|
Как я сама была у психолога и почему это было ужасноАвтор статьи: Погребняк Анна Александровна
Как и многие мои коллеги, после обучения, я стала подбирать психолога, к которому могла бы обращаться и по личным вопросам, и по вопросам работы с клиентами. Чего я только не увидела. Однажды я была у одного психолога. И это было ужасно. Надо понимать, что к психологам обращаются люди в разных эмоциональных и психологических состояниях. Если у человека непростой период в жизни, все, чего он хочет - это поддержки, понимания и сочувствия. И зачастую, в таком состоянии трудно понять, хотят ли тебе помочь, профессионал ли перед тобой. Психолог, к которому я пришла, много говорила о себе (за мои деньги), отвечала посредине сессии на телефонные звонки и обесценивала проблемы (это что, вот у меня!). Очень утвердительно говорила как должно быть и как не должно. Вела себя скрытно, выходила из позиции наблюдателя («а вот у меня все было по-другому»), и беседовала со мною «за жизнь». Я подумала вот о чем. Мне понятно, что это не тот специалист, к которому следует обращаться. Но сколько таких? И сколько людей не понимают, что нормально, а что нет. Что должно быть на приеме, а чего категорически не должно. В приведенном мною примере было много элементов непрофессионализма, который заметит либо человек с высокой самооценкой, либо профессионал. А теперь, объясню подробнее. Что делает профессионал и чего он не делает: 1. Профессионал не обесценивает Обесценивание - вещь крайне неприятная и разрушительная. Обесценивание, это когда соседка Машка говорит вам: «Мне бы твои проблемы! Твои проблемы и не проблемы вовсе. Вот у меня...». Или «психолог» говорит вам: «Для меня это вообще несущественная проблема. Я ее не рассматриваю, как что-то серьезное». Примерно так и сказала мне дама «психолог». Я была, мягко говоря, в шоке. У меня нет приличных слов, чтобы выразить свое отношение к обесцениванию проблем клиента «психологом». Многие люди не замечают обесценивания в своей жизни, потому что либо имеют низкую самооценку, либо живут в семье, где такое нормально и принято. Обесценивание - это непринятие личности, проблем и чувств человека. От тех, кто обесценивает, нужно держаться подальше. 2.Профессионал не отвечает на телефонные звонки во время сессий А также не выходит из кабинета, не отвечает на смс. Комментировать это будет излишне. 3.Профессионал не говорит о себе, если это не соответствует целям терапии или если его об этом не просят Мне, как и многим другим клиентам, не интересна жизнь психолога, врача или кого-то другого. Мне интересна моя жизнь. И я плачу деньги за время, которое уделят мне и всем моим проблемам. Если что-то меня будет волновать, я задам специалисту вопрос. Профессионал работает с человеком, с его переживаниями и чувствами, а не рассказывает байки из своей жизни и из своего опыта. 4.Профессионал не выходит из позиции наблюдателя Человек приходит с проблемой, и чтобы ее решить, нужен незаинтересованный и непредвзятый взгляд со стороны. Поэтому люди ходят к специалисту, а не к соседу. Сосед, друг или родственник знает вас, он что-то о вас думает, как-то относится к вам, эмоционально вовлечен. Его советы будут исходить из его отношения к вам. Психолог не должен быть никак заинтересован. Да, он не должен быть равнодушен, потому что это противоречит его работе. Но и спросите себя, хотите ли вы получить помощь и советы от того, кто как-то к вам относится? Симпатия - одна помощь, антипатия - другая. Если психолог во время работы начинает выходить из позиции наблюдателя, а тем более, если что-то в вас вызывает у него эмоции... То у этого психолога проблемы. Личные, нерешенные проблемы. Например, человек обращаться с просьбой помочь при разводе, а психолог сама развелась и очень переживает по этому поводу. Они воюют с мужем за детей и вообще там полный хаос. Сможет ли она без личной работы над этой проблемой помочь вам? Вряд ли. Но ваша проблема будет вызывать у такого специалиста эмоции и эти эмоции сейчас делают его профнепригодным в решении вашей проблемы. 5.Психолог не говорит готовых рецептов и как все должно или не должно быть Мир очень разнообразный и сложный. Проблемы людей хоть и похожи, но разные. Разный жизненный опыт и условия жизни. Нельзя один рецепт применять ко всем без разбору. Нельзя ходить к специалисту, который что-то категорично утверждает (даже если он вам это не советует, а просто утверждает, что так должно быть или не должно). 6.Профессионал может ясно и внятно объяснить, в каком подходе он работает, какие техники применяет и для чего Профессионал информирует о том, как он работает, в каком подходе, зачем и для чего он применяет ту или иную технику. Он может подробно рассказать, когда могут быть ухудшения, когда пройдут. Современная психология - это научно-обоснованная психология. Это не гадание на кофейной гуще, расклад карт и прочее. Мои советы тем, кто ищет профессионалаЯ рекомендую, в первую очередь, прислушиваться к себе. Да, порой бывает очень жаль потраченных денег, но если что-то в специалисте вас настораживает, или вам кажется, то вам не кажется. Сегодня существует множество профессиональных ассоциаций. Можно обратиться в ассоциацию и попросить порекомендовать вам специалиста. Есть ассоциация Когнитивной-Поведенческой психотерапии, Гештальт Терапии, Психоанализа и тд. Там состоят психологи и психотерапевты, которые обучаются, посещают семинары. В общем, там специалисты на виду. И если кто-то из них будет работать непрофессионально, всегда можно сообщить об этом в ассоциацию. В некоторых ассоциациях есть недавние выпускники, которые ведут прием за небольшие деньги. В ассоциации, в которой я состою, есть свой центр, в котором обученные специалисты принимают клиентов за 1000 рублей в час. Доверяйте себе. И платите профессионалам. Потому что платя профессионалам, мы заставляем непрофессионалов уйти из профессии или учиться. Подпишитесь на мой профиль на B17, чтобы регулярно получать еще больше полезных и интересных материалов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|