Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Семья, является основной ценностью любо­го государства. Снижение в силу тех или иных причин соци­альной ценности отдельных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ограничивает раскрытие потен­циальных возможностей человека. В подобной ситуации воз­никает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан.

В связи с этим можно обозначить ряд социально - педагогических проблем, на примере дедтей - инвалидов по зрению.

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом зрения изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье ока­зываются лишенными родительского внимания. Часто роди­тели полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей.

Обучение ребенка с нарушением зрения в образователь­ном учреждении. Нет возможности обучать слепых и слабо­видящих детей в общеобразовательных школах, оказывая им тифлологическую помощь, а изоляция незрячих детей в спе­циализированных образовательных учреждениях усложняет их интеграцию.

Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспи­тывающие ребенка с нарушением зрения, получают крайне недостаточную информацию о том, чему и как его учить, как управлять его поведением.

Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением зре­ния, а отсутствие социально-педагогических услуг обуслов­ливает то, что большинство детей с нарушением зрения не могут развить свои способности, реализовать увлечения и ин­тересы.

Нехваткапсихолого-медико-педагогических знаний. Вбольшинстве случаев родители, имеющие детей с проблемами зре­ния, переоценивают или недооценивают дефект зрения, что еще раз подтверждает необходимость родительского просве­щения.

Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются: каким он родит­ся, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюда­ются чувства гнева, вины, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают. Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекла­дывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работни­ков, учителей. Некоторые делают и то, и другое.

 

Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а бла­гополучие и социальная адаптация семьи окажутся невоз­можными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаи­модействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.

Отношение общества к ребенку-инвалиду. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни стал­киваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстни­ков к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Практика работы с семьями детей-инвалидов с нарушени­ем зрения показывает, что такие семьи по отношению к про­блеме можно условно подразделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструк­тивный характер, не углубляются в длительные пережива­ния случившегося, а пытаются более эффективно приспосо­биться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструк­тивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее роди­тели уже успели выработать позитивные установки по отно­шению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструк­тивный характер, который может выражаться в форме:

• игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы —
пусть выкарабкивается сам»);

•  жестокого обращения и эмоционального отвержения
ребенка;

• акцентуации на проблеме семьи.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нару­шениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях де­тей-инвалидов с нарушением зрения и другими ограничени­ями, необходимо решать постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования.



Просмотров: 654
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • За ребенка должны решать родители.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь