Эмоциональные связи: психоанализ и раннее детство (часть 1)

Как говорил создатель теории привязанности Боулби в своих лекциях, трудно переоценить вклад Фрейда в понимание связи между взрослой личностью и периодом детства.  Именно в младенчестве он видел эмоциональные корни нашей жизни. Позднее эти идеи Фрейда получили свое развитие в многочисленных исследованиях, хотя до 50-х годов прошлого столетия они наталкивались скорее на оппозицию и непонимание в научных кругах.

Эмоциональные связи психоанализ и раннее детство часть 1

Развитие психики и амбивалентность

Одним из наиболее важных опытов раннего детства является развитие способности ребенка регулировать внутренний конфликт между любовью и ненавистью к значимому для него объекту, или способность переживать амбивалентность.

Еще Фрейд, исследуя темы соперничества между братьями и сестрами, а также эдипального состязания с родителем своего пола, обнаружил эти испепеляющие бессознательные желания смерти, которые одновременно присутствуют на фоне чувств заботы и любви.

Неумение выдерживать внутренне напряжение, связанное с амбивалентностью в детстве становится причиной неспособности переживать нормальные чувства страха и вины, которые согласно Винникоту  являются свойством здоровой личности.

В ходе терапии мы пониманием, что в самом внутреннем конфликте нет ничего нездорового, ежедневно мы сталкиваемся с противоречивыми импульсами внутри нас, а также с проблемами выбора между противоречащими друг другу решениями.

Критерий психологического здоровья – это способность регулировать свои внутренние конфликты, основы которой формируются еще в младенческом возрасте.

Как развивается невроз

Как отмечал еще Фрейд, именно для невротиков характерно чувство любви и ненависти к своим родителям. Причина такой значимости заключается в том, что с детства ребенок испытывал сильное давление со стороны чувства потребности в любви, а также со стороны чувства ненависти к родителям. Обычно такие мощные импульсы возникают при отсутствии надлежащего внимания к его потребностям в безопасности и любви. В это связи наиболее критические последствия сулит ранняя сепарация на фоне предварительно сформировавшейся привязанности.

На основе исследований в Хэмпстедском приюте-яслях, Дороти Бёрлигам и Анна Фрейд, привели множество примеров того, как после разлуки со значимым человеком, няней или родителем, у детей формируется колоссальная враждебность по отношению к ним. Неоднократное повторение подобных переживаний формирует устойчивое ощущение того, что тебя не любят, бросают, отвергают. Вместе с тем ребенок испытывает глубокое отчаяние и гипертрофированную потребность в любви. Конфликт амбивалентности становится слишком интенсивным.

Наряду с ранней депривацией причиной усиления конфликта может быть неспособность самого родителя достаточно хладнокровно выдерживать ненависть со стороны ребенка, когда он дерзит, оскорбляет или выражает ненависть и гнев по отношению к нему.  В результате родители могут или наказывать ребенка, либо внушать ему невероятное чувство вины, показывать, что своей дерзостью он причинил им огромную боль. Оба этих метода приводят к тому, что когда во взрослом возрасте ребенок выражает свой гнев, у него непроизвольно возникает чувство страха и вины, в результате чего ему становится труднее контролировать себя.

Что же делать? Вседозволенность также неполезна для детей, какие-то разочарования со стороны родителей неизбежны.  Как говорил сам Боулби, если потребности ребенка в заботе и любви удовлетворены, то на фоне их другие фрустрации со стороны родителя становятся не столь существенными. Заботливое присутствие родителя, формирование безопасного и доступного пространства для игры и познания мира, а также дружеское, но твердое вмешательство при необходимости, мирное обуздание гнева, ревности, жадности и других чувств становится образцом саморегуляции, который дети неосознанно копируют и могут потом применять уже в зрелом возрасте. Твердое вмешательство предполагает не наказание, а скорее установление реалистичных правил и поддержание их выполнения.

В следующей статье будут рассмотрены некоторые эмоциональные проблемы родителей  и их влияние на развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Из Страха, Любви и чувства Вины.
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Как недостаток любви в детстве лишает нас любви во взрослом возрасте
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Творческое развитие ребенка зависит от маминой любви.
  • Стыд и чувство вины. Две стороны одной медали?
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • 16 критериев зрелой любви. Способность воспринимать и развивать чувства, задействованные в любви
  • Отцы и дети. Чувство вины из-за смерти родителя.
  • Языки любви у детей. Как определить язык любви у моего ребенка?
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Мазохизм и агрессия в любви или еще раз о наказании ребенка и ревности в любви.
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Эмоциональные связи: проблемы родителей (часть 2)
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Как потребность в любви становится способностью любить
  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • О вреде и пользе советов, а также о без вины виноватых психологах.
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Парадокс в развитии личности ребенка или как вырастить гения, зная сильные стороны.
  • Влияние ранней тактильной стимуляции на развитие ребенка
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка
  • Нужны ли мы друг другу: эмоциональные связи и уверенность в себе
  • Между Женским и Мужским. Взгляд со стороны
  • Стабильность и развитие: две стороны одной медали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь