|
Гиперактивность, СДВГ, ММД – как помогать ребенку?Автор статьи: Шевченко Дарья Александровна
Несколько советов, которые помогут не только детям с диагнозом гиперактивность, дефицит внимания и СДВГ, но и тем, у кого наблюдаются те или иные сложности с поведением, вниманием, памятью, соблюдением правил и требований, сложности в учебе. Такие простые и, вроде бы, сами собой разумеющиеся мысли, вызывают у родителей больший протест и удивление, чем следование самым изощренным диетам и сложным коррекционным программам. Пусть кто-то возмутиться банальности нижеизложенного материала, но, если родитель или педагог не принимают даже этого, то все прочие психологические выкладки и «сложности» просто не имеют смысла. 1.Не раздражайтесь и не насыщайте своим раздражением ребенка. Равновесие родителя – залог спокойствия ребенка. Распространенная картина - уставшая, замученная проблемами мама с самого пробуждения и сборов в детский сад, сама того не осознавая, срывает свое плохое настроение на ребенке, а затем удивляется почему ребенок капризничает и вредничает. Родители часто забывают о том, насколько ребенок беззащитен перед их неуравновешенным и невоспитанным характером. Многие даже в голову не берут того, что с детьми недопустимо разговаривать вот так. Попробуйте поговорить с независимым от Вас, равным Вам по статусу человеком, как Вы иногда говорите со своими детьми…. У ребенка нет взрослой толстокожести, он не умеет сам контролировать свое настроение, переключаться, забывать, отмахиваться, «проглатывать» чувства. По этому, когда родители щедро разбрасывают черные искры своего раздражения, они весьма ранят ребенка и заставляют того переживать душевную боль и защищаться единственно доступным и естественным для его возраста и опыта способом – неподчинением, болезненными капризами. А теперь представьте, как дети живут в атмосфере плохо сдерживаемого раздражения годами. Когда родитель от шлепков – следствия своего раздражения, резко приходит к ласке и поцелуям – желая загладить свою вину перед детьми (многие признаются, что они чувствуют себя виноватыми за излишнюю строгость), а затем опять к шлепкам. Это постоянный стресс, эмоциональная и мыслительная истощенность. Как это относится к гиперактивным? Такие дети и так имеют трудности с самоконтролем и сильно подвержены средовым влияниям. Если их постоянно окружает атмосфера раздражения, то они просто не могут реагировать на не иначе, чем хаотическим поведением.
2. Ребенок - Ваше зеркало. Ребенок, как калька, перенимает все привычки взрослого, весь семейный уклад, часто в гипертрофированном виде. Прежде чем исправлять негативные привычки у ребенка обратите внимание на себя. Помните, что если разговаривать с ребенком исключительно приказным, не терпящим возражения тоном, резко отчитывать его, пользоваться исключительно «рыночной» моделью взаимодействия (если ты не сделаешь …., то не получишь…, или немедленно .., а то я тебе….), то ребенок воспринимает это как нормальную, единственно правильную и естественную модель взаимодействия. Это так же касается вопроса о сдержанном слове, отношения к учебе, аккуратности, пунктуальности и т.д. Так что, стоит ли ругаться и раздражаться на ребенка, когда он ведет себя как маленький упрямый ослик, если он поступает совершенно как Вы? Как это относится к гиперактивным? Наблюдение из практики – родители «гиперактивных» детей, зачастую, сами несут в своем характере и поведении черты гиперактивности.
