|
Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Автор статьи: Титова Анна Вячеславовна
Семья, является основной ценностью любого государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан. В связи с этим можно обозначить ряд социально - педагогических проблем, на примере дедтей - инвалидов по зрению. Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом зрения изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными родительского внимания. Часто родители полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Обучение ребенка с нарушением зрения в образовательном учреждении. Нет возможности обучать слепых и слабовидящих детей в общеобразовательных школах, оказывая им тифлологическую помощь, а изоляция незрячих детей в специализированных образовательных учреждениях усложняет их интеграцию. Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспитывающие ребенка с нарушением зрения, получают крайне недостаточную информацию о том, чему и как его учить, как управлять его поведением. Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением зрения, а отсутствие социально-педагогических услуг обусловливает то, что большинство детей с нарушением зрения не могут развить свои способности, реализовать увлечения и интересы. Нехваткапсихолого-медико-педагогических знаний. Вбольшинстве случаев родители, имеющие детей с проблемами зрения, переоценивают или недооценивают дефект зрения, что еще раз подтверждает необходимость родительского просвещения. Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства гнева, вины, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают. Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают и то, и другое.
Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения. Отношение общества к ребенку-инвалиду. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком. Практика работы с семьями детей-инвалидов с нарушением зрения показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно подразделить на две группы. Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку. Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструктивный характер, который может выражаться в форме: • игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — • жестокого обращения и эмоционального отвержения • акцентуации на проблеме семьи. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений. Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей-инвалидов с нарушением зрения и другими ограничениями, необходимо решать постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|