Обратная связь в помощь

Обратная связь — это способ помочь обратившемуся за ней задуматься над коррекцией своего поведения, предоставление информации о том, как его воспринимают другие. Она помогает человеку поддерживать адекватное представление о своем поведении и, таким образом, успешнее достигать своих целей.

Использование ОС предполагает четкое осознание консультантом ее значения в контексте диалога. Приведем некоторые критерии ее эффективности.

0. ОС предоставляется исключительно по запросу, что и говорит о желании её послушать (хотя не говорит о готовности её усвоить, поэтому предоставляя ОС, важно не увлекаться предоставлением, а и посматривать на собеседника - не подавился ли он, может уже по спинке похлопать).

1. ОС носит скорее описательный, чем оценочный характер.

Давая описание поведения, связи событий, предоставляется свобода выбора — использовать или не использовать сторонние наблюдения для изменения отмеченных аспектов поведения. Избегая оценочного стиля, тем самым уменьшается потребность в защитах.

2. ОС скорее специфична, чем обща.

ОС фокусирует внимание лишь на некоторых аспектах поведения, убеждений и переживаний и не затрагивает личность в целом.

3. ОС направлена на те аспекты поведения, которые человек способен изменить.

Необходимо исходить из реальных возможностей человека. Поэтому в структуре диалога ОС может использоваться после хотя бы приблизительной оценки способностей и готовности человека к изменениям, а главное – его желания, восприимчивости к ней.

Исходя из установки, что человек вообще способен и имеет возможность меняться, тем не менее необходимо четко представлять, что с одними недостатками он может конструктивно работать, а другие находятся в данный момент вне поля его контроля. Указывая на последние, консультант лишь способствует возрастанию фрустрации.

4. ОС учитывает интересы и дающего, а не только принимающего ее. С этой точки зрения консультанту уместно задуматься, предоставляя человеку “острую” ОС, какие потребности в данный момент он реализует и чьи проблемы решает. Например, нет ли за стремлением помочь другому, стремления самоутвердиться…

5. ОС своевременна.

ОС максимально эффективна, когда выдается сразу вслед за соответствующей реакцией человека (в зависимости, конечно, от его готовности услышать ее).

6. ОС носит персонифицированный характер.

Используется посылка с “Я” (“Я так вижу...” “Я так понимаю...” “Я так чувствую...”).

7. ОС должна быть минимально повторяемой. Не следует использовать вторично уже однажды выданную ОС. Если человек ее не услышал, то, по-видимому, не желал или не был готов услышать. Это можно прокомментировать, дав время для обдумывания.

8. ОС не может быть только негативной или только позитивной.

Хотя ОС скорее более описательна, чем оценочна, реально очень сложно “вывести за скобки” оценочную составляющую, поэтому явная или неявная оценка, звучащая в беседе, должна быть сбалансирована.

9. ОС эффективна при определенной доле эмоциональной включенности консультанта.

Излишняя закрытость и некоторая холодность консультанта делают ОС формальной и механической, звучащей как сухая констатация. При излишней эмоциональной вовлеченности содержательные аспекты ОС могут быть проигнорированы человеком, расценившим консультанта как чрезмерно субъективного.

 

Несмотря на то, что здесь используется термин «консультант» применительно к тому человеку, который предоставляет обратную связь, предоставление ОС может быть в любых условиях взаимодействия, когда один человек хочет понять, как он воспринимается другим человеком и другой располагает этой возможностью.

Если обратной связью решат воспользоваться, скажем, партнёры по бизнесу, или супруги, важно, чтобы этот сеанс был ограничен во времени и проигран через время со сменой ролей – для восстановления баланса. Это позволит избежать напряжения и получить максимум пользы – знание, понимание того, кто и как воспринимается, помогает стать ближе, улучшить контакт и успешнее добиваться общих целей.

 



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Кто такой психолог-консультант, как он работает и чем может помочь?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Один в поле не воин, или чем может быть полезна интерактивная групповая психотерапия
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Если мужчина сделал это хотя бы однажды - бросайте его!
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Чем может быть полезен психолог или психотерапевт
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Чем психология может помочь человеку?
  • Забота и то, что может быть под ней
  • Что может быть важно ребенку
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Кому и чем может помочь HR консультант?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь