Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Коротко о методе биологической обратной связи (БОС) и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Метод функционального биоуправления (ФБУ) опирается на универсальный закон адаптации, согласно которому мозг человека для управления функциями организма постоянно получает ответ от всех органов и систем информацию об их состоянии, мгновенно оценивает все положительные и отрицательные результаты взаимодействия с окружающим миром и вносит необходимые коррективы.

Принцип биологической обратной связи (БОС) заключается в следующем - мозг, получая информацию в режиме реального времени, может оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализуя волевой контроль поведения.

Фундаментом для развития метода биоуправления, как научного направления, послужили исследования в области физиологии конца XIX - начала XX века. Идея возможности произвольного управления физиологическими процессами с помощью информации об этих процессах, предоставляемых пациенту, появилась в начале столетия, но успешная реализация экспериментов, стала возможна лишь в 60-х годах в связи с развитием технологических возможностей, позволяющих реализовать идею в реальном масштабе времени. Именно создание технологической базы, позволило американским исследователям положить начало практическому применению систем обучения саморегуляции (специалисты NASA (США) работали в системе биоуправления для предупреждения стрессовых состояний у астронавтов).

Согласно определению Американской Ассоциации Прикладной Психофизиологии и Биологической Обратной Связи (ААРВ), биологическая обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

Основой для создания метода биологической обратной связи послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этим необходимо упомянуть великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова — авторов теории условных рефлексов. В ХХ веке идейными продолжателями исследований И.М. Сеченова и И.П. Павлова стали К.М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний). Активное изучение метода началось в конце 50-х годов ХХ века. Пионерами в разработке методов биологической обратной связи в нашей стране стали ученые Института экспериментальной медицины Российской Академии Медицинских Наук (г.Санкт-Петербург), в котором свыше 30 лет проводятся систематические исследования в этом направлении. С Институтом экспериментальной медицины связано и начало работы над технологией биологической обратной связи. Применению метода биологической обратной связи в клинической практике посвящены многочисленные работы школы Н.Н. Василевского — Н.В. Черниговской, О.В. Богданова, Н.М. Яковлева, Д.Ю. Пинчука и др. Эти исследования продолжаются и в настоящее время: в рамках Санкт-Петербургской физиологической школы, в Москве под руководством члена-корреспондента РАМН А.М. Вейна, в МГУ им. Ломоносова под руководством С.А. Исайчева, в Научном Центре Психического Здоровья РАМН, в Новосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка и ряде других научных центров. Примерно с середины XX века стали разрабатываться и использоваться методы, в которых устанавливалась биологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны, мышечной силы, артериального давления).

Наибольший вклад в его развитие внесли:

  • исследования Miller N.E., DiCara L.V.(1968) по выработке у животных висцеральных условных рефлексов оперантного типа;
  • исследования Sterman M.B.(1980) о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторного усиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человека;
  • открытие Kamiya J.(1968) способности испытуемых произвольно изменять параметры своей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи об их текущих значениях.

В 70-е годы значительное внимание уделялось изучению так называемого альфа-обучения и альфа-состоя­ний, обусловленного усиленным альфа-ритмом в ЭЭГ человека.

В настоящее время расширяется сфера применения метода биологической обратной связи в России. Метод внедрен в многие клиники, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также для развития произвольности высших психических функций. Происходит постепенное внедрение метода в образовательную систему.

БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс пред­ставляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает. Например, обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижению симпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.

Показаниями для применения данного метода являются:

  • Мигрени;
  • Головные боли      напряжения;
  • Постинсультные      нарушения;
  • Эпилептические      синдромы и эпилепсия;
  • Депрессия      (реактивная, униполярная;)
  • Бессонница;
  • Тревожные      нарушения;
  • ADD/ADHD      (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • Бруксизм,      тиннитус;
  • Дислексия, дизартрия;
  • Заикание      (логоневроз);
  • Блефароспазм;
  • Гипергидроз;
  • Посттравматический      стрессовый синдром;
  • Синдром      хронической усталости;
  • Постоперационные      нарушения походки и тонуса мышц;
  • Хронический      болевой синдром;
  • Боли в      фантомных конечностях;
  • Фибромиалгия;
  • Сколиоз;
  • Рассеянный      склероз;
  • Недержание      мочи у взрослых;
  • Ночной энурез      у детей;
  • Психоиммунологические      нарушения;
  • Гипертоническая      болезнь;
  • Болезнь Рейно;
  • Бронхиальная      астма;
  • Язвенная      болезнь;
  • Синдром      раздражения толстой кишки;
  • Ревматоидный      артрит;
  • Предменструальный      синдром, менопауза;
  • Эректильная      дисфункция (импотенция);
  • Сахарный      диабет I и II типов;
  • Тиреотоксикоз;
  • Алкоголизм;
  • Наркомания;
  • Табакокурение;
  • Подготовка беременных к родам;

Противопоказанием к применению являются: состояния острого психоза, фотосенситивная эпилепсия, выраженное слабоумие.

Преимущества метода функционального биоуправления:

1. Объективность - во время сеанса отражаются объективные данные о состоянии конкретных физиологических параметров в каждый конкретный момент времени, что позволяет избежать субъективных оценок успешности действий обучающегося.

2. Универсальность - метод может использоваться в медицине, в педагогике, в психологии и т.д.

3. Полифункциональность, комплексность - работа с одним параметром, влияет на состояние в целом, как на физиологическом уровне, так и на эмоциональном.

4. Точность направленности воздействия - метод работает с причиной, а не со следствием нарушения.

5. Безопасность.

6. Немедикаментозность - метод позволяет использовать внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Из восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма при повышении качества функционирования его систем.

7. Краткосрочность обучения (с среднем достаточно 8 занятий).

8. Долговременность - способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, навык вырабатывается на уровне памяти тела, что обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма.

На энцефалограмме при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью отмечается недостаточность β-ритма, который является одним из параметров электрической активности головного мозга, который обеспечивает концентрацию внимания. Для повышения концентрации внимания ученые предложили использовать метод биологической обратной связи, при котором пациенты могут самостоятельно воздействовать на ритмы электрической активности головного мозга.

Этот метод позволяет мозгу самостоятельно найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Поскольку у детей мозг достаточно пластичен, его можно "обучить" правильному функционированию.

 

.

 

 



Просмотров: 687
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике
  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Петли обратной связи в семейной системе
  • Магия позитивной обратной связи
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Что полезно знать учителям об обратной связи?
  • О пользе обратной связи на примере Крошки Цахеса.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без. Новые подходы
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • О связи внимания и дыхания. Экстаз/исступление.
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Везде нужны связи.. хорошие нейронные связи
  • Синдром дефицита внимания у взрослых
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Синдром дефицита внимания.
  • Синдром дефицита внимания (СДВ): всем по диагнозу?
  • Синдром дефицита внимания у дошкольников. Диагностика. Ч.2.
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь