Обратная связь в помощь

Обратная связь — это способ помочь обратившемуся за ней задуматься над коррекцией своего поведения, предоставление информации о том, как его воспринимают другие. Она помогает человеку поддерживать адекватное представление о своем поведении и, таким образом, успешнее достигать своих целей.

Использование ОС предполагает четкое осознание консультантом ее значения в контексте диалога. Приведем некоторые критерии ее эффективности.

0. ОС предоставляется исключительно по запросу, что и говорит о желании её послушать (хотя не говорит о готовности её усвоить, поэтому предоставляя ОС, важно не увлекаться предоставлением, а и посматривать на собеседника - не подавился ли он, может уже по спинке похлопать).

1. ОС носит скорее описательный, чем оценочный характер.

Давая описание поведения, связи событий, предоставляется свобода выбора — использовать или не использовать сторонние наблюдения для изменения отмеченных аспектов поведения. Избегая оценочного стиля, тем самым уменьшается потребность в защитах.

2. ОС скорее специфична, чем обща.

ОС фокусирует внимание лишь на некоторых аспектах поведения, убеждений и переживаний и не затрагивает личность в целом.

3. ОС направлена на те аспекты поведения, которые человек способен изменить.

Необходимо исходить из реальных возможностей человека. Поэтому в структуре диалога ОС может использоваться после хотя бы приблизительной оценки способностей и готовности человека к изменениям, а главное – его желания, восприимчивости к ней.

Исходя из установки, что человек вообще способен и имеет возможность меняться, тем не менее необходимо четко представлять, что с одними недостатками он может конструктивно работать, а другие находятся в данный момент вне поля его контроля. Указывая на последние, консультант лишь способствует возрастанию фрустрации.

4. ОС учитывает интересы и дающего, а не только принимающего ее. С этой точки зрения консультанту уместно задуматься, предоставляя человеку “острую” ОС, какие потребности в данный момент он реализует и чьи проблемы решает. Например, нет ли за стремлением помочь другому, стремления самоутвердиться…

5. ОС своевременна.

ОС максимально эффективна, когда выдается сразу вслед за соответствующей реакцией человека (в зависимости, конечно, от его готовности услышать ее).

6. ОС носит персонифицированный характер.

Используется посылка с “Я” (“Я так вижу...” “Я так понимаю...” “Я так чувствую...”).

7. ОС должна быть минимально повторяемой. Не следует использовать вторично уже однажды выданную ОС. Если человек ее не услышал, то, по-видимому, не желал или не был готов услышать. Это можно прокомментировать, дав время для обдумывания.

8. ОС не может быть только негативной или только позитивной.

Хотя ОС скорее более описательна, чем оценочна, реально очень сложно “вывести за скобки” оценочную составляющую, поэтому явная или неявная оценка, звучащая в беседе, должна быть сбалансирована.

9. ОС эффективна при определенной доле эмоциональной включенности консультанта.

Излишняя закрытость и некоторая холодность консультанта делают ОС формальной и механической, звучащей как сухая констатация. При излишней эмоциональной вовлеченности содержательные аспекты ОС могут быть проигнорированы человеком, расценившим консультанта как чрезмерно субъективного.

 

Несмотря на то, что здесь используется термин «консультант» применительно к тому человеку, который предоставляет обратную связь, предоставление ОС может быть в любых условиях взаимодействия, когда один человек хочет понять, как он воспринимается другим человеком и другой располагает этой возможностью.

Если обратной связью решат воспользоваться, скажем, партнёры по бизнесу, или супруги, важно, чтобы этот сеанс был ограничен во времени и проигран через время со сменой ролей – для восстановления баланса. Это позволит избежать напряжения и получить максимум пользы – знание, понимание того, кто и как воспринимается, помогает стать ближе, улучшить контакт и успешнее добиваться общих целей.

 



Просмотров: 523
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Прогноз может быть только удачным.
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Мама не может быть человеком
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Что может быть важно ребенку
  • Чем психология может помочь человеку?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Аноргазмия. Сексуальные женские проблемы. Секс может быть другим
  • Кому и чем может помочь HR консультант?
  • Это знание не может быть скорбным
  • Может ли помочь психолог человеку с шизофренией или клинической депрессией
  • Почему Причастие может помочь человеку? Психоаналитический взгляд
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как карьерный консультант может помочь в профориентации?
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Кто такой психолог-консультант, как он работает и чем может помочь?
  • Вредные советы на время карантина. Правила поведения в соцсетях и не только
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь