письма велась вне сессии, это способствовало тому, что участникам затем прочесть написанное было легче, по сравнению с тем, если говорить о своих переживаниях сразу, без предварительной подготовки. Как и на многих этапах выполнения самых разных техник, и это я ещё буду отмечать, было сопротивление. После того как задание написать письмо было дано, последний человек выполнил его только через 5 сессий. Был задействован весь арсенал отговорок, например, что «нет времени», «не знаю, что писать», «не хочу», «не могу», «болела нога», «нужно было в магазин» и т.д., но в итоге всеми участниками «Письмо боли» было написано и каждый его прочёл. По итогам прочтения состоялось и обсуждение.

Пришла очередь второго письма. «Письмо злобы и обиды». После смерти близкого есть некоторая доля злости, негодования, причём оправданного, и не важно, как умер человек, факт в том, что вчера он был рядом, а сегодня его уже нет. И как бы ни сильно было понимание того, что всякое бывает, что в жизни случается неподконтрольное, что погибшие не виноваты и прочие наслоения рационализации, но тем не менее чувство брошенности, оставленности остаётся, а эти чувства как раз и формируют злость, обиду, досаду, негодование. И это абсолютно нормально. Однако почти всегда люди до последнего держатся за принцип «о покойных либо хорошо, либо ничего», а саму обиду, злость, негодование не выражают, и не просто не выражают, а по сути, запрещают себе, подавляют все эти чувства и даже мысли о них. А ведь эти чувства очень сильные по знаку и пока их не выпустить, они будут замедлять и оттягивать во времени процесс «выздоровления».

Из названия «Письмо злости и обиды» вытекает его суть – честно и открыто выплеснуть имеющуюся злость, агрессию и негатив к умершему за то, что покинул, оставил, не дал возможности сказать и сделать то, что ещё можно было сказать и сделать. При выполнении этого задания сопротивление было сильное, но, видимо, сработал «эффект группы» и глядя друг на друга, пусть и не сразу, но каждый из участников задание выполнил.

Был момент, когда прошло уже более 10 встреч, для себя я отметил и через обратную связь участники подтвердили, что у них появились первые ощутимые результаты от работы в группе. Здесь я понял, что мы на правильном пути.

Третьим письмом в технике «3 письма» стало письмо, адресованное себе, назвал его «Письмо жизни». В этом письме просил участников написать о своей жизни, в плане фантазирования о своих целях, возможностях, достижениях с одним важным моментом, что процесс горевания и переживания потери закончился. «Что и как будет с вами, в вашей жизни после того, как горевнаие завершится?», именно такой вопрос им задал. Также было сопротивление и не все сразу смогли написать, один из участников только через 3 месяца смог выполнить задание. Чтение этих писем было во многом откровением для самих участников, ведь несмотря на ещё по-прежнему актуальные и сильные переживания, разговор о будущем вызывал позитив.

Затем была затронута тема визитов на кладбище. Этот момент связан как раз с возвращением себе контроля и нормализацией темпа и ритма повседневной жизни. Предложил им идею вести «дневник посещений» и вести его таким образом, чтобы отмечать количество посещений в неделю, а также время, проведённое там, и осознанно уменьшать количество посещений и время пребывания на кладбище.

Ведь кладбища это не места шаговой доступности, туда нужно специально ехать, планировать и уделать время, а время – это ключевой ресурс жизни. Целью было обратить внимание на то, что ходить на кладбище не каждый день – это нормально и это не значит предавать память к родным, это значит – проявлять заботу о себе. Месяцы спустя, уже летом, участниками была дана обратная связь о том, что эта идея с фиксированием и осознанным контролем количества посещений кладбища пошла на пользу, как в плане снижения остроты самих переживаний, так и в плане структурирования своего времени.

Одним из важных и сложных для понимания оказался вопрос, касающийся включения в контакт с другими людьми, общения и принятия помощи со стороны в процессе горевания. К этой теме мы периодически возвращались на протяжении всего существования группы. Участникам потребовалось много времени чтобы понять, что стратегия изоляции от окружающих не только ничего не даёт, но и усугубляет процесс горевания, что нужно не изолироваться, а учиться находить баланс уединения и включения в общение и эффективно говорить о том, что хочется, когда и как хочется от окружающих, поскольку система внешней поддержки – является важным ресурсом в процессе горевания. Однажды для проверки влияния осознанного одиночества на актуальное состояние, одну из встреч мы провели в полной тишине и с завязанными глазами, воспользовавшись моей техникой «Контролируемая депривация». При обратной связи выяснилось, что осознанное одиночество крайне тяжело и болезненно переносится, что в нём не только нет ресурсов, но и наоборот – оно вытягивает остатки сил.

Далее мной была предложена форма выездной встречи, а именно: я предложил всей группой поочерёдно посетить могилу каждого из тех близких, кого они потеряли. Такая «экскурсия» была нужна для того чтобы провести метафорический диалог человека с умершим близким, и дать опыт наблюдения за этим процессом со стороны.

Эта форма работы произвела особо мощное впечатление на тех, кто был в режиме «наблюдение со стороны». Постепенно каждый побывал на месте наблюдающего и потом, когда делились впечатлениями, была обратная связь в таком русле, что наблюдение за живыми, естественными эмоциями в процессе метафорического диалога с умершим произвело большое впечатление в осознании и принятии факта, что человека по-настоящему нет, что есть памятник, место на кладбище, как некий символ, но самого человека в физическом мире нет. Получилось – столкновение с осознанием реальности. Участники сказали, что для них была огромная разница между тем, если пишешь о смерти близкого в письме или обсуждаешь в группе и тем, когда наблюдаешь, как человек непосредственно у могилы общается с умершим – это помогает в вопросе принятия факта смерти.

Сам же диалог по содержанию строился так: рассказ от первого лица про то, как и чем наполнена жизнь, какие есть эмоции и переживания, сказаны слова о том, что человека не хватает, а также получен «ответ» в виде разрешения жить, быть счастливыми и наполнять жизнь чем-то хорошим.

Отмечу, что именно эти выездные сессии были наиболее эмоционально тяжелыми для меня как для ведущего группы за весь год работы.

Следующим интересным моментом стало выполнение блока из двух арт-терапевтических техник, первой из которых была техника «Коллаж». Тематически посвящена она была жизни умершего близкого человека. Каждый из участников дома создал свой коллаж и затем на встрече поделился результатом и историями из жизни об умершем. Это позволило в очередной раз поработать как над фактом принятия смерти, так и над выражением актуальных состояний и переживаний + формат предусматривал и некоторое расслабления, через обращение к позитивному опыту и добрым воспоминаниям.

Далее, и это стало в каком-то смысле продолжением «Письма жизни», провёл свою версию рисуночной техники арт-терапии, которую назвал «Путешествие к лучшему». Она заключалась в рисовании цикла картинок, связанных сюжетом. Вначале я попросил участников нарисовать две картинки. Первая – отображала актуальное состояние переживания горя «когда всё плохо», вторая – идеальный желаемый вариант будущего «когда всё хорошо». Когда рисунки были сделаны, мы их обсудили. После чего задание было дополнено: между первой картинкой «всё плохо» и второй «всё хорошо» нужно было нарисовать путь, сюжет в развитии о том, как именно каждый из них придёт из точки «А» в точку «Б», что это будут за изменения и что за путешествие. По количеству картинок ограничений не делал, главное, чтобы был составлен путь того, как прийти из точки начальных пиковых болезненных переживаний в конечную точку к состоянию, когда стало хорошо, описать идеальный, пусть даже фантастический сценарий.

Целью было обратить и сфокусировать внимание на процессе исцеления, на том, как они сами себя будут исцелять и при помощи чего, а также на то, сколько времени может понадобиться на этот процесс.

После того как рисунки были выполнены всеми и каждый разложил их в виде истории, рассказав о пути изменений, который предстоит преодолеть и где каждый из них сейчас на этом пути, я предложил им сохранить эти рисунки именно в виде целостной истории и оставить для себя на видном месте, используя их как некую карту, чтобы время от времени сверяться, на каком этапе они сейчас находятся, как и куда двигаются, сколько еще осталось, чтобы они не забывали о том, где они были, сколько всего уже прошли и в чём конечная цель.

Когда участники узнали именно о такой идее, то были удивлены, думая, что будет только обсуждение рисунков, но того, что их можно использовать как наглядный материал и карту, – не ожидали, им понравился такой подход. Кстати самый короткий сюжет (без учёта первого и последнего рисунков) составил 4 шага, самый длинный – 18.

Затем была Масленица и этот день мы использовали для очередной выездной встречи, чтобы поработать с образом, символом Смерти. Задумка моя была проста – создать символический образ Смерти (чучело), провести для каждого метафорический диалог с ней, а затем – чучело придать огню. Было предложено два варианта: либо каждый изготовит свое чучело, либо принесём материалы и сделаем общее чучело, одно на всех. Группа выбрала – сделать общее чучело, создать общий образ. Для них я пояснил важный момент: что в этой технике не только выражение агрессии и ненависти к смерти, хотя любым эмоциям будет место, но и в том числе – проявление уважения к ней, как к части природных циклов, что это работа ещё и на принятие, отмечание особой роли смерти в жизни каждого человека. В процессе выполнения техники каждый проговаривал что для них значит смерть именно как образ и как метафора. Позже на обсуждении участники отметили, что несмотря на серьёзность тематики, это мероприятие принесло в том числе и долю веселья, расслабления, отдыха, хотя и не без слёз, но всё же выполнение данной техники помогло процессу восстановления внутренних сил, установлению контакта со своими чувствами по отношению к смерти.

В какой-то момент была затронута тема того, что во внешнем мире осталось много всего, что может внезапно напоминать об умершем и вызывать наплывы тяжёлых состояний. В эту категорию попали и вещи умерших, которые ещё оставались дома, а также звуки (музыка), запахи (еда), определённые места, цвета и многое другое. В качестве некоторого решения предложил участникам вариант, получивший положительный отклик: составить максимально подробный список таких внешних «триггеров» и по возможности запомнить его, чтобы вывести потенциально травмирующие напоминания на уровень осознания и снизить эффект неожиданности. Вещи же умерших, было предложено сложить в специальную коробку и на время убрать, унести из дома и затем по желанию вернуть, когда острота переживаний снизится.

Некоторое время спустя, я вновь предложил провести технику, направленную на работу с образом Смерти. Эта техника заключалась в знаково-символическом разборе старшего аркана Таро «Смерть». Для этого использовал карту из колоды Д. Дж. Конуэй и С. Найт «Таро Изменения Формы», это очень символически и энергетически сильная, красивая колода, поэтому выбрал её. И мы разбирали символизм аркана «Смерть», который в этой колоде носит название «Перерождение». 

Разбирали то, что карта имеет значение не столько буквальное и однозначное, а сама Смерть – это не только прекращение Жизни и что-то ужасающе пугающее, но и часть процесса обновления, процесса развития, трансформации, когда заканчивается одно и начинается другое. Эта техника была воспринята без сопротивления, и разговор был вполне осознанный. На тему смерти говорилось более или менее легко, особенно по сравнению с началом существования группы, у участников уже было ощущение разницы того, что они знали о смерти и её переживании в начале (осенью) и что знали теперь.  Сейчас они были готовы смотреть на смерть не только как на ужасы из религий и социальных установок, но и как на то, что смерть это нечто куда более широкое, и что переживая её, можно к чему-то в итоге прийти, что пусть и весьма болезненный, но всё же – это ресурс личного роста и развития.

Когда март подходил к концу, в рамках наступления дня весеннего равноденствия (21 марта), я предложил провести особую встречу, праздник-технику. Остара – это Праздник «Колеса года», знаменующий собой пробуждение жизни после зимнего периода, возрождение, плодородие и планы на будущее. Решил, что группа готова к тому, чтобы продолжить формирование и формулирование целей и желаний на будущее, а Остара как Праздник возрождения и плодородия отличный повод и поспособствует работе над осознанными желаниями и планами на будущее в контексте переживания ситуации потери близкого. Намеренно не стал погружать участников в излишнюю и подробную мистику Праздника, а превратил его в терапевтическую технику. Этот день стал – поводом работы с запросами на будущее.

Прежде чем пожелать и привнести в жизнь что-то новое, нужно что-то отпустить, освободить место, поэтому естественно, что неотъемлемой частью работы явилась работа по символическому отпусканию некоторых своих переживаний, эмоций и состояний. Метафора Остары отлично вписала в себя эти цели. Каждый из участников написал списки двух видов: «отпускаю из своей жизни» и «приглашаю в свою жизнь». Поочерёдно все списки были зачитаны, а затем сожжены на свечах, а пепел развеян с балкона. Ввиду погоды, встреча проходила в помещении.

Следующее особое задание для участников группы было таким: я попросил их спросить у кого-то из родственников или друзей, с кем они часто видятся и общаются, видны ли и какие именно изменения в участниках группы по сравнению в осенью. Сформулировал вопрос так, поскольку не знал все ли и кому именно участники рассказывали о группе. На обсуждении они сказали, что это был для них позитивный опыт, потому что всем от других людей было сказано, что есть видимые изменения к лучшему, что появилось некоторое спокойствие в поведении и словах, уравновешенность, что вновь становятся похожими на себя, что о ситуации смерти близкого человека уже могут говорить. Участникам важно было это услышать, чтобы получить дополнительное подтверждение и уверенность, что их прогресс виден даже тем, кто не посвящён так глубоко и активно в психологию.

Когда уже приблизилась тёплая часть весны, состоялась новая выездная сессия для выполнения моей природноориентированной техники «Костёр». Суть техники в том, чтобы подключиться к своим актуальным переживаниям (в данном случае по поводу смерти близкого) и через метафору общения со стихией огня, пройти некоторую инициацию. А ход выполнения техники следующий. Сначала каждый должен выбрать место, расчистить и украсить его, подготовив для разведения костра, затем сложить костёр, - это одновременно и этапы внутренней преднастройки на работу. Затем костёр нужно разжечь и наблюдать за его прогоранием. Это основной момент, когда и совершается внутренняя работа. Наблюдая за костром, как он горит, разгорается, как трещит, какой от него запах, ощущение его тепла, как и куда идёт дым, – осуществлять метафорический диалог, вхождение в контакт со своими мыслями и чувствами относительно своих состояний по поводу смерти близкого. В этот момент можно совершать путешествие в прошлое и воспоминания, либо представлять будущее, либо же просто быть с собой «здесь и сейчас». Когда костры прогорели и техника закончилась, каждый какое-то время побыл у своего костра, а потом мы разошлись и только на следующей встрече обсуждали сам процесс, и то как это у кого откликнулось в последующие дни между встречами.

Однажды на одной из сессий кто-то сказал о возможности похода к реке (к воде) и у меня возникла идея новой техники. Я вновь предложил провести выездную встречу и выполнить технику разрядки, снятия напряжения, чтобы расслабиться, технику эту назвал «Сбросить камень с Души». Выполняется очень просто. Нужно взять с собой небольших камней, сколько захочется, прийти на реку и символически поместив в каждый камень часть совей усталости, напряжения и душевной тяжести – бросать их в воду со словами «сбрасываю груз с Души, себе оставляя лёгкость». Кидать сколько угодно, как угодно, с криками, вприпрыжку, сильно и далеко или совсем рядом с берегом… в общем, как угодно. Главное – спонтанность и непосредственность в выражении своих эмоций. Технику конечно можно выполнять и не у реки, просто кидая камни вдаль, но вид того, как они падают в воду, вызывая брызги и волны, придаёт дополнительный эффект. На обсуждении участники сказали, что опыт был позитивный и что метафора сработала в жизни, появилась дополнительная лёгкость в ощущениях.

Следующая техника, которую я предложил группе для выполнения в рамках природноориентированного подхода называлась – «Взгляд вдаль». Направлена она на то чтобы представлять и приближать желаемые события, то есть - работа с намерениями. Осуществляется выход на Природу, где хотя бы на несколько километров в любую сторону виден лишь природный пейзаж. Центральной темой стала следующая: размышление, чувствование о лучшем будущем, как уходит горевание и приходит нечто позитивное и успокаивающее. Сама техника заключается в непосредственном взгляде вдаль. Выполняется индивидуально по времени, нужно расслабиться, войти в особое состояние, для этого слушать Природу вокруг, наблюдать за постоянным изменением форм в Природе. Смотреть за движением облаков по небу, или как лучи Солнца то появляются из-за облаков, то снова прячутся за ними, смотреть за танцами волн на глади воды и за тем, как они уносятся вдаль, смотреть за колыханием травы или листьев деревьев на ветру, смотреть на то, как идёт дождь, смотреть за полётами птиц. Нужно почувствовать всё это и себя во всём этом, представляя, как болезненные переживания горя сменяются новыми позитивными событиями и эмоциями.

Уже ближе к концу июня, оценивая для себя проделанную работу, понимал, что существование группы постепенно подходит к завершению. На одной из встреч мы обсудили этот вопрос, проговорили сколько ещё встреч проведём, готовы ли участники к переходу в режим самостоятельной жизни.

В качестве заключительного аккорда, предложил группе ещё одну выездную встречу, чтобы выполнить технику «Ресурсы Элементов Природы», это также техника в рамках моего подхода «Природноориентированная психотерапия». Предназначение техники - метафорическое общение, которое заключается в том, что в условиях Природы необходимо выбрать какой-то символ (дерево, камень, цветок, траву и т.д.) и исходя из заявленной темы, выстроить метафорический диалог, выражающий чувства, эмоции, состояния, мысли, которые актуальны в данный момент относительно темы. Тема была выбрана следующая: «диалог с Горем». Цель – проговорить то, что случилось, начиная с момента смерти близкого человека, когда Горе появилось, рассказать о том, что оно было необходимо чтобы пройти определённые процессы в жизни и развитии, и что теперь, когда эти процессы во многом пройдены и Горе выполнило свою функцию, пришло время ему из жизни уходить. В диалоге нужно было Горе отпустить, попрощаться с ним, освобождая место для чего-то позитивного, почувствовать завершённость или хотя бы приближение к ней. Что и было сделано.

Последняя встреча группы состоялась в 23 августа 2015 года, был день – обширного подведения итогов, выражения благодарности и прощания. Хочу сказать, что пусть участники благодарили меня, и я их благодарность принял с радостью, но подчеркну для вас, как подчеркнул и для них, что как человек, который лишь сопровождал их в этом невероятном процессе, это я их благодарю и им нужно благодарить, прежде всего, - самих себя, потому что тот феноменальный объём внутренней работы не иначе как подвиг и героизм. Конечно они делали всё это не ради подвига и героизма, но тем не менее, труд был проделан колоссальный.

В статье не описывалась подробно каждая встреча группы, а только наиболее важные моменты и самые интересные техники. Само собой, что были и другие, условно «рядовые» встречи, на которых велась не менее тяжёлая и значимая работа.

Большая часть использованных и описанных техник предусматривают при необходимости самостоятельное повторение и выполнение без присутствия психолога, потому что - это технологии самопомощи. Методы, многие из которых разработаны мной, специально подобраны так, чтобы прежде всего включать человека в контакт со своими чувствами, эмоциями и переживаниями, находить свои ресурсы проживания боли, высвобождение её, они не ориентированы на жёсткую интерпретационную или аналитическую модель. Техники и идеи во многом возникали и предлагались группе спонтанно, интуитивно, ориентируясь на общее состояние и настроение.

В завершении скажу, что несмотря на сложность тематики и на то, через что пришлось проходить, для меня этот опыт стал незабываемым и однозначно того стоил. Считаю, прежде всего на основании обратной связи от участников группы, что мне удалось добиться целей, которые я ставил перед собой до начала работы, а именно: помочь участникам в обретении контроля над своей жизнью и появлению ощущения безопасности, уверенности. Конечно же, каждому из них ещё предстоит долгий путь в переживании утраты, прошедший год в группе не излечил их, да и цели такой не стояло, предстоит также и последующая жизнь после потери, но проработаны многие сложные и болезненные вопросы, участники получили в распоряжение технологии, которыми могут пользоваться самостоятельно для работы со своими переживаниями и совокупность всех этих факторов – позволила мне с лёгким сердцем отпустить их в самостоятельную жизнь.

Не могу сказать, что в ближайшее время возьмусь за повторение чего-то подобного, но уже проделанная работа – для меня большое достижение. А эта статья – отражает мой подход и методологию работы с переживанием горя в группе. Надеюсь, что мой опыт и опыт моей группы будет полезен как специалистам, работающим в этом направлении, так и обычным людям, которые когда-либо сталкивались с ситуациями и вопросами смерти близких и темой смерти вообще.

Искренне желанию всем наполненной счастьем и любовью жизни! Как говорят французы: «Vive la vie».

 

Побробднее о моём авторском направлении - "Природноориентированная психотерапия"

Прошу максимально распространить этот материал, уверен, мой опыт окажется полезен как психологам-профессионалам, так и обычным людям.

 









Просмотров: 798
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Когда станет легче после смерти близкого? Как отпустить умершего? Методика "Паттерн прощания"
  • Как нужно и не нужно говорить с ребенком о смерти близкого человека (примеры диалогов)
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Кому-то нужно захотеть, чтобы что-то было
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Сколько психологов нужно для того, чтобы поменять одну лампочку?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Боль утраты после смерти близкого человека
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Сколько нужно встреч с психологом, чтобы жизнь изменилась.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь