|
Может ли женщина быть хорошим аналитиком?Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Как же поступать правильно в той или иной ситуации? И кто определяет эти правила? Что вообще считать правильным? Проявить агрессию в ответ на пощечину, или следовать концепции непротивления злу насилием? И, если подставить щеку, то сколько раз? Как далеко может зайти терпимость и куда она может привести человека, которого терпят? Позиция К.Г. Юнга в вопросе выбора своего поведения - это значит в каждом поступке пребывать и находиться в гармонии с глубинными слоями психики, позволить себе действовать исходя из своей природной потребности. Эта позиция напоминает путь Дао. Светские потребности слишком эгоистичны, считает К. Г. Юнг. Даже в том случае, если мы думаем, что помогаем другим людям. Даже если буквально спасаем их. Даже если мы - психологи или аналитики. И даже у нас есть намерение вылечить другого человека. Мало того, Юнг взял на себя смелость утверждать, что аналитик, у которого есть желание и намерение лечить своих пациентов, не является хорошим аналитиком. Более того, он не должен этого хотеть, ибо хотеть лечить своих пациентов – это властная установка, то есть: «Я хочу быть аналитиком, который вылечит этого больного!», - пишет ученица К.Г. Юнга М.Л. Фон Франц. Намерение тщеславного и властного Эго блокирует природную потребность совершить поступок исходя из требований Самости. А как же чувствует себя вторая сторона процесса? Та, к которой всеми силами проявляется терпимость, по отношению к которой совершаются Мега-Правильные поступки в духе христианской морали. Через силу, конечно, совершаются, с позиции Эго, которое просто мечтает быть благостным и елейным, в духе: «Бог терпел и нам велел». На ум приходит известный фильм с Пьером Ришаром в главной роли. Называется «Игрушка». Журналиста, которого играет Пьер Ришар «покупает» в качестве вещи в магазине игрушек избалованный до последней степени сынок редактора. Все помнят этот старый фильм. Как и финальную сцену, когда этот самый избалованный сынишка убегает от богатого отца, который попустительствует каждой его прихоти и никогда ни за что не ругает к бедняку-журналисту, чужому ему человеку, проявившему свою сущность (Самость) в общении с ним. В начале фильма журналисту дается строгая установка ни в чем не перечить своему хозяину-мальчику, проявить терпимость высшего качества. Это и есть поступки с позиции Эго. И власть, конечно, здесь присутствует, пусть и приходится ради нее унижаться. «Мне надо, чтоб ты заткнулся и был доволен. Я буду унижаться, но получу власть над тобой, и заставлю тебя быть довольным.» И в тот момент, когда терпение журналиста лопнуло, он становится честным в своих поступках. Тотально проявляет свою волю, он действует с мальчиком как с равным. Они взаимодействуют. Никто никем не управляет. Он больше не унижает его своей позицией благолепного, все понимающего и все прощающего Эго. Возможно, здесь не столько вопрос границ «насколько далеко я могу зайти в унижениях», сколько отчаянная попытка заставить людей выйти из-за маски Эго, стать честными в общении, проявить свою истинную природу, свою Самость, по Юнгу. М.Л. Фон-Франц приводит в качестве примера терпимости сказку братьев Гримм, которую все также хорошо знают. Называется она Белоснежка и Краснозорька. И сюжет там вкратце таков: зимними вечерами в один сельский дом приходит ночевать медведь, который разговаривает человеческим голосом. Весной он уходит, а две сестры – Белоснежка и Краснозорька ходят в лес по своим девичьим делам. И то и дело встречают там хамоватого гнома, который постоянно прищемляет свою бороду в разных неподходящих местах. Девочки, спасая его, каждый раз отрезают ему часть бороды. И каждый раз гном скрывается, унося с собой мешок с золотом, ворча, без благодарности. Зато злобный и сварливый гном не забывает как следует отругать сестер за их участие, а также обозвать их самыми гадкими словечками. В конце-концов оказывается, что именно этот гном заколдовал медведя, ночевавшего у девочек. Медведь его встречает и убивает. Когда бы вы думали? При очередной сцене спасения ворчливого гнома двумя сестрами. Заклятие таково, что потеряет силу со смертью гнома. Выходит, что девочки сами своим поведением держали себя «в девках», без женихов – медведя и его брата, а также позволяли заклятию действовать на хороших людей. «Юнг часто сомневался в том, может ли женщина быть хорошим аналитиком, ибо в силу своего материнского чувства, присущего заботливой наседке, женщины стремятся уберечь пациентов от их внутреннего ада. Лишь тогда, когда пациент может оказаться в самой глубине своего ада, не имея поддержки извне, он может получить нуминозное переживание; только тогда он может получить помощь, которая придет к нему изнутри. Но все время «кудахтать» вокруг него и все время препятствовать его погружению до самого дна, проявляя материнское милосердие – это значит вместе с тем препятствовать ему прийти к его глубинному позитивному переживанию. Это значит проявить ложное милосердие, присущее двум сестрам: быть всегда милосердным, препятствовать злу, совершать правильные поступки, а значит, нарушать глубинный ход вещей». [М.Л. Фон Франц]Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|