Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)

Автор статьи: Людмила Довгань

  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью распространенное заболевание, изучением которого занимаются как врачи, так и психологи и педагоги. Проявления у детей достаточно яркие, это чрезвычайная подвижность, невнимательность, импульсивность и другие, которые доставляют родителям не мало хлопот.

  По данным эпидемиологических исследований гиперактивностью страдает 4-12% детей школьного возраста, по другим данным, она составляет от 2,0 до 18,0 %. Показатель имеет широкий разброс значений, по скольку при оценивании присутствует субьективность диагностических критериев, учитывается мнение родителей, врачей и даже учителей, и поведение ребенка может меняться в зависимости от ситуации. Считается что у мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, однако не исключается что это связано с их более заметным агрессивным поведением, а невнимательность у девочек гораздо реже сопровождается деструктивным поведением. Симптомы снижаются с возрастом (до 65% испытывают частичное выздоровление), но только 15% детей с СДВГ демонстрируют полную ремиссию как с точки зрения симптомов, так и функциональных нарушений.

  Кроме того, если ранее СДВГ считался заболеванием детского возраста, то результаты современных исследований подтверждают, что симптомы СДВГ в той или иной степени выраженности встречается и во взрослом возрасте от 2,5 до 3% случаев. И могут дать функциональные нарушения, такие как проблемы социальной и семейной жизни, низкий уровень образования, низкая самооценка, ухудшение эмоционального развития, профессиональные проблемы, а также тревожное расстройство, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, преступное поведением, склонность к депрессии и другие.

  Причины СДВГ. В течение десятилетий многие ученые искали в чем же причина синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Еще в 1845 г. немецкий врач Heinrich Hoffman описал мальчика с проявлениями заболевания и дал ему прозвище «непоседа Филлип». Далее в 1902 г. английский врач G. F. Still опубликовал лекцию, в который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. Наблюдая за группой детей он смог очень точно выделить особенности СДВГ, которые и сейчас остаются актуальными. Вот эти особенности: гиперактивное расстройство чаще встречается у мальчиков; максимально имеющиеся нарушения проявляются  в первые годы школьного обучения; семейная предрасположенность указывает на роль наследственности в его развитии; СДВГ может формироваться в результате перенесенного повреждения центральной нервной системы; среди родственников гиперактивных детей чаще встречаются случаи правонарушений, алкоголизма и депрессии.

  Многие врачи и ученые занимались изучением данного заболевания, указывая на генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы.

  За последние годы достигнут значительный прогрес в изучении нейробиологических основ СДВГ. Широко проводятся исследования генетических механизмов, нейрофизиологических, нейроморфологических и нейромедиаторных нарушений. Такие проявления как нарушение внимания, управляющих функций (саморегуляция, планирование, самоконтроль и самооценка), процессов обработки информации и дефицит контроля над импульсами обусловлены следующими механизмами:

- расстройство функций лобных долей головного мозга, прежде всего префронтальной области,

- нарушения в коре теменной доли головного мозга,

- нарушение регуляции моноаминов,

- нарушения функционирования фронто-стриарных систем,

- снижения метаболизма в префронтальной коре, в переднем отделе поясной извилины, подкорковых узлах.

  Выделены гены, детерминирующие предрасположенность к развитию СДВГ, которые регулируют обмен нейромедиаторов в мозге, в частности гены дофаминергической и норадренергической систем.

  Факторы риска. Известно, что в основе развития многих случаев СДВГ лежат наследственная предрасположенность и повреждения развивающегося мозга в периоды беременности и родов (то есть пре- и перинатальные патологические факторы), приводящие к нарушениям развития центральной нервной системы.

  При изучении группы детей с СДВГ в возрасте 5-13 лет (Заваденко Н.Н.) наследственный характер заболевания был подтвержден у 57% пациентов. Указания на признаки раннего органического повреждения ЦНС были обнаружены у 84% обследованных. Нарушения течения беременности или родов отмечались в 84% случаев, а в 56% случаев было выявлено сочетание влияния патологических факторов как во время беременности, так и родов.

  Согласно другому исследованию (Морозова Е.А., Мадякина А.А.) у 70,4 % выявлен отягощенный перинатальный период (период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения), угроза прерывания беременности (59,8 %) в сочетании с применением гормональных препаратов (21,3 %), токсикоз (45,9 %), анемия (45,9 %), стресс (26,2 %).

  Курение матери во время беременности широко изучалось как фактор риска развития СДВГ. Курение во время беременности подвергает плод риску осложнений при родах, включая низкий вес при рождении, а также подвергает плод риску гипоксии, связанной с СДВГ. Дети, чьи матери курили во время беременности, имеют повышенный риск к заболеванию в 2,4 раза. По данным зарубежной литературы, курение и употребление алкоголя играют значимую роль в развитии нарушения внимания и активности у детей.

  Некоторые экологические риски связаны с воздействием токсинов, недостатком питательных веществ или травмой. Во многих исследованиях изучалось влияние железа и цинка на СДВГ, поскольку оба эти элемента необходимы для выработки норэпинефрина и дофамина в мозге. В исследованиях было выявлено, что показатели дефицита железа были связаны с СДВГ. Они также обнаружили, что СДВГ был связан с низким уровнем цинка в крови. Среди многих токсинов, изученных у пациентов с СДВГ, наиболее убедительные доказательства указывают на загрязнение свинцом.

  СДВГ - это наследственное, многофакторное заболевание, при котором генетические факторы - часто в сочетании с факторами окружающей среды - формируют факторы риска возникновения заболевания. Механизмы, лежащие в основе СДВГ, являются сложными и могут быть определены на разных уровнях.

  Несмотря на то, что нам предстоит долгий путь, прежде чем мы сможем полностью понять этиологию СДВГ, уже достигнут большой прогресс. Мы можем быть уверены, что часть риска СДВГ передается по наследству и что варианты риска объединяются и взаимодействуют с факторами риска окружающей среды для создания патофизиологии расстройства. В ближайшие десятилетия ученые обнаружат более распространенные и редкие генетические и экологические факторы риска. Этот процесс заложит основу для открытий, которые улучшат лечение и, возможно, позволят принять профилактические меры.



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Как проявляются симптомы СДВГ во взрослом возрасте?
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Родителям детей с СДВГ просвящается
  • Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с СДВГ.
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • СДВГ. Что делать?
  • Что такое СДВГ?
  • У моего ребенка СДВГ. Что делать?
  • Как меняются симптомы СДВГ. Подростковый возраст.
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Ребенок с СДВГ, как быть?
  • Дети с СДВГ и психолог: чем мы можем помочь?
  • Как поддерживать позитивные отношения с ребёнком с СДВГ: памятка для родителей
  • СДВГ, или Очень активная я)
  • Гиперактивность, СДВГ, ММД – как помогать ребенку?
  • СДВГ. Как распознать?
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь