|
Эмоциональные связи: проблемы родителей (часть 2)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Продолжая рассмотрение лекций Джона Боулби, создателя теории привязанности, в данной статье будет рассказано о некоторых эмоциональных проблемах родителей. Одной из крайностей в воспитании детей является следование некоему образу идеального бесконечно терпеливого родителя. Однако вне зависимости от нашего желания, негативные чувства по отношению к детям проявляются время от времени. Не стоит бояться этих проявлений, т.к. это показывает детям, что у родителей есть такие же проблемы, как и у них, а также помогает облегчить гнев. Почему дети хуже всего ведут себя в присутствии родителей? Нередко дедушки и бабушки, а также няни негласно или вслух обвиняют матерей в том, что те плохо справляются с детьми, аргументируя это тем, что пока мамы нет рядом, ребенок ведет себя превосходно. Однако с точки зрения теории привязанности такая разница обусловлена прочными эмоциональными узами между детьми и родителями. Благодаря им пробуждается полный спектр примитивных, т.е. базовых, наиболее бурных чувств, которые ребенок не открывает другим людям. Наиболее разумный путь – это развивать собственное интуитивное понимание потребностей ребенка, прислушиваться к нему, а не к советам посторонних людей, укреплять свою родительскую уверенность. Даже очень маленькие дети являются очень восприимчивыми к мимике, жестам, интонациям ухаживающего за ними человека. Поэтому не столько важно, какие методы, традиционные или современные использует мама в уходе за ребенком, сколько степень ее тревожности, уровень родительской уверенности в своих действиях и способность интуитивно адаптироваться к потребностям ребенка. Родительские проблемы и их истоки Согласно психоаналитическому подходу, многие родительские трудности проистекают из-за того, что родители сами не могут справляться со своими противоречивыми чувствами. Рождение ребенка с одной стороны пробуждает в матери чувства преданности, нежности и любви, при этом ее пугает периодическое вторжение эмоций раздражения и злости по отношению к нему. Истоки этих «вторжений» могут быть различными: например, если мама сама страдала от депривации, она может подсознательно стремиться обладать любовью своего ребенка и сделать все, чтобы обеспечить себе ее путем удушающего самопожертвования. Иногда с рождением ребенка в отце могут пробудиться некогда испытанные им в детстве чувства ревности по отношению к младшему брату или сестре. Если когда-то мать страдала от требовательности своей матери, то для нее может стать невыносимой требовательность младенца… Наиболее уязвимыми являются те родители, чьи амбивалентные, противоречивые чувства в детстве не имели возможности для выражения и в результате были вытеснены и подавлены. Иногда родитель также может проецировать на ребенка собственные «пороки», которые не хватает мужества признать в себе. Результатом становится усиленная борьба с детским эгоизмом, жадность, ленностью, сексуальностью, ревностью и т.д. –т.е. со всеми качествами, которые не хочется замечать в самом себе. Существует ли «идеальное воспитание»? Учитывая тот факт, что эмоциональные проблемы родителей и детей так часто взаимосвязаны, при разрешении «взрослых» трудностей часто успешно разрешаются и «детские». В то же время наряду с конфликтами, возникающими у детей по причине определенного обращения с ними в детстве, нельзя недооценивать важность интрапсихического конфликта. Такой внутренний конфликт зарождается в глубинах души ребенка и связан с его инфантильными фантазиями и ошибочными интерпретациями действительности. В юнгианской психологии такое фантазии можно заменить понятием архетипических ожиданий ребенка, которые присутствуют в нем, независимо от поведения реальных родителей. Поэтому даже при наличии прекрасных условий и надлежащего обращения с ребенком нельзя гарантировать, что у него не возникнет каких-либо трудностей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|