3. Не будьте деспотичными . Не делайте Ваш эгоизм и самолюбие мерилом для достоинств и недостатков ребенка. Это к вопросу о завышенных требованиях. Часто, когда родитель безрезультативно требует соблюдения каких-то правил от ребенка, он, во-первых, сам не исполняет своих предписаний, а, во-вторых, единственным глубинным мотивом для выдвижения этих требований является собственно родительское самолюбие. Формулируется это по-разному, но общим лейтмотивом звучит мысль: «я не могу позволить, что бы из-за ребенка кто-то подумал или сказал, что я плохой родитель». Прикрывается это множеством удобных социальных ярлычков, более или мене соответствующих ситуации: «должен…», «обязан…» и т.д. Тогда даже исполнение самых простых требований по поддержанию порядка в комнате становиться вечным и неисчерпаемым конфликтом. К тому же такая двойственность в родительском поведении никогда не воспитает в Вашем ребенке уважения – одного из самых важных чувств детско-родительских отношений. Как это относится к гиперактивным? Попытка подавить волю ребенка, переупрямить его исключительно «потому, что я так сказал», крики и угрозы часто приводят к парадоксальной реакции – вместо того что бы делать что-то быстрее ребенок впадает в «ступор». Гиперактивные очень отзывчивы на ласку (но не баловство и потакание капризам) и спокойным , помогающим поведением Вы добьетесь большего, чем приказами и угрозами. Помните, что если он не может сделать что-то, то этому есть реальная причина – ее нужно просто понять и устранить, а лень, капризы только внешнее проявление.
4. Относитесь к нему со взрослым уважением. Ребенок вырастет, а Вашего неуважения к нему не забудет и отплатит тем же. В качестве примера: воспитывать приемных детей особенно сложно, и практика показывает, что здоровые и счастливые семьи не те, где приемных детей любят жгучей, эмоциональной, любовью, а где они воспитываются в атмосфере взаимного уважения. Для желающих почитать, как это выглядит в жизни, рекомендую книгу: «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету.» авторства Г. Л. Выготской и Т. М, Лифановой, или же прочесть несколько коротких выдержек из этой книги в хрестоматии Ю. Б. Гиппенрейтер «Родителям: Как быть ребенком.» Как это относится к гиперактивным? Младшая дочь Л.С, Выгодского была «сложным ребенком» - но он находил к ней подход, боролся с ее истериками – полезный и интересный опыт.
5. Дослушивайте ребенка до конца, концентрируйте на нем внимание. Не смотрите мимо ребенка, не делайте вид, что вы его слушаете, когда сами заняты совершенно иными мыслями и делами. Вполне распространенная картина – щебечущий о чем-то, как птичка, ребенок и родитель, со взглядом устремленным в даль, механически, часто не впопад, отвечающий – «Ага… Конечно… Да ты что!.. Угу…» и т. д. «Точку» иногда ловят все, но для некоторых родителей это становиться стилем общения с ребенком. Причина – включенность требует от родителя значительной затраты сил, по этому он «экономит» энергию не вступая в контакт с ребенком, а скользит по поверхности. Если здесь и сейчас энергии для взаимодействия нет, значит, что-то энергию забирает. Обычно это разного рода проблемы, эмоциональные конфликты, которые занимают сознание человека без остатка и не отпускают его, даже если он давно вышел из этой ситуации, а конфликт исчерпан. Для ребенка такая ситуация опасна тем, что он не учиться адекватно выстраивать взаимодействие миром – он не чувствует контакта с родителем, соответственно не научается контактировать с миром. Он всегда остается сам по себе и ни в одно взаимодействие не включен по-настоящему – такой стиль поведения устанавливается очень рано и определяет дальнейшее развитие ребенка (познавательная активность и то, как он будет строить отношения с другими). При этом растворяться в ребенке, полностью стирая границу между его и своими интересами, то же нельзя. Есть время говорить и думать о чем-то вместе, есть время побыть каждому в одиночестве, наедине со своими мыслями. Ребенок 5-6 лет уже способен понять эту мысль и научиться уважать Ваше личное время. Как это относится к гиперактивным? Ребенок в общении со взрослым учиться концентрировать свое внимание на чем-то, доносить свою мысль до другого, получать ответ и корректировать и свои представления о мире, предсказывать реакцию на свои слова. Взрослый удерживает ребенка в поле своего внимания, а ребенок учиться этому процессу у взрослого.
6. Развивайте речь. Речь – самый главный двигатель развития ребенка. Это та ниточка, на которую цепляются все «жемчужины» психического развития ребенка – память, мышление, воображение. Разговаривайте с ребенком с самого раннего возраста, помогайте ему выразить мысль - пусть даже с Вашей точки зрения она звучит глупо и наивно, учите рассказывать о том, что он видит, учите его удивляться, любоваться, додумывать мысль до конца. Придумывайте шутки, «наоборотки», сказки, фантазии. Вспомните все игры со словами в которые играли в детстве («Я знаю пять названий…», «да и нет не говорить...» Здесь не требуются классические «школьные» занятия по развитию речи. Просто отвлекайтесь иногда от своих дел и не ленитесь разговаривать с ребенком. Как это относится к гиперактивным? Одна из характерных проблем детей с СДВГ – это неумение контролировать свои действия с помощью речи. Он не умеет выстаивать внутренний монолог-алгоритм: «сейчас я сделаю так, а потом надо сделать вот это…», и следовать ему. Этой функции их приходиться обучать специально. Помним, что даже взрослые, сталкиваясь со сложной, незнакомой деятельностью проговаривают действия «про себя».
7. Общение и познание. Фильтруйте информацию. - «Ты есть то, что ты ешь» - если понимать под пищей информацию, то эта поговорка остается так же актуальна. Другое высказывание, принадлежащие А.С. Макаренко: «Красота есть функция труда и питания», то же вполне верно – что бы ум и тело были красивыми и сильными их надо правильно питать и заставлять работать. Обилие информации заметно притупило родительскую чувствительность. Дикие, грубые, истеричные персонажи, не имеющие никакой связи с реальностью, учат детей как нужно общаться, как решать проблемы, что ценно, что не очень, дают противоречивую и искаженную информацию о мире. При этом не к чему перегибать палку и демонстрировать детям исключительно познавательные передачи (их тоже нужно «отфильтровывать», даже если снято в ВВС) чтобы не происходило «замусоривания» детских голов многочисленными, но бесполезными фактами. «Пища» должна быть адекватна возрасту, должна стимулировать на размышления. По этому, хорошо смотреть мультфильмы, фильмы, передачи вместе с ребенком, а не оставлять его у телевизора в одиночестве, по крайней мере, при первом просмотре. Обращайте его внимание на детали, рассуждайте и обсуждайте, просите рассказать или объяснить его что-то из увиденного. Пусть такие сеансы будут происходить редко, но пользы от них будет больше, чем от всех познавательных передач на свете. Как это относится к гиперактивным? Давно доказано, что транслируемые с экрана модели поведения усваиваются так же быстро и прочно, как и то, что ребенок наблюдает «в живую». Для детей со сниженной функцией самоконтроля это актуально вдвойне. Грамотно же подобранный и проработанный материал поможет ребенку натренировать внимание, сформировать навыки анализа, синтеза, поможет поставить устную повествовательную речь и т.д.
8. Осторожно, планшет! – по большому счету Вашему ребенку не нужен посредник для изучения окружающего мира. А мы, взрослые, этими «посредниками» их исправно снабжаем. Современная реальность такова, что дети, большей частью, растут и взрослеют в четырех стенах, а любимой книжкой для них становиться телевизор, а затем компьютер.Необходимые навыки самоконтроля, стратегического мышления, постановки целей, которые тренировались в компании сверстников во дворе, за изготовлением игрушек моделек, картинок (единственная доступная красивость – только та, которую сделаешь сам), чтением книг не тренируются сейчас совсем. На смену простым и естественным «детским» занятиям и играм пришли планшеты , которые, в принципе, сконструированы так, что не могут развить ни одно навыка кроме точного тычка пальцем по цели. А все «развивающие» игры, заложенные в игрушку, не стоят того вреда, который наноситься игрой с планшетом подспудно (посаженное зрение, опасные излучения процессора, неправильная осанка и т.д.). Скорее они служат оправданию лени родителей. Кроме того, что у детей не развиваются навыки усидчивости, планирования, мелкой моторики (помним, у детей интеллект живет на кончиках пальцев, а под ними - экран планшета), происходит формирование негативной установки на получение мгновенного результата без усилий, без переживания неудачи и успеха. Как это относится к гиперактивным? Пока ребенок пользуется этим удивительным костылем цивилизации даже и думать не чего о том, что бы он побежал. Проблема гиперактивных детей как раз и состоит в том, что бы научиться адекватно и умело взаимодействовать с миром в больших и малых его проявлениях. Планшет, к сожалению, как бы он ни был ярок и привлекателен для детей и родителей, эту возможность купирует. Кроме того, мигание планшетного экрана утомляет и раздражает нервную систему гораздо сильней, чем экран телевизора.
9. Знайте индивидуальные особенности Вашего ребенка. – Перестаньте сравнивать Вашего ребенка с тем, что Вам «хотелось бы» и перестаньте досадовать. Возьмите на себя труд изучить хотя бы базовую информацию о характере, темпераменте, ведущем канале восприятия информации. Рекомендую к изучению книгу Кузнеченковой Светланы Олеговны «Ваш ребенок – кто он? Хирург, художник или…президент?» и одну из последних книг Ю. Б. Гиппенрейтер –«У нас разные характеры, как быть?». Эти книги дают первое представление о том, на какой физиологической природе держится характер и вообще весь способ усвоения информации/реагирования. Как это относится к гиперактивным? Им тяжело делать что-то произвольно, поэтому Вам, как родителю, необходимо искать природные «ресурсы» ребенка, его сильные стороны, которые помогут скомпенсировать и «подтянуть» неразвитые навыки. К тому же, зная его слабые стороны, Вам будет проще обходить сложные педагогические моменты, легче выстраивать отношения, ритмы работы и отдыха, систему поощрений и наказаний.
10. Режим дня для родителя и ребенка – В основе любых занятий по воспитанию должно лежать ритмичное повторение. Режим дня это один из таких ритмов. Иногда клиенты рассказывают, что делают уроки с детьми по 4-5 часов подряд (!), а иногда его досуг не занят ничем, кроме компьютера. Чтобы не занимать много места скажу только, что это один из основных инструментов коррекции, один из самых эффективных, самых сложных для родителя (им то же очень тяжело менять свои привычки) и самых наглядных. Рекомендую найти в сети цикл передач «Супер няня» и посмотреть, как это работает в жизни.
11. Возможность для проявления активности и достаточное время для синтеза – То, о чем забывают многие родители. А именно, что у человека есть природная потребность в движении, которую нужно развивать и поддерживать. А если ее долго и искусственно подавлять – например, заставлять часами, изо дня в день, просиживать за учебниками, то это приведет либо к переутомлению и постоянному отвлечению, либо к болезни. Нормальная, здоровая физическая нагрузка – залог хорошей работоспособности и светлого ума. Помните так же, что любой навык, любая тренируемая способность, любое знание нуждаются в периоде синтеза – когда активная работа не производится, ребенок находится в состоянии покоя, но в его голове складывается новая картина мира, вложенные программы усваиваются, становятся «своими». Не торопитесь клеймить ребенка бестолочью, лентяем, не огорчайтесь отсутствию немедленных и явных успехов (Вы же так старались!), дайте ему время усвоить и понять то, что он получил.
12. Игры и нестандартные методы обучения – Любой навык тренируется с помощью игры. Собственно это и есть самая главная задача игры – создать некое пространство, в котором возможна отработка определенного навыка (см. подробнее здесь). А для детей с СДВГ игра становиться настоящим спасением – ведь им тяжело удерживать внимание на большом объеме «скучного» материала. 13. Консультирование у специалистов – Если у Вас есть вопросы и по поводу поведения ребенка, его самочувствия и т.д.: ищите информацию. Не бойтесь посещать специалистов - врачей, психологов, логопедов, консультироваться у педагогов. Хорошо, если такой специалист не один, а несколько - Вы будете иметь более полную и ясную картину, легче выработаете план действий. Помните, что в нашей стране любая помощь – медицинская, социальная, психологическая или иная - сугубо добровольная и конечное решение о том, нужно ли принимать прописанные препараты, ходить на дополнительные занятия, следовать коррекционным программам, принимать только Вам, и ответственность за принятие или отказ то же только Ваша. Но знать о проблеме, представлять, что ждет Вас и Вашего ребенка в будущем, Вы обязаны как родитель, отвечающий за благополучие своего ребенка.
14. Здравый смысл родителей – видеть, что происходит в семье, разумно относится к советам, предписаниям, рекомендациям. – Пункт в пояснении не нуждающийся
На этом, пожалуй, и все. Спасибо за внимание, удачи и успехов.
Рекомендую ознакомиться: Стандарты лечения синдрома импульсивности, невнимательности, гиперактивности (СНИГА или СДВГ) - http://nervos.ru/sdvg-2/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|