Эти непослушные дети... В чем причины "плохого" поведения?

Автор статьи: Наталья Шошева

Эти непослушные дети  В чем причины плохого поведения

Ребенок не слушается, проявляет противление, агрессию, толкается, истерит — список можно продолжать долго. Какие же могут быть причины для такого поведения? Конечно, разные. Но очень многие причины вытекают из незрелости ребенка. Что это значит? Сейчас объясню.

Префронтальная кора и никаких «НО»

В передней части лобных долей головного мозга есть префронтальная кора. Благодаря ей мы можем одновременно испытывать противоречивые эмоции, чувства, импульсы, мысли. Это открывает возможность для эмоциональной регуляции, контроля поведения, волевого контроля. И вот этот важный отдел мозга «активируется» не раньше 5–7 лет (а у более чувствительных детей — с 8–9!) и при надежной, безопасной привязанности к заботящимся о них взрослым.

Что это значит? Если, например, четырехлетний ребенок хочет кого-то ударить, он, скорее всего, это сделает. Так как, прежде чем у ребенка заработает префронтальная кора, он может испытывать только одну эмоцию или импульс, чувство или мысль в один момент времени. А это значит, если им овладела агрессия, он сразу же ее выплеснет, ведь у него нет сдерживающих противоположных мыслей или чувств в данную секунду (например, таких как «Я хочу ударить девочку, но я знаю, что это плохо» или «Я хочу толкнуть сестру, но я ее люблю / не хочу причинять боль»).

У детей до 5–7 лет просто нет никаких «НО». И это никак не связано с их испорченностью, это связано с их незрелостью.

За что же еще отвечает префронтальная кора? Например, за возможность прогнозировать последствия своих действий. Ребенок толкнул кого-то, потому что был в плену у агрессии, — и все. В тот момент в нем не могли «уместиться» еще и мысли о том, что это плохо, что так поступать нельзя, или о том, что другой ребенок из-за этого может упасть и очень больно удариться.

Агрессия — это выплеск атакующей энергии, она сродни вулкану и не осознается. К тому же ребенок не может мыслить наперед, а значит, в его действиях нет изначального желания специально сделать что-то плохое.

Итак, отличительные черты дошкольников:

✔неуравновешенность (они импульсивны, не могут думать наперед, на них нельзя положиться, уверены в своей правоте и т.п.);

✔ невнимательность (крайне прямолинейны, проявляют эгоцентризм, уперты и т.п.);

✔ испытывают сложности при расставании с людьми, к которым привязаны;

✔ и, как я уже писала, дошкольник еще не способен к интегративному мышлению — в один момент времени он может испытывать только одну мысль, импульс, эмоцию или чувство.

Например, если ребенок злится, в данный момент он совершенно не может помнить, что любит сестру/маму. (Из-за этого, когда мама злится, он думает, что она его не любит.) Позже эта эмоция может опять смениться любовью к маме, и он снова будет поглощен только этой единственной эмоцией. Таким образом, дети в каждое мгновение испытывают какую-то эмоцию в своем «чистом»  виде, без всяких оттенков и «но».

Теперь проанализируйте, из чего вытекают «неправильное» поведение и непослушание вашего ребенка. Да, в большинстве случаев — из естественной незрелости ребенка.

Как быть с плохим поведением?

И что, значит, теперь на все «закрывать глаза», все ребенку «спускать с рук» и не пытаться его научить правильному поведению? Направлять, учить его, конечно, стоит. Но мягко и аккуратно, последовательно!

У каждого родителя изначально есть помощник — привязанность ребенка к вам. И самое главное — это поддерживать ее, создавая надежные, безопасные отношения с ребенком, наполненные заботой и безусловной любовью. Ребенок должен чувствовать и быть уверенным, что родитель (или заботящийся о нем взрослый) всегда его примет, поддержит, будет на его стороне.

В таком случае у ребенка будет естественное стремление быть хорошим для родителя, он будет стараться подражать ему, копировать его манеры, поведение и т.п. Да, естественного желания дошкольника быть хорошим не всегда может хватать на то, чтобы вести себя правильно и так, как родители от него ожидают. Но что говорить? Даже мы, взрослые, порой совершаем ошибки и делаем то, о чем потом жалеем.

А наказания?

Давайте честно. Они правда вам помогают?  Да, в краткосрочной перспективе, бывает, виден эффект. Но в долгосрочной?

Если наказания эффективны, то почему ребенок продолжает и продолжает вести себя не так, как вы того хотите? Почему до сих пор не отпала необходимость его наказывать, раз они такие эффективные? Почему возникает необходимость увеличивать и придумывать все новые наказания, еще больше повышать голос?

Может, потому, что ребенок просто еще не способен всегда вести так, как мы от него ожидаем? Может, он не запомнил, как же надо поступать правильно? Может, его стремление быть хорошим затмил какой-то сильный импульс и он не сдержался?

И еще тут есть очень важный вопрос: а хочет ли ребенок быть хорошим для вас? Если нет, то разве наказания помогут? В чем может быть причина? Может быть, что-то не так пошло в ваших отношениях?

Представьте своего лучшего друга или другого человека, с которым у вас очень близкие, доверительные отношения. У вас возникает желание сделать ему что-то плохое, намеренно оскорбить или подставить? Думаю, нет. Так и в отношениях с детьми.

Самое главное, что необходимо нам, родителям дошкольников, — строить с ними такие отношения, в которых у ребенка было бы естественное желание быть хорошим для нас, не из-за страха наказания, не ради получения какой-то игрушки или другой награды, а просто потому, что мы для него важны и значимы. Да, нам стоит запастись терпением и, пока ребенок не дозрел, самим выступать в роли его зрелой части: подсказывать, направлять, показывать, как правильно. Верить в добрые намерения ребенка всегда!

Представьте такую ситуацию. Вы так хотели помочь мужу, но обстоятельства были против вас — не получилось осуществить просьбу, как обещали. Вы сами уже себя «съели» изнутри, вам так грустно и неловко, ведь вы так сильно хотели помочь! Вы ужасно расстроены и говорите мужу, что не смогли выполнить его просьбу. А он начинает вас обвинять: «Я так и знал! На тебя нельзя рассчитывать! Да ты и не хотела!»

А вы ведь хотели, очень сильно! Но что остается у вас на душе после слов мужа? Будет ли у вас и дальше такое же сильное желание быть хорошей для него, помогать ему? А если он постоянно будет ставить под сомнение ваши добрые мотивы?

Так что же делать с плохим поведением маленького ребенка?

— Верьте в добрые намерения своего ребенка.

— Верьте в естественное стремление ребенка быть хорошим для вас.

— Верьте своей родительской интуиции.

— Верьте, что именно в вас есть все ответы на потребности и нужды своего ребенка!

Я верю, что гармоничные отношения с детьми, которые наполняют, приносят радость, возможны у каждого. И у вас в том числе!

 

статья была написана для сайта: https://psy.systems/post/eti-neposlushnye-deti



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как быть, если чувствуете, что мужчина Вас использует, а уйти от него не получается
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь