Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".

  Кого педагоги и социальные работники обычно относят к учащимся «группы риска»? (СДВГ, ЗПР, наркоманы, «дети улицы», дети со слабым здоровьем, педагогически запущенные, бесконтрольные, с особенностями в поведении и восприятии и прочее).

 Для краткости всех этих детей объединили в одну категорию «дети группы риска».

У школьного психолога своя «группа риска» - это дети с высоким уровнем тревожности, замкнутые, требующие к себе особого внимания.

У социального педагога своя «группа риска» - в неё входят дети склонные к правонарушениям, замеченные в употреблении психоативных веществ, алкоголя, учавствующие в драках и в попытках взять чужое без разрешения, стоящие на внутришкольном учете и учете в ОДН и КДН.

У классного руководителя своя «группа риска» - в ней те дети, которые пропускают уроки, не хотят учиться, не выполняют домашние задания.

   А что же такое "риск"?

 Риск – это вероятность, возможность опасности.

  Мы же в свою очередь, любого ребёнка, который не попадает под определение «идеальный», т.е. беспрекословно не подчиняется нашей воле, относим к «группе риска», не разобравшись до конца в ситуации.

   Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на воздействия со стороны взрослых и нарушения поведения.

   Каковы же они типичные нарушения поведения у подростков?

1. Реакция отказа - от общения, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков. В таком состоянии подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что с ним чрезмерно строги, наказывают его, он лишен любви и заботы. Внешне такие подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, сторонятся сверстников и учителей, могут пассивно подчиняться требованиям, но сами на контакт не идут.

2. Реакция протеста - дна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная реакция. Возникает, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним.

Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемлённое самолюбие запрещение чего-либо значимого для подростка. Реакции протеста бывают активными и пассивными.

Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослых, утрата эмоционального контакта с обидчиком и  избегание общения с ним.

Активные реакции протеста – выражаются в непослушании, грубости, агрессивном поведении, стремлении делать назло, в причинении вреда обидчику (ложь, кражи, порча имущества...).

   Реакция протеста бывает и при повторном браке родителей, когда в семье появляется отчим или мачеха, их дети или если рождается ещё один ребёнок. Это своеобразная детская ревность, соперничество с новым членом семьи.

 Подростки начинают употреблять спиртные напитки, ведут себя вызывающе, прогуливают уроки, изменяют свою внешность  (красят волосы в яркие цвета, пирсинг, татуировки).

Главная цель такого поведения – привлечь к себе внимание любым способом.

3. Реакция имитации - стремление подражать во всём кому-либо.  Подростки выбирают себе кумира и стараются копироварь его в одежде, в поведении, в манере говорить. Когда это положительный герой и стремление к подражанию не доходит до крайностей, то это нормально, как правило, с возрастом это проходит.

   Но если это отрицательный герой, то подросток постарается не только копировать его, но и «переплюнуть» во всех отрицательных поступках. Такие дети перестают подчиняться родителям, становятся скрытными, огрызаются, врут.

4. Реакция группирования со сверстниками - стремление к группированию присуще подростковому возрасту. Если лидер – подросток с криминальными наклонностями, то такая группа превращается в банду, защищающую свою территорию.

   Многие подростки, из благополучных семей завидуя им, оказывают разные услуги (выполняют домашние задания, дают деньги, покупают сигареты) и их принимают в банду. 

   Так тихони приобщаются к асоциальным формам поведения. Родители недоумевают, что произошло с ребёнком. Он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия в школе, уносит из дома вещи, крадёт деньги.

5. Делинквентное поведение - под этим термином подразумевают различные поступки, провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство.

   Начинается обычно с прогулов занятий, затем следуют драки, хулиганство, отнимание денег и вещей у более слабых, угоны, чтобы «покататься», выпрашивание денег, вызывающее поведение.

   Причины такого поведения – недостаток воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля и внимания со стороны взрослых.

6. Реакция эмансипации - это борьба подростка за самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться из-под контроля любыми способами.

   Чем больше подростка контролируют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых.

   Возникает реакция эмансипации из-за неправильного поведения взрослых, из-за чрезмерной опеки, проявлений деспотизма и требований беспрекословного подчинения.

   Возможны различные крайние формы – побеги из дома, бродяжничество.

7. Побеги из дома. 

 Есть много причин побегов из дома – плохое обращение, унижение, физическое насилие, чрезмерные требования, деспотизм родителей.

   Обычно первый побег бывает из-за ссоры, затем подросток на любую неприятность отвечает побегом из дома.

   Подростки считают, что родители не принимают их всерьёз, игнорируют их интересы, а убежав из дома, они избавляются от контроля, от обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь, как весёлую и свободную.

8. Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Рассматривается психиатрами как один из вариантов заболевания шизофренией. Дромомания – импульсивное влечение, обусловленное психическим заболеванием.

9. Реакции увлечения.

   Для многих подростков свойственны различные увлечения и хобби. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и всё своё время отдаёт хобби. Бывает, что ради пополнения коллекции дети идут на воровство, спекулируют, попрошайничают.

10. Реакции компенсации и гиперкомпенсации - это реакции, с помощью которых подросток пытается скрыть, замаскировать свои слабые стороны.

Проявляются компенсация и гиперкомпенсация в показной браваде, стремлении занимать значимое место в коллективе. Порой подростки нелепо изменяют свой внешний вид, начинают курить и употреблять спиртные напитки напоказ.

   Иногда эти реакции проявляются лишь в мечтах (некрасивая девочка представляет себя красавицей, физически слабый мальчик – качком).

   Данные реакции чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания, сиротам, детям из неполных семей, а также детям, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта или дефекта речи.



Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Реакция страха "бороться или бежать": эволюция формирования физиологического механизма реакции
  • Чего хотят дети от взрослых и как им это дать
  • Чем бытовая реакция на рассказ собеседника отличается от реакции психотерапевтической?
  • Развод родителей и реакция детей. Подростки
  • Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
  • Правда о депрессии. Что такое депрессия? Депрессия – это болезнь или реакция на событие?
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Дети группы риска
  • "ВИЧ - это не классно" - реакция психолога на фильм Юры Дудя
  • Почему дети и подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики?
  • Детское воровство и реакция взрослых
  • Основная причина, из-за которой не идут подростки в спорт- это родители
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Подросток не хочет учиться. Зачем это семье?
  • Если дети врут, значит это кому-нибудь нужно?
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 1. В каком возрасте это бывает?
  • Эти непослушные дети... В чем причины "плохого" поведения?
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Как распознать наличие риска суицида у подростка и что с этим делать?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как распознать сигнал о стрессе? или Что такое "alarm-реакция"?
  • Факторы риска в школе и дома.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Деньги? Это только для взрослых!
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь