|
Что полезно знать учителям об обратной связи?Автор статьи: Ереметова Ольга Леонидовна
Тема «обратной связи» между администрацией и учителями, учителями - коллегами, учителями и учениками, учителями и родителями очень актуальна и очень болезненна в образовании. Без нее нет видения проблем и перспектив роста и развития. В то же время культура подачи обратной связи часто такова, что от неё хочется закрыться и пропустить мимо ушей. Обратная связь – это отклик на поведение, слова, продукт деятельности другого человека. Она помогает человеку избавляться от слепых пятен в познании себя. Информация известная другим о человеке, но неизвестная ему самому, становится доступной. Когда человек получает обратную связь, он получает представление о том, как внешний мир реагирует на его действие и может сделать выводы, нужно ли что-то менять. В целях самопознания интересно спросить своих коллег о себе, уменьшить зону "слепого пятна". Так можно потренироваться в умении давать и получать обратную связь. Говорить ≠ Давать обратную связь. Критиковать ≠ Давать обратную связь. Невербально выражать свое отношение ≠ Давать обратную связь. Существуют определенные правила делающие разговор, критику, замечания, жесты обратной связью. Важно! Эти правила не меняются в зависимости от возраста, иерархического статуса, близости отношений. Обратная связь не должна быть беспорядочной. В идеале, давать её нужно только если о ней просили или о ней условились. Например, после проведенного мероприятия коллега просит дать свой отзыв. Или, ответ на уроке предполагает обратную связь в форме отметки или высказывания учителя.
Обратная связь должна помогать и развивать, а не унижать, оскорблять, наказывать. Содержание и форма подачи обратной связи должны показывать человеку зоны достижений и зоны роста.
Процесс обратной связи – это диалог. Предоставьте возможность собеседнику выражать его мнение относительно предмета разговора. Не стоит забраковывать его точку зрения, даже если вы с ней не согласны.
Обратная связь должна касаться поведения/нарушения/ситуации/качества, а не личности человека. Предметом обратной связи должно стать что-то определенное. Совсем не время вспоминать старые прегрешения.
Не давать обратную связь прилюдно, если человек этого не просил.
Как научиться воспринимать критику как обратную связь 1. Воспринимайте критику как кредит доверия Вам. Вас не стали бы критиковать, если бы сомневались в ваших возможностях исправить ошибки; 2. Если вы слышите критичную обратную связь в свой адрес от кого-либо, значит, вас воспринимают как благородного и культурного человека, который в дальнейшем не позволит себе как-либо притеснять критикующего в отместку за его замечания; Вас воспринимают как близкого человека, который способен по-простому принять информацию о себе; 3. Критику следует воспринимать отстраненно, не допуская информацию сразу в область чувств. Для этого все идущие к вам слова, помещайте на воображаемый защитный экран перед вами. Проанализируйте информацию: с чем вы согласны и заметили это о себе тоже (по тесту Окно Джогари – открытая зона), что новое (слепое пятно), с чем из этого вы согласны и с чем не согласны. Примите решение о том, какую полученную информацию вы будете считать истинной о себе, какие действия предпримите в связи с новыми знаниями о себе. 4. Воспринимайте критику конструктивно. Ее полезность заключается в следующих аспектах: · потенциально критика является источником развития, поскольку дает возможность разглядеть то, что выпало из круга вашего внимания, сигнализирует о возможных накладках в работе, вовремя подталкивает к принятию необходимых решений; · критика приводит к обдумыванию как ее причин, так и возможностей исправить ситуацию, а также раскрывает отношение к критикуемому; · по числу незаслуженных критических высказываний внутри коллектива можно оценить психологическую атмосферу в нем. Большое их количество свидетельствует о нездоровом климате и необходимости пересмотра сложившихся отношений; · воздержание от критики и обратной связи «не лечит болезнь», а лишь усугубляет, поэтому старайтесь выслушать все замечания прежде, чем включите защиту; 5. Учитесь в любой критике находить полезное зерно для себя, не зацикливаясь на целях критикующего. Способы подачи обратной связи«Бутерброд» Описание: блок развивающей обратной связи находится между двумя блоками позитивной обратной связи. Сначала дается положительная информация, затем негативная, заканчивается – снова положительной. Отсюда и название «бутерброд». Применяется в беседах по постановке целей, корректировке результатов, развитию. Обычно не применяется для дисциплинарных бесед, ситуаций, связанных с нарушениями, невыполнением обязанностей, где требуется корректировка поведения. B.O.F.F. Описание: аббревиатура из начальных букв английского названия четырех ступеней модели. Поведение (Behaviour) — Результат (Outcome) — Чувства (Feelings) — Будущее (Future).
Выберите подходящий способ подачи обратной связи для следующих ситуаций:
Овладение перечисленными навыками позволит научиться давать обратную связь коллегам, ученикам, родителям правильно и максимально эффективно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|