Магия позитивной обратной связи

Магия позитивной обратной связи

Как сладки критические замечания, исходящие из дружеских уст; в них веришь; от них становится грустно, ибо нет сомнения в том, что они правильны, но они не причиняют боли.

Оноре де Бальзак

Известен эксперимент, когда одну группу детей в школе хвалили и поощряли их любую активность, а другую же постоянно критиковали и ругали за ошибки. Результаты первых оказались существенно выше тех, что показали дети из второй группы.

Суть эксперимента заключалась в том, чтобы показать роль обратной связи, которую мы даем и получаем в жизни. Как критика, так и похвала – все это разновидности обратной связи. Как ни странно, но «молчание» в ответ является еще одной ее формой.

Ни для кого не секрет, что успешное обучение и развитие достигается во многом благодаря наличию качественной обратной связи. Мы оплачиваем услуги тренеров по фитнесу, ходим на семинары и тренинги в основном ради нее. Ведь по многим упражнениям мы знаем не только «что» делать, но даже и «как» это нужно делать. Тем не менее, все равно пользуемся услугами тренера. Дело в том, что мы понимаем, что благодаря его советам и подсказкам, желанный результат будет получен гораздо быстрее и качественнее.

Но не каждая обратная связь приводит к ощутимым результатам. И причина здесь далеко не в тренере или в выдающихся способностях обучающегося. Существуют так называемые принципы обратной связи высокого качества, известные в НЛП. В данной статье хочу коснуться некоторых самых главных из них. Первый принцип был исследован в эксперименте с детьми, описанном в начале статьи. Звучит он следующим образом:

1.Отсутствие критики. На тренингах бизнес-тренеров я прочувствовал значение этой установки. Большинство участников, оценивающих выступление своих коллег, сразу начинали критиковать их. И это несмотря на то, что они были ознакомлены заранее с данным принципом. Многие испытывали искушение сказать выступающему о том, что он сделал не так или о том, что им не понравилось. Часто, давая оценку кому-то в жизни, мы поступаем таким же образом. Но это противоречит принципу конструктивной обратной связи. Максимум, чего можно добиться таким образом, это потерять дружеское отношение и доверие к себе. Другими словами – разрушить раппорт. Отказавшись от критики, мы создаем атмосферу доверия и расположения друг к другу. Это необходимое условие того, что наша оценка других принесет пользу.

2.Первое слово предоставляется тому, чьи действия оцениваются. Мы сами – любители покритиковать себя. Поэтому прежде, чем давать кому-то оценку, лучше спросить его, что он сам об этом думает. Этим сразу удается «убить двух зайцев»: создать атмосферу доверия и вовлечь человека в процесс наблюдения и самоанализа. Собственные советы воспринимаются гораздо эффективнее, чем прозвучавшие из чужих уст.

3.Акцент делается на том, что получилось удачно. После того, как оцениваемый высказался, можно приступать к «выдаче» ему обратной связи. Начать следует с того, что у него получилось успешно. Это укрепляет веру в его собственные силы и поддерживает раппорт, который составляет фундамент позитивной обратной связи. Необходимо искренне похвалить человека за все, что ему удалось сделать хорошо.

4.О недостатках говорить, что добавить, в позитивной форме. Только теперь можно переходить непосредственно к тому, что необходимо поменять. Причем делать это нужно в позитивной форме, давая конкретные и понятные рекомендации. Легче всего сказать, что не получилось или было сделано неправильно. Но такие комментарии не дадут нужного эффекта – ведь непонятно что нужно делать вместо этого. В данном принципе заключается все мастерство тренера, чтобы «встроить» конструктивные комментарии в общую атмосферу доверия, которая была установлена заранее.

Резюме. Следование принципам обратной связи высокого качества не имеет ничего общего с критикой. О недостатках здесь говорится только в самом конце и то лишь в позитивной конструктивной форме. Немалую часть подобного способа оценки занимает установление доверительных отношений и дружественной атмосферы. После этого комментарии и советы по изменению будут восприниматься гораздо эффективнее, чем в случае обычной критики.

В завершение хочу предложить притчу о критике.

Oднaжды пoжилoй чeлoвeк и мaльчик путeшeствoвaли нa oслe. Мaльчик вeл oслa, a пoжилoй чeлoвeк eхaл нa oслe вeрхoм. Кoгдa oни прoхoдили мимo нeбoльшoй дeрeвни, нeскoлькo дeрeвeнских людeй прoнзитeльными гoлoсaми стaли критиковать: «Пoсмoтритe нa этoгo стaрикa, кoтoрый эксплуaтируeт этoгo бeднoгo мaльчикa! Чтo зa нeгoдяй!»

Пoслe тoгo кaк oни прoшли дeрeвню, пoжилoй чeлoвeк скaзaл: «Нaм лучшe пoмeняться, инaчe в слeдующeй дeрeвнe нaс тoжe будут oскoрблять». И oни пoмeнялись: пoжилoй чeлoвeк стaл вeсти oслa, a мaльчик пoeхaл вeрхoм.

Нo в слeдующeй дeрeвнe oни тoжe пoдвeрглись критике: «Пoсмoтритe нa этoгo эгoистичнoгo мaльчикa, нe увaжaющeгo свoeгo прeстaрeлoгo дeдa. Oн нe дaeт пoжилoму чeлoвeку eхaть вeрхoм нa oслe».

Тoгдa oни oбa рeшили пoйти пeшкoм, нo в слeдующeй дeрeвнe люди стaли кричaть: «Пoсмoтритe нa этих двух глупых людeй! У них eсть oсeл, нo oни прeдпoчитaют идти пeшкoм!»

Тoгдa пoжилoй чeлoвeк сдeлaл зaключeниe: «Нa сaмoм дeлe, нe вaжнo, чтo ты дeлaeшь, – люди всe рaвнo всeгдa будут критиковать».

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

Сказка про гранитное сердце

Притча про настойчивость

Как психологу поднять свою стоимость? (часть 1)

Как постройнеть с помощью шоколада? (техника)

Про умение благодарить

 

 

Надеюсь, что материал был интересен и полезен, т.к.это главные мои критерии для написания статей. Буду благодарен Вам за любую обратную связь.

 

Спасибо, что уделили время на прочтение!

 



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что полезно знать учителям об обратной связи?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Петли обратной связи в семейной системе
  • О пользе обратной связи на примере Крошки Цахеса.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Всё, что ты хочешь, находится на обратной стороне страха
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Панические атаки - что это и что с этим делать?
  • Моббинг, что это такое и что с этим делать?
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь