|
Работа с детьми группы рискаАвтор статьи: Макаров Владимир Александрович
Младшие школьники группы риска Учащиеся "группы риска" это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. К данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями. Рассмотрим некоторые категории детей "группы риска". Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания Основные нарушения поведения Гиперактивных детейслабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми. Этиология и патогенез гиперактивности изучались специалистами. Они пришли к выводу, что здесь играют такие факторы: органические поражения мозга; перинатальная патология (осложнения во время беременности); генетический фактор (наследственность); социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного воздействия). Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать специально разработанные коррекционно - развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания. Леворукий ребенок в школе Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга. Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно пространственных заданий. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как проблема леворуких детей находится в своеобразной межполушарной координации и поэтому упражнения гимнастики для мозга Brain Gym очень полезны. Эмоциональные нарушения у детей Агрессивные дети Эмоционально - расторможенные дети Тревожные дети Следующие рекомендации: Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Так как большинство детей "группы риска" страдают от сниженного самоконтроля эмоциональной сферы и наличия перинатальных патологий. Мы решили в коррекционной работе сделать акцент на релаксационные занятия (аутотреннинг, психорегулирующая тренировка). Релаксационные занятия дополнялись сказкотерапией, арт-терапией, а также элементами ароматерапии. Если мы рассмотрим проблему психического неблагополучия детей на фундаментальном уровне, то увидим причину в нарушении гармонии между сознанием и бессознательным. Налаживание гармоничных (Гармонии) взаимодействий между этими сферами может привести к хорошим результатам. Другими словами создание саногенных сознательных установок и налаживание связей с бессознательными установками является основной задачей любой коррекционной работы. Всю совокупность бессознательного и сознательного можно обозначить как АКШ – абстрактно-конкретная шкала. Случаи, в которых психологическая помощь оказалась малоэффективной указывают на глубокие причины которые, как правило, закладываются в перинатальный период и относятся к шкале абстрактного пространства восприятия .[1] Все релаксационные занятия позволяют работать в Абстрактном пространстве восприятия. В этой сфере как раз, и находятся причины перинатальных отклонений. Дисгармония внутреннего АПВ ребенка (подсознания) как раз и не позволяет контролировать свои действия. Проникновения сознания в подсознательные сферы приводит к созданию условий самоконтроля. (налаживание взаимосвязей АК диапазона) К тому же занятия ориентированные на расширение АК[2] диапазона восприятия, естественным образом закладывают в структуру личности высшие ценности (основополагающие, первичные). Воспитать высоко духовную личность только на основе образцов и примеров культуры, морально-нравственных норм современного общества невозможно, так как механизм развития в человеке высших ценностей лежит в сфере АПВ. Соединение релаксационных занятий со сказкотерапией позволяет устранить это препятствие. Рассмотрим характеристикам абстрактно-конкретной шкалы на примере каналов восприятия. «Для каждого канала восприятия есть абсолютно абстрактная, безинформационная точка. Она существует в двух качествах: либо это однородный сенсорный фон ПВ, либо - отсутствие сигналов данного качества ("пустота" в канале восприятия). Это исходная позиция, опорная точка шкалы. В развитии личности она имеет особое значение. 1. Для кинестетического и тактильного пространства восприятия это состояние глубокой релаксации, восприятие, в котором отсутствуют какие-либо телесные ощущения (напряжения мышц, температуры, тактильности и т.д.) Телесное пространство субъективно теряет форму и границы, становится однородным и пустым от отдельных сигналов. Субъективно переживается как состояние растворения, потери границ, блаженства. Вариант - равномерный однородный фон телесных ощущений. 2. В аудиальном канале - это белый шум или абсолютное отсутствие звуковых сигналов -тишина полная, глубокая, непрерывная. 3. Визуальный канал - зрительно воспринимаемое бесконечное, однородное пространство световое (бесконечное, голубое небо) или полная темнота. 4. Хеморецепторные системы: обоняние, вкус. Однородное ПВ при полной поглощенности внимания стимульным потоком. Например: растворение восприятия в аромате цветка либо полное отсутствие сигналов в данном диапазоне при активном внимании в нем. Соединение базовых характеристик отдельных каналов в единое переживание (растворение + тишина + свет - темнота) дает общую абсолютную точку отсчета АКШ[3].» [ii]
В релаксационных занятиях мы стараемся затрагивать все каналы:
Все вышеперечисленные принципы в большой мере относятся к занятиям по валеологии и валеопсихологии. Формулы АТ[4] и ПРТ[5] используются нами не только для формирования некоторых свойств личности (воля, самоконтроль) но и для укрепления здоровья.
Работа с "группой риска" состоит из таких элементов:
Все перечисленные элементы представляют единый комплекс, так как легко интегрируются друг с другом. Как правило, за одно занятие можно сочетать 3-4 методики. Большинство приемов релаксации основаны на развитии методики Шульца, аутогенной тренировки, и получили широкое распространение. Мы приведем пример фрагмента психорегулирующей тренировки. Успокаивающий вариант Занятие. Общее предварительное успокоение и расслабление. 1. [i]Постепенно спадает нервное напряжение... 2. Я успокаиваюсь... 3. Погружаюсь в состояние покоя и отдыха... 4. Начинают расслабляться все мои мышцы... 5. Расслабляются мышцы лица... шеи... рук... туловища... ног... 6. Все тело расслабленное... 7. Я совершенно спокоен... Занятия укрепляют мою нервную систему.. Мобилизующая часть ПРТ на 6—10 минут
Занятие . Тонизация мышц тела.
1. Я хорошо отдохнул и набрался сил. 2. Постепенно проходит сонливость. 3. Появляется легкая напряженность мышц лица. 4. Щеки становятся упругими. 5. Губы плотно сжаты. 6. Лицо выражает волю и решительность. 7. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы правой руки. 8. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы левой руки. 9. Все туловище становится легким и упругим. 10. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы правой ноги. 11. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы левой ноги. 12. Все тело сильное, легкое, упругое. [iii]
Нами также используется модифицированный вариант метода прогрессивной релаксации Э.Джекобсона (мышечная релаксация по контрасту с напряжением).Этот комплекс упражнений применяется, как физкультминутка во время урока и направлен на снятие излишнего психофизического напряжения.
Тренинг мышечного расслабления «Дракончик»(Из сказки Бесконечная история)
«Дракон разрывает цепи»
2. Напрячь мышцы рук, и на вдохе, попытаться развести руки в стороны насколько это возможно. (как будто разрываем штангу) Статическая поза длится 1-5 сек. 3. Наклонится вперед параллельно полу. Руки свободно свисают. Движением корпуса заставляем руки свободно раскачиваться из стороны в сторону. Руки и плечи максимально расслаблены
«Дракон раскрывает крылья»
1. Исходное положение – «Дракон разрывает цепи» 2. На вдохе опустить руки в низ и завести за спину. Ладонь развернута вверх. Плечи стараемся прижать к затылку. (Сводим лопатки) Поднимаемся на пальчиках ног. Статическая поза длится 1-5 сек. Опустите плечи, дайте им полностью расслабиться 3. Наклонится вперед параллельно полу. Руки свободно свисают. Движением корпуса заставляем руки свободно раскачиваться из стороны в сторону. Руки и плечи максимально расслаблены «Дракон вырывает дерево»
Это упражнение выполняется после упр. «Дракон разрывает цепи» и «Дракон раскрывает крылья»,«Дракон вырывает дерево». « Крылья отдыхают»
«Спящий дракон» (заключительное упражнение) 1. Исходное положение – основная стойка.
Раскачивания должны быть «автоматические» и спонтанные. (При потере равновесия делается шаг в сторону вероятного падения. Затем необходимо вернутся в исходное положение, и продолжать упражнение. Параллельно можно зачитывать необходимые формулы АТ или ПРТ.) Для более легкого достижения определенных психофизических состояний применяются эфирные масла. Известно, что масло лимона стимулирует мозговую деятельность, а масло мяты успокаивает нервную систему. В зимне-весенний период каждодневные ингаляции эфирными маслами могут защитить школу от эпидемий гриппа. Приведем несколько составов. Применение эфирных масел в медико-психологической практике гимназии для стимуляции работоспособности, активизации мышления учащихся, профилактики гриппа и других заболеваний. Способы применение масел: 1. Ароматизация воздуха в помещениях: на полоску ткани нанести эфирное масло из расчета 2-3 капли на 5 кв.м. 2. Смазывать акупунктурные точки при точечном массаже. 3. Индивидуальные ингаляции: в чашку с горячей водой (80-900 ) добавить 2-4 капли масла.[iv] Состав: №2 «Тонизирующий» Состав: № 3 «Противогриппозный» пропорции: 1:2:0,5 Состав: № 1 «Успокаивающий» пропорции: 1:2:1 курс 12-14 процедур по 15-20 мин.
В процессе диагностической и коррекционной работы мы используем проективные рисуночные тесты и элементы арт-терапевтической работы. Проективный «Восьмиклеточный тест» выполняют все учащиеся (за исключением 1-2 класса) и при необходимости используется метод «Мандала». Для младших школьников в коррекционных целях применяется лепка из глины с элементами сказкотерапии. Различные нарушения в психической сфере ребенка мы относим к нарушению «индивидуальной программы (алгоритма) развития ребенка». Используя положение о макро-микрокосмической[v] природы человека мы стараемся выявить «универсальный индивидуальный алгоритм» развития ребенка. «8-й тест» позволяет выявить 8 основных базисных категорий развития личности. Этот тест более легкий в трактовке материала и доступен для уровня 3 класса. Метод «Мандала» используется для работы с подростками и младшими школьниками с синдромом дефицита внимания, так как позволяет приблизиться к самому центру ядра личности. За основу нами принята методика Джоанны Келогг , а также работы К.Г.Юнга[vi], А.И. Копытина, Н.В. Серова.[vii]
Приведем инструкцию по созданию мандалы. Возьмите лист размером 12 на 18 дюймов (мы пользуемся листом обычной писчей бумаги формата А4 – ав.) и тарелку 10-11 дюймов (мы рисуем окружность в 20 см – ав.) в диаметре и обведите ее простым карандашом. Отложите карандаш. Возьмите цветной пастельный мелок (цветные карандаши – ав.) и нарисуйте что-нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен вам в данный момент. Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие. Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг. Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения.[viii] В некоторых случаях мы просим младших школьников нарисовать себя сидящим на ковре или в центре замка и придумать сказку на заданную тему. В индивидуальной работе мы много вниманию уделяем анализу детских сновидений. Проблемы младших школьников это ночные страхи, кошмарные сновидения, проявления лунатизма. В целом это проблемы овладения собой и формирование отношений к окружающему миру подсознательной природы. Осознание и формирование логических установок, укрепление воли и элементы самовнушения являются адекватными средствами помощи в таких случаях. В старшем возрасте актуализируются проблемы адаптации в обществе, отношение к своей инстинктивной сфере, поиски себя и своего места в мире. Для некоторых школьников применяются методы аналитической психологии. Большинство приведенных методик направлено на работу не с отдельными ми психическими процессами, а на целостного человека, что характерно школам с личностно-ориентированной педагогикой. Мы считаем, что пришло время воспринимать ученика в единстве и целостности как сущность макрокосмической природы. Только в этом случае сохраняются основные принципы гуманной педагогики.
[1] Абстрактные пространства восприятия человека (внутренняя среда): Состояние глубокой релаксации (растворение), состояние которое называют здоровьем, (тело не мешает, не подает дискомфортных лишних сигналов), спокойно протекающая беременность, сексуальное возбуждение и оргазм, состояние между сном и бодрствованием, осознание себя во сне, полная поглощенность любым потоком ощущений (без интерпретаций). В. В отдельную группу выделяются перинатальные пространства восприятия, т.к. они обладают предельным уровнем абстракции и как стимульный поток, и в силу особенностей восприятия в перинатальном периоде. Отметим сразу, что перинатальные переживания являются первыми в жизни человека. Это интенсивный опыт абстрактных ПВ, базовая закладка личности, ее абстрактная основа. К этой группе относятся: эмбриональное состояние, плерома - безобъектное сознание новорожденного ребенка, недифференцированное восприятие в момент рождения и первые дни жизни. (М. Кельмович) [2] Абстрактно-конкретная [3] Абстрактно-конкретная шкала [4] аутогенная тренировка [5] психорегулирующая тренировка [i] Нижнегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.: [ii] Реальность и субькт // Язык экосистем. М. Кельмович СПб (стр.43-54) [iii] Романин А.Н. (автор-составитель) Р-69 Холистическая практическая психология. Уч. Пос. №1. Валопсихология. Раздел 1. Активная релаксация.- М.: Альтекс, 1999.-112с. [iv] Эфирные масла – аромат здоровья . Симферополь Ретодел Крымского комитета по печати и информации 1997г. стр. 30-31 [v] Лащенко Н. Д. Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: М графия. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. –128с. [vi] К.Г.Юнг Аналитическая психология, ее теория и практика , Тэвистокские лекции, исследование процесса индивидуации Рефл-бук Ваклер 1998. [vii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация-цвет-интеллект . СПб.: Речь, 2001. - 256 с., илл. табл. [viii] Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. • СПб.: Речь, 2002. - 80 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|