Эти непослушные дети... В чем причины "плохого" поведения?

Автор статьи: Наталья Шошева

Эти непослушные дети  В чем причины плохого поведения

Ребенок не слушается, проявляет противление, агрессию, толкается, истерит — список можно продолжать долго. Какие же могут быть причины для такого поведения? Конечно, разные. Но очень многие причины вытекают из незрелости ребенка. Что это значит? Сейчас объясню.

Префронтальная кора и никаких «НО»

В передней части лобных долей головного мозга есть префронтальная кора. Благодаря ей мы можем одновременно испытывать противоречивые эмоции, чувства, импульсы, мысли. Это открывает возможность для эмоциональной регуляции, контроля поведения, волевого контроля. И вот этот важный отдел мозга «активируется» не раньше 5–7 лет (а у более чувствительных детей — с 8–9!) и при надежной, безопасной привязанности к заботящимся о них взрослым.

Что это значит? Если, например, четырехлетний ребенок хочет кого-то ударить, он, скорее всего, это сделает. Так как, прежде чем у ребенка заработает префронтальная кора, он может испытывать только одну эмоцию или импульс, чувство или мысль в один момент времени. А это значит, если им овладела агрессия, он сразу же ее выплеснет, ведь у него нет сдерживающих противоположных мыслей или чувств в данную секунду (например, таких как «Я хочу ударить девочку, но я знаю, что это плохо» или «Я хочу толкнуть сестру, но я ее люблю / не хочу причинять боль»).

У детей до 5–7 лет просто нет никаких «НО». И это никак не связано с их испорченностью, это связано с их незрелостью.

За что же еще отвечает префронтальная кора? Например, за возможность прогнозировать последствия своих действий. Ребенок толкнул кого-то, потому что был в плену у агрессии, — и все. В тот момент в нем не могли «уместиться» еще и мысли о том, что это плохо, что так поступать нельзя, или о том, что другой ребенок из-за этого может упасть и очень больно удариться.

Агрессия — это выплеск атакующей энергии, она сродни вулкану и не осознается. К тому же ребенок не может мыслить наперед, а значит, в его действиях нет изначального желания специально сделать что-то плохое.

Итак, отличительные черты дошкольников:

✔неуравновешенность (они импульсивны, не могут думать наперед, на них нельзя положиться, уверены в своей правоте и т.п.);

✔ невнимательность (крайне прямолинейны, проявляют эгоцентризм, уперты и т.п.);

✔ испытывают сложности при расставании с людьми, к которым привязаны;

✔ и, как я уже писала, дошкольник еще не способен к интегративному мышлению — в один момент времени он может испытывать только одну мысль, импульс, эмоцию или чувство.

Например, если ребенок злится, в данный момент он совершенно не может помнить, что любит сестру/маму. (Из-за этого, когда мама злится, он думает, что она его не любит.) Позже эта эмоция может опять смениться любовью к маме, и он снова будет поглощен только этой единственной эмоцией. Таким образом, дети в каждое мгновение испытывают какую-то эмоцию в своем «чистом»  виде, без всяких оттенков и «но».

Теперь проанализируйте, из чего вытекают «неправильное» поведение и непослушание вашего ребенка. Да, в большинстве случаев — из естественной незрелости ребенка.

Как быть с плохим поведением?

И что, значит, теперь на все «закрывать глаза», все ребенку «спускать с рук» и не пытаться его научить правильному поведению? Направлять, учить его, конечно, стоит. Но мягко и аккуратно, последовательно!

У каждого родителя изначально есть помощник — привязанность ребенка к вам. И самое главное — это поддерживать ее, создавая надежные, безопасные отношения с ребенком, наполненные заботой и безусловной любовью. Ребенок должен чувствовать и быть уверенным, что родитель (или заботящийся о нем взрослый) всегда его примет, поддержит, будет на его стороне.

В таком случае у ребенка будет естественное стремление быть хорошим для родителя, он будет стараться подражать ему, копировать его манеры, поведение и т.п. Да, естественного желания дошкольника быть хорошим не всегда может хватать на то, чтобы вести себя правильно и так, как родители от него ожидают. Но что говорить? Даже мы, взрослые, порой совершаем ошибки и делаем то, о чем потом жалеем.

А наказания?

Давайте честно. Они правда вам помогают?  Да, в краткосрочной перспективе, бывает, виден эффект. Но в долгосрочной?

Если наказания эффективны, то почему ребенок продолжает и продолжает вести себя не так, как вы того хотите? Почему до сих пор не отпала необходимость его наказывать, раз они такие эффективные? Почему возникает необходимость увеличивать и придумывать все новые наказания, еще больше повышать голос?

Может, потому, что ребенок просто еще не способен всегда вести так, как мы от него ожидаем? Может, он не запомнил, как же надо поступать правильно? Может, его стремление быть хорошим затмил какой-то сильный импульс и он не сдержался?

И еще тут есть очень важный вопрос: а хочет ли ребенок быть хорошим для вас? Если нет, то разве наказания помогут? В чем может быть причина? Может быть, что-то не так пошло в ваших отношениях?

Представьте своего лучшего друга или другого человека, с которым у вас очень близкие, доверительные отношения. У вас возникает желание сделать ему что-то плохое, намеренно оскорбить или подставить? Думаю, нет. Так и в отношениях с детьми.

Самое главное, что необходимо нам, родителям дошкольников, — строить с ними такие отношения, в которых у ребенка было бы естественное желание быть хорошим для нас, не из-за страха наказания, не ради получения какой-то игрушки или другой награды, а просто потому, что мы для него важны и значимы. Да, нам стоит запастись терпением и, пока ребенок не дозрел, самим выступать в роли его зрелой части: подсказывать, направлять, показывать, как правильно. Верить в добрые намерения ребенка всегда!

Представьте такую ситуацию. Вы так хотели помочь мужу, но обстоятельства были против вас — не получилось осуществить просьбу, как обещали. Вы сами уже себя «съели» изнутри, вам так грустно и неловко, ведь вы так сильно хотели помочь! Вы ужасно расстроены и говорите мужу, что не смогли выполнить его просьбу. А он начинает вас обвинять: «Я так и знал! На тебя нельзя рассчитывать! Да ты и не хотела!»

А вы ведь хотели, очень сильно! Но что остается у вас на душе после слов мужа? Будет ли у вас и дальше такое же сильное желание быть хорошей для него, помогать ему? А если он постоянно будет ставить под сомнение ваши добрые мотивы?

Так что же делать с плохим поведением маленького ребенка?

— Верьте в добрые намерения своего ребенка.

— Верьте в естественное стремление ребенка быть хорошим для вас.

— Верьте своей родительской интуиции.

— Верьте, что именно в вас есть все ответы на потребности и нужды своего ребенка!

Я верю, что гармоничные отношения с детьми, которые наполняют, приносят радость, возможны у каждого. И у вас в том числе!

 

статья была написана для сайта: https://psy.systems/post/eti-neposlushnye-deti



Просмотров: 611
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Может ли женщина быть хорошим аналитиком?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Когда ребенок мешает быть хорошим родителем.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Почему может быть полезно вести дневник?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Почему я хочу стукнуть своего ребенка? Как быть?
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Почему зависть может быть только черной
  • Почему быть очень хорошим вредно.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь