|
Эмоциональные связи: психоанализ и раннее детство (часть 1)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Как говорил создатель теории привязанности Боулби в своих лекциях, трудно переоценить вклад Фрейда в понимание связи между взрослой личностью и периодом детства. Именно в младенчестве он видел эмоциональные корни нашей жизни. Позднее эти идеи Фрейда получили свое развитие в многочисленных исследованиях, хотя до 50-х годов прошлого столетия они наталкивались скорее на оппозицию и непонимание в научных кругах. Развитие психики и амбивалентность Одним из наиболее важных опытов раннего детства является развитие способности ребенка регулировать внутренний конфликт между любовью и ненавистью к значимому для него объекту, или способность переживать амбивалентность. Еще Фрейд, исследуя темы соперничества между братьями и сестрами, а также эдипального состязания с родителем своего пола, обнаружил эти испепеляющие бессознательные желания смерти, которые одновременно присутствуют на фоне чувств заботы и любви. Неумение выдерживать внутренне напряжение, связанное с амбивалентностью в детстве становится причиной неспособности переживать нормальные чувства страха и вины, которые согласно Винникоту являются свойством здоровой личности. В ходе терапии мы пониманием, что в самом внутреннем конфликте нет ничего нездорового, ежедневно мы сталкиваемся с противоречивыми импульсами внутри нас, а также с проблемами выбора между противоречащими друг другу решениями. Критерий психологического здоровья – это способность регулировать свои внутренние конфликты, основы которой формируются еще в младенческом возрасте. Как развивается невроз Как отмечал еще Фрейд, именно для невротиков характерно чувство любви и ненависти к своим родителям. Причина такой значимости заключается в том, что с детства ребенок испытывал сильное давление со стороны чувства потребности в любви, а также со стороны чувства ненависти к родителям. Обычно такие мощные импульсы возникают при отсутствии надлежащего внимания к его потребностям в безопасности и любви. В это связи наиболее критические последствия сулит ранняя сепарация на фоне предварительно сформировавшейся привязанности. На основе исследований в Хэмпстедском приюте-яслях, Дороти Бёрлигам и Анна Фрейд, привели множество примеров того, как после разлуки со значимым человеком, няней или родителем, у детей формируется колоссальная враждебность по отношению к ним. Неоднократное повторение подобных переживаний формирует устойчивое ощущение того, что тебя не любят, бросают, отвергают. Вместе с тем ребенок испытывает глубокое отчаяние и гипертрофированную потребность в любви. Конфликт амбивалентности становится слишком интенсивным. Наряду с ранней депривацией причиной усиления конфликта может быть неспособность самого родителя достаточно хладнокровно выдерживать ненависть со стороны ребенка, когда он дерзит, оскорбляет или выражает ненависть и гнев по отношению к нему. В результате родители могут или наказывать ребенка, либо внушать ему невероятное чувство вины, показывать, что своей дерзостью он причинил им огромную боль. Оба этих метода приводят к тому, что когда во взрослом возрасте ребенок выражает свой гнев, у него непроизвольно возникает чувство страха и вины, в результате чего ему становится труднее контролировать себя. Что же делать? Вседозволенность также неполезна для детей, какие-то разочарования со стороны родителей неизбежны. Как говорил сам Боулби, если потребности ребенка в заботе и любви удовлетворены, то на фоне их другие фрустрации со стороны родителя становятся не столь существенными. Заботливое присутствие родителя, формирование безопасного и доступного пространства для игры и познания мира, а также дружеское, но твердое вмешательство при необходимости, мирное обуздание гнева, ревности, жадности и других чувств становится образцом саморегуляции, который дети неосознанно копируют и могут потом применять уже в зрелом возрасте. Твердое вмешательство предполагает не наказание, а скорее установление реалистичных правил и поддержание их выполнения. В следующей статье будут рассмотрены некоторые эмоциональные проблемы родителей и их влияние на развитие ребенка.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|