Уход участников терапии из группы. Часть 1

Для многих ведущих психотерапевтических групп, особенно для начинающих, нет насколько тревожащей проблемы, как уход участников из группы. Вместе с тем, уход из группы является не только неизбежной, но и необходимой частью процесса просеивания, сопровождающего формирование сплоченности группы.

В группе должен функционировать некий механизм декомпенсации: ошибки в процессе отбора неминуемы; в жизни новичков происходят неожиданные события; в группе развивается несовместимость.

Некоторым интенсивным тренингам или группам встреч, которые продолжаются неделю и проводятся в географически изолированных местах, недостает именно этой возможности уйти. Как пишет И.Ялом, в таких ситуациях могут развиваться психотические реакции ввиду вынужденного пребывания в группе, с которой участник был несовместим.

Уход участников терапии из группы Часть 1

Участникам, которые преждевременно покидают группу, характерны (по И.Ялом):

-пониженная мотивация;

- слабо выраженные позитивные эмоции;

-употребление наркотиков и алкоголя;

-высокая соматизация;

-интенсивный гнев и враждебность;

-более низкие социоэкономический класс и социальная эффективность;

-пониженный интеллект;

-недостаточное понимание принципов групповой работы;

- меньшая привлекательность (на взгляд терапевтов).

К явлению преждевременного ухода из группы полезно подходить с точки зрения взаимодействия трех факторов: участника терапии, группы и терапевта. В общем вклад участника обусловлен проблемами, вызванными девиантностью; конфликтами в сфере близких отношений и самораскрытия; внешним стрессом; осложнениями, сопряженными с одновременным прохождением индивидуальной и групповой терапии; неспособностью «делить» ведущего с другими членами группы и страхом «эмоционального заражения». Ко всем этим причинам добавляется стресс, который сопровождает ранние стадии пребывания в группе. Участники с неадаптивными паттернами межличностного взаимодействия оказываются в ситуации, которая требует от них близости и открытости. Часто они пребывают в недоумении по поводу процедуры, подозревают, что работа группы не имеет непосредственного отношения к их проблеме, и на первых встречах не ощущают поддержки, которая помогла бы им сберечь надежду.

Наиболее важными методами предотвращения преждевременного ухода участников из группы, являются тщательный отбор и всесторонняя дотерапевтическая подготовка. Во время проведения подготовки важно четко дать понять участнику терапии, что в ходе психотерапевтического процесса ему неминуемо придется пережить уныние и упадок духа. Участники менее склонны терять веру в терапевта, если тот способен делать прогнозы на основании своего опыта. Полезно делать акцент на том, что группа – это социальная лаборатория. Терапевт может сказать участнику, что тот стоит перед выбором: сделать свое участие в группе еще одним примером неудачи или поэкспериментировать с новыми формами поведения в ситуации с низкой степенью риска. Однако при всех усилиях и профессионализме ведущих группы обязательно будут участники, которые задумаются над тем, чтобы покинуть группу. Когда участник сообщает ведущему, что хочет покинуть группу, традиционная тактика состоит в том, чтобы постараться убедить участника посетить следующую встречу и обсудить свои намерения с другими участниками. За этой тактикой стоит допущение, что члены группы помогут участнику проработать его сопротивление, и тем самым это убедит его не бросать группу. И. Ялом, обследовав 35 участников, выбывших из девяти терапевтических групп, обнаружил, что каждого из бросивших уговаривали посетить еще одну встречу, однако ни  разу это не предотвратило досрочного прерывания терапии. Отсюда Ялом делает вывод, что посещение последнего занятия – это неэффективное использование группового времени.  Не имея столь богатого опыта, как уважаемый доктор Ялом, я все же не была бы столь категорична и воспользовалась стратегией убеждения участника, желающего покинуть группу, посетить еще одну встречу. Много лет назад, будучи еще участницей психотерапевтической группы, мне довелось принять участие в работе группы, которую хотел покинуть один из ее членов. В результате уговоров со стороны ведущих, участник согласился присутствовать еще на одной встрече, во время которой были обнаружены причины его желания уйти из группы, что разрешило его конфликт и позволило в будущем эффективно работать  в группе. 

Ведущие группы могут снизить показатели преждевременного ухода, уделив пристальное внимание проблемам первой стадии работы группы. Терапевты должны попытаться уравновесить самораскрытие членов группы, так как в группу риска с точки зрения преждевременного ухода из группы попадают чрезмерно активные и чрезмерно пассивные ее члены.

Необходимо уделять внимание негативным чувствам, тревожным предчувствиям и опасениям относительно группы, а не прятать их подальше. Кроме этого, терапевту следует всячески поощрять выражение позитивных эмоций и при возможности подавать пример.

Ведущим группы очень важно контролировать свои страшные мысли относительно того, что участники один за одним будут покидать группу, и однажды они придут в помещение для встреч и обнаружат там лишь самих себя. Если позволить такой фантазии завладеть собой целиком и полностью, терапевт перестанет быть терапевтом для участников группы. Он начнет умасливать, соблазнять участников, чтобы обеспечить их дальнейшее участие в работе  группы.

Очень важными мне представляются слова Ялома, чтобы процитировать их полностью:

«Изменив свои собственные личные установки, я добился того, что участники терапии больше не отказываются ходить в группу. Зато теперь я отказываюсь от того, что бы участник ходил в группу! Я не имею в виду, что часто прошу участников терапии покинуть терапевтическую группу. Однако я вполне готов это сделать, если человек не работает в группе».

Будучи убежденным в том, что групповая терапия является высокоэффективной формой терапии, обнаружив, что участник, по всей видимости, не сможет извлечь для себя из нее пользу, каждый терапевт понимает, что такого участника предпочтительнее вывести  из группы, предложив ему другую, более подходящую форму. 

Макаренко Амалия

Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
E-mail: [email protected]
Сайт: amaliyamakarenko.com.ua



Просмотров: 732
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Работа с детьми группы риска
  • Что такое "отбор участников" на психотерапевтическую группу? И зачем он нужен? 
  • Группы для созависимых
  • Дети группы риска
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Группы созависимых. Помощь тем, кто рядом.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Родительские группы встреч, как способ мотивации взрослых к «Ответственному родительству».
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Экзистенциальные группы предельного опыта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь