|
Обратная связь в помощьАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Обратная связь — это способ помочь обратившемуся за ней задуматься над коррекцией своего поведения, предоставление информации о том, как его воспринимают другие. Она помогает человеку поддерживать адекватное представление о своем поведении и, таким образом, успешнее достигать своих целей. Использование ОС предполагает четкое осознание консультантом ее значения в контексте диалога. Приведем некоторые критерии ее эффективности. 0. ОС предоставляется исключительно по запросу, что и говорит о желании её послушать (хотя не говорит о готовности её усвоить, поэтому предоставляя ОС, важно не увлекаться предоставлением, а и посматривать на собеседника - не подавился ли он, может уже по спинке похлопать). 1. ОС носит скорее описательный, чем оценочный характер. Давая описание поведения, связи событий, предоставляется свобода выбора — использовать или не использовать сторонние наблюдения для изменения отмеченных аспектов поведения. Избегая оценочного стиля, тем самым уменьшается потребность в защитах. 2. ОС скорее специфична, чем обща. ОС фокусирует внимание лишь на некоторых аспектах поведения, убеждений и переживаний и не затрагивает личность в целом. 3. ОС направлена на те аспекты поведения, которые человек способен изменить. Необходимо исходить из реальных возможностей человека. Поэтому в структуре диалога ОС может использоваться после хотя бы приблизительной оценки способностей и готовности человека к изменениям, а главное – его желания, восприимчивости к ней. Исходя из установки, что человек вообще способен и имеет возможность меняться, тем не менее необходимо четко представлять, что с одними недостатками он может конструктивно работать, а другие находятся в данный момент вне поля его контроля. Указывая на последние, консультант лишь способствует возрастанию фрустрации. 4. ОС учитывает интересы и дающего, а не только принимающего ее. С этой точки зрения консультанту уместно задуматься, предоставляя человеку “острую” ОС, какие потребности в данный момент он реализует и чьи проблемы решает. Например, нет ли за стремлением помочь другому, стремления самоутвердиться… 5. ОС своевременна. ОС максимально эффективна, когда выдается сразу вслед за соответствующей реакцией человека (в зависимости, конечно, от его готовности услышать ее). 6. ОС носит персонифицированный характер. Используется посылка с “Я” (“Я так вижу...” “Я так понимаю...” “Я так чувствую...”). 7. ОС должна быть минимально повторяемой. Не следует использовать вторично уже однажды выданную ОС. Если человек ее не услышал, то, по-видимому, не желал или не был готов услышать. Это можно прокомментировать, дав время для обдумывания. 8. ОС не может быть только негативной или только позитивной. Хотя ОС скорее более описательна, чем оценочна, реально очень сложно “вывести за скобки” оценочную составляющую, поэтому явная или неявная оценка, звучащая в беседе, должна быть сбалансирована. 9. ОС эффективна при определенной доле эмоциональной включенности консультанта. Излишняя закрытость и некоторая холодность консультанта делают ОС формальной и механической, звучащей как сухая констатация. При излишней эмоциональной вовлеченности содержательные аспекты ОС могут быть проигнорированы человеком, расценившим консультанта как чрезмерно субъективного.
Несмотря на то, что здесь используется термин «консультант» применительно к тому человеку, который предоставляет обратную связь, предоставление ОС может быть в любых условиях взаимодействия, когда один человек хочет понять, как он воспринимается другим человеком и другой располагает этой возможностью. Если обратной связью решат воспользоваться, скажем, партнёры по бизнесу, или супруги, важно, чтобы этот сеанс был ограничен во времени и проигран через время со сменой ролей – для восстановления баланса. Это позволит избежать напряжения и получить максимум пользы – знание, понимание того, кто и как воспринимается, помогает стать ближе, улучшить контакт и успешнее добиваться общих целей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